Что необходимо для инвестиционной привлекательности страны?! Полагаю, внятное законодательство, как и внятные артикуляции властей по ключевым направлениям, мягкий налоговый режим и поменьше административных барьеров. И, справедливости ради, стоит сказать, что правительство, пусть где-то коряво, но движется вперед. Но все потуги властей разбиваются от другие барьеры – об охрану и турникеты во властных заведениях.
На днях в Астане проходил Форум машиностроителей, куда собрался инженерно-продвинутый люд. К программе Форума я отнесся достаточно прохладно, даже не отообедав халявно, ушел встречаться с казахстанским велосипедистом Андреем Кашечкиным. Как потом говаривали коллеги, мой выбор был намного интереснее, нежели сидеть в скучно зале Форума.
Так вот. Известный казахстанский велосипедист Андрей Кашечкин (отмечу мой земляк – уроженец Кызылорды), с недавних пор стал известен еще как заметил экономический обозреватель Денис Кривошеев «продюссер инвестиций»
Буквально в августе месяце Андрей привез представителей очень интересной компании из Испании, заказчиками которой являются многие мировые нефтегазовые бренды. Был заключен меморандум о сотрудничестве в настоящее время, как стало известно, испанцы и х казахские партнеры работают уже над бизнес-планом. Т.е. это говорит о том, что уже скоро испанские инвестиции в казахстанскую экономику пойдут, а продукцию для нефтегазовых компаний, работающих в Казахстане (а возможен и экспорт) будут выпускать в Петропавловске.
Не прошло и полгода, Андрей Кашечкин везет очередную делегацию, представляющих европейский бизнес – приехали представители всемирно известной компании Vanhool, специализирующейся на производстве автобусов и троллейбусов, чья продукция уже давно катается по дорогам планеты.
Бельгийцы же, кстати, приехали в Казахстан на своей продукции – комфортабельном междугороднем автобусе. И это понятно – товар надо показывать. И как у нас принято, такие вещи без какого-либо добра свыше не проходят.
Зная об этом и понимая эту нашу казахскую «фишку», и «продюссер», и гости из Бельгии ранее согласовали какие-то формальности – визит, протокол, подписание меморандума и прочие дела. Просвистеть на классном автобусе по дорогам нескольких стран – это одно, надо еще пройти охрану и турникет в государственном заведении, где и случилась заминка.
Охранник, понимаю ситуацию и полностью входящий в положение, не пускает дорогих гостей в здание для подписания Меморандума. Почему? Да, патамушта. Да и руководство «Казахстан инжиниринг» повело себя не совсем понятно: Мы подпишем протокол о намерениях, но…. без журналистов. Простояв битый час, мы – журналисты – ушли пить кофе, оставив гостей из Бельгии один на один с госвахтерами.
Мы много говорим, сами власти, в том числе, что делается все для повышения инвестпривлекательности. Да, но умным и башковитым авторам всяких актов и документов по снижению барьеров все же лучше оторваться от своих писаных трудов, и спуститься вниз, в холл, где хозяйничают вахтеры.
Почему инвесторы, готовые принести в страну технологии, деньги, а тем самым будут созданы куча рабочих мест, должны выслушивать всякий бред от охраны, виновато просясь к высочайшему начальству?! Или это делается специально? Это саботаж? Саботаж программ? Саботаж указаний главы государства, если на то пошло.
Но наши гости, как мы поняли, оказались терпеливыми и обходительными. Несмотря на эти «неудобства», закончив дела в Астане, сели в свой очень удобный автобус и укатили в Петропавловск, где трудится аким области Ерик Султанов, который, похоже, лучше понимает, что такое казахское гостеприимство.
Об этом свидетельствует теплый прием, организованный акиматом Северо-Казахстанской области. Отложив рабочие поездки на встречу с делегацией вышел аким области и, практически в полном составе, все заместители, отвечающие за инвестиции и промышленный сектор. Аким уверил гостей, что для предприятия в северном Казахстане будут созданы самые лучшие условия.
«Работа в нашем регионе будет идти успешно. Надеюсь, что ааша компания (VANHOOL) внесет свою лепту в увеличение товарооборота между Бельгией и Казахстаном и производимая продукция будет востребована как в Казахстане, так и за его пределами. Сегодня со стороны государства оказывается значительная поддержка развитию предпринимательства, создаются благоприятные условия для инвестиционной деятельности. На сегодняшний день в СКО имеется 49 машиностроительных предприятия, оснащенных хорошим оборудованием, а также высококвалифицированным персоналом. Работа в нашем регионе будет успешной — я в этом уверен», - заявил на встрече глава области.
И, похоже, такой прием не заставил ждать реакции от бельгийских гостей. Они не против создать производство СКО. Они своими глазами увидели и поняли, что в городе есть все необходимое для того, что бы начать сборку дальнемагистральных автобусов с достаточной долей локализации. Удобное географическое положение, достаточное количество производственных площадей, кадры и, конечно, расположение руководства области, которое считает идею производства перспективное и интересной для региона.
Воодушевленные гости решили продолжить промо-акцию – они проехали на своем автобусе из Петропавловска до Алматы, и бельгийские первым делом отправились на автовокзал «Сайран» Здесь они пообщались с владельцами транспортных компаний и простыми водителями.
На стоянке, учредитель бельгийской компании Ян Ван Хол увидел раритетную модель автобуса, вышедшего из мастерской его деда более 40 лет назад. «Таких автобуса было всего два», - говорит бельгиец. Один из них, случайно оказался в Казахстане.
Всего, как выяснили гости, в Казахстане по дорогам бегает более трехсот автобусов под маркой VANHOOL. Интерес к новым или автобусам с пробегом у предпринимателей Казахстана огромный. Во всяком случае, бизнесмены готовы были выкупить автобус, на котором прибыли гости.
На пресс конференции, в Алматы, было затронуто множество тем, от адаптивности продукции VANHOOL к отечественному топливу и до степени локализации при сборке автобусов на казахстанских предприятиях.
Главная мысль, которую донес Ян Ван Хол до собравшихся журналистов, что после соблюдения всех процедур и досконального изучения условий и рынка, компания предполагает начать со сборки магистральных автобусов. О расширении линейки говорить можно будет только после запуска.
Компания, в первую очередь, развернет сеть станций техобслуживания, наладит поставку запчастей к существующему парку и обучит специалистов для работы со своей техникой.
Для VANHOOL рынок Казахстана является интересным и перспективным, - резюмировали бельгийские гости.
Ну и не забыли, конечно, поблагодарить Андрея Кашечкина, который организовал этот ознакомительный визит в Казахстан.
По мнению Андрея Кашечкина, неоценимую помощь и особую роль в деле привлечения инвестиций в страну, должны сыграть казахстанские спортсмены.
«Поддерживая дружеские отношения с огромным количеством людей, среди которых: бизнесмены, банкиры, инвестиционные менеджеры, политики - проявив предприимчивость и азарт, атлеты могут заинтересовать и в конечном итоге привести инвесторов за собой в Казахстан», - сказал он на пресс-конференции в Алматы.
И вправду – ведь казахстанские спортсмены, известные во всем мире – это действительно реальный мост для налаживания надежных и долгосрочных отношений не только в спорте, но и в экономике. Главное, чтобы "продюссеры" и их протеже не спотыкались уже на входе.
Серик Мамбетов, редактор портала Матрица.kz
ФОТО Азиза Мамирова
Просмотров материала: 2 085