А помните ли вы, друзья мои, что протекающий на дворе 2014 год по восточному календарю является Годом Синей Деревянной Лошади? Не беспокойтесь – до новогодних праздников ещё далеко. Просто я решил уточнить для себя эту деталь, поскольку что-то в 2014-м так лихо разворачиваются события, что просто диву даёшься! В гороскопах говорится, что Лошадка «энергична, вынослива, часто нетерпелива». Может, потому наша исполнительная власть неутомимо удивляет население то одной, то другой крайностью? Впрочем, чур, её не критиковать – ведь недавно она чистосердечно пообещала не плодить себе новые «игрушки» в виде госконтор…
Мегаполис
Правда, это она сделала как-то корявенько. Напомню: 22 сентября вице-министр национальной экономики Тимур Жаксылыков представил в мажилисе проект поправок в законодательство по вопросам ограничения участия государства в предпринимательской деятельности (подробнее об этом ниже). И хотя здесь прежде всего имеется в виду уход государства из ниш, где работает частный бизнес, очевидно, что в рамках стратегии по улучшению общего бизнес-климата в стране подразумевается и большая «скромность» в целом госорганов.
Т.е. их определённая «оптимизация», что после августовской реорганизации министерств вообще должно было стать «модным» трендом. Но нет! Буквально на следующий день перед обществом отчитывается об итогах первого года своего существования один из управленческих «монстров» – НУХ «Байтерек» (вообще-то годовщина у него была 22 мая, но топ-управленцы почему-то промахнулись на 4 месяца).
И докладывает, что теперь вместо 10 компаний в его составе стало 11: совместно с Минэкономики создано ещё ТОО «Центр сопровождения проектов государственно-частного партнёрства». Мол, только наличие отдельной конторы способно подчеркнуть, какое большое значение придаёт холдинг этому вопросу…
Но давайте вернёмся к новому законопроекту. Если говорить откровенно, то большая заслуга в его появлении и продвижении принадлежит Национальной палате предпринимателей. Ещё до своего официального оформления НПП била во все колокола: за последнее десятилетие государство слишком сильно расширило своё присутствие в экономике! В связи с перманентным обращением к «ручному управлению» в стране наплодилось государственных и квазигосударственных структур, в чьём управлении оказалось подавляющее большинство активов (только совокупные активы ФНБ «Самрук-Казына» составляют примерно 60% от ВВП Казахстана!).
Наглядным фактом деприватизации можно назвать объединение всех частных пенсионных фондов в Государственный НПФ. А примером гипертрофированного всесилия государства – шоковая девальвация тенге в феврале, когда «хотелки» небольшой группы топ-чиновников сделали всё население страны на 20% беднее.
Между тем с самого начала смены экономической фармации постоянно декларировалось, что другого пути к устойчивому процветанию, кроме рыночной экономики с частной собственностью на средства производства и свободной реализацией гражданами своей предпринимательской инициативы, не существует. При этом фундаментальным условием является ограниченное присутствие государства в предпринимательской деятельности.
Согласно всемирно признанным Правилам жёлтых страниц – Yellow Pages Rule – есть лишь три основания, когда государство может заняться предпринимательством: обеспечение национальной безопасности, использование стратегических объектов и в тех сферах, где есть общественная потребность в товарах, услугах, но нет конкуренции частного сектора. Между прочим, эти правила отражены и у нас в Законе «О конкуренции».
Об этом напомнил и президент страны, который тогда же в феврале, через несколько дней после девальвации, поручил на расширенном заседании правительства предпринять меры по снижению участия государства в экономике. Весной с участием бизнеса через НПП проводилось несколько обсуждений, а в конце июня правительство одобрило законопроект, отражающий принципы Yellow Pages Rule.
Представляя законопроект мажилисменам, г-н Жаксылыков привёл довольно любопытные цифры и комментарии. В настоящее время в стране квазигосударственный сектор составляет 6963 организации: это госпредприятия на праве оперативного, хозяйственного управления, АО, ТОО с участием государства в уставном капитале, а также нацхолдинги и нацкомпании. В республиканской собственности находятся 398 госпредприятий, АО, ТОО с участием государства. В коммунальной собственности – 6023 организации с госучастием. В структуре активов национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных компаний находятся 524 организации. И все они пользуются возможностями административного ресурса! Из многих откровений вице-министра приведу лишь эти.
– Казахстанский бизнес находится в неблагоприятных условиях, так как госкомпании оказывают конкурентное давление во многих нишах экономики. Это ведёт к ухудшению делового климата, к ограничению потенциала и перспектив сфер развития бизнеса, в особенности малого и среднего. И, как следствие, к оттоку капитала из страны…
– Кардинальные изменения требуются и в квазигосударственном секторе, «для которого уже давно характерны раздутость и неэффективность управления»…
– Количество госкомпаний растёт, порой они создаются под каждое поручение, с ними растут и расходы на капитализацию. Средства, выделяемые субъектам квазигосударственного сектора, не всегда используются эффективно…
Если наши парламентарии не затянут с принятием этого важного и стратегического закона, то можно надеяться, что бизнес-климат в стране скоро существенно улучшится. Поскольку в нём прописаны очень жёсткие условия для компаний, блаженствующих на бюджетные деньги. Вплоть до ликвидации, если не найдётся желающих её приватизировать.
Мне кажется, что этот закон не будет формальным, а как раз таки очень действенным. Прежде всего потому, что он очень нужен бизнесменам и предпринимателям, у которых теперь есть эффективный инструмент влияния на власть – НПП. Правда, может случиться и так, что закон будут применять лишь по «мелким» случаям частного бизнеса, не затрагивая прежде созданных «глобальных» структур (почему, возможно, и не утихает процесс штамповки новых контор?).
А ведь сомнения в эффективности высказывают и многие крупные компании национального масштаба. Как тут не вспомнить майскую конференцию предпринимателей Астаны, на которой председатель президиума НПП Тимур Кулибаев и аким Астаны Имангали Тасмагамбетов подвергли нелицеприятной критике деятельность Банка развития Казахстана? Как знать, может, потому и не стал «Байтерек» праздновать свою годовщину в положенные календарные сроки? Зато в сентябре в его отчётах тишь, да гладь, да божья благодать! И ни слова о том, почему бизнесмены недовольны БРК (не говоря уже об «Инвестиционном фонде Казахстана», за которым также тянется шлейф скандалов) и что сделано для исправления претензий…
Просмотров материала: 1 429