Госинспекторы труда теперь могут проверять работодателей без предварительного уведомления, профсоюзы наделены более широкими полномочиями, а новый Уголовный кодекс ужесточит ответственность за нарушение техники безопасности на производстве. Все это во благо рядового казахстанского работника, говорит министр здравоохранения и социального развития Тамара Дуйсенова.
Источник: Свобода Слова
- Тамара Касымовна, трудовые отношения – это больная тема практически для всех государств. Даже в развитых странах то и дело возникают трудовые конфликты. А насколько в Казахстане критично состояние дел в этой сфере?
– Критично – это, пожалуй, слишком громко сказано. Разумеется, трудовые конфликты на предприятиях возникают, и это естественный процесс. Вы верно заметили: они есть везде, даже в самых, казалось бы, благополучных странах. Особенно остро это проявилось в период мирового финансового кризиса, когда предприятия вынуждены были сокращать объемы производства или вовсе закрываться, что, естественно, привело к увольнениям.
По данным Международной организации труда, именно в кризисные 2008-2010 годы был зафиксирован самый высокий уровень безработицы за всю историю – 210 миллионов человек, что на 30 миллионов больше, чем в канун кризиса. Больше половины прироста безработицы в 2007-2010 годах пришлось на развитые экономики и страны Евросоюза (34 страны), хотя в них сосредоточено лишь 15% мировой рабочей силы. Занятость в 2009-2010 годах росла только в восьми странах Евросоюза.
В Казахстане удалось избежать негативных последствий. В кризисный период благодаря принятым мерам, в первую очередь программе «Дорожная карта занятости – 2020» и госпрограмме форсированного индустриально-инновационного развития, уровень безработицы в стране снизился с 8,2% до 5,4%. Если же говорить о конфликтах, да, они возникают, причем преимущественно в промышленно развитых регионах – Атырауской, Мангистауской, Карагандинской и других областях.
- В чем причина конфликтов именно в этих регионах: местные власти недорабатывают или на предприятиях плохо обращаются с работниками?
– Причины конфликтов разные. Анализ показывает, что 52,4% конфликтов связаны с задолженностью по заработной плате, 43% возникают из-за недовольства размером зарплаты, 4,6% – из-за несогласия с условиями труда. Могу с уверенностью сказать, что в решении проблемы с задолженностями по заработной плате у нас очень хорошая динамика. Если на 1 января 2014 года в стране было 74 предприятия с общей суммой задолженности почти 740 миллионов тенге, то на 5 сентября в должниках числится 31 компания с общей суммой 157 миллионов тенге. И работа продолжается.
Хочу подчеркнуть: всегда, в любой ситуации необходим диалог. И особое, даже главное место в этом диалоге должны занимать профсоюзы. Новый закон «О профессиональных союзах» наделил представителей работников широкими полномочиями. Профсоюзы могут и должны стать действенной силой, инструментом в системе социального партнерства. Это выгодно и работодателю: если сотрудники социально защищены, они работают с большей отдачей, доверяют своему предприятию и заинтересованы в его процветании.
- Но, похоже, далеко не все работодатели осознают выгоды социального партнерства. Иначе не было бы стольких конфликтов, значительно уменьшился бы производственный травматизм.
– Как раз наоборот – большинство работодателей понимают это и улучшают условия труда. Вкладывая средства в модернизацию, в обновление основных фондов, устанавливая современное оборудование, они увеличивают производительность. Сегодня в условиях открытого рынка нельзя работать по устаревшей технологии, нельзя не учитывать экологическую составляющую – рынок моментально фиксирует все недочеты. Если предприятие «прославилось» конфликтами с работниками, значит завтра туда не придет работать ни один высококвалифицированный специалист, компания не сможет привлечь инвесторов, расширить производство.
О понимании свидетельствуют и первые результаты нашего пилотного проекта – введения системы добровольного декларирования соответствия условий труда госстандартам охраны труда. В этом году опробовали систему в Павлодарской, Восточно-Казахстанской, Алматинской и Кызылординской областях. Отмечу, что в случае положительной оценки региональной трехсторонней комиссии компания – участник проекта получает сертификат доверия и включается в реестр предприятий, гарантированно соблюдающих трудовые права работников.
Такие предприятия не подлежат плановой проверке в течение трех лет, что снимает административные барьеры и снижает издержки работодателей. На сегодня сертификат доверия получили 23 предприятия. Пока, повторюсь, это лишь пилотный проект, да и не все готовы к такой системе. Но мы придем к тому, что предприятия будут сами стремиться получить сертификат доверия.
- Но даже при «полном понимании» уровень производственного травматизма остается очень высоким.
– Да, эта проблема имеет место и вызывает серьезную озабоченность. В последние годы отмечается снижение производственного травматизма. Так, количество несчастных случаев с 2008 по 2013 год снизилось на 17,3% (до 1997 человек). Однако существующая ситуация с обеспечением охраны здоровья работников и безопасности их труда далека от приемлемой. По итогам 2013 года высокий уровень производственного травматизма остается в Карагандинской (пострадало 305 человек), Восточно-Казахстанской (237 человек) и Костанайской (233 человека) областях.
На эти регионы приходится около 40% всех несчастных случаев на производстве. По данным Агентства РК по статистике, численность работников, занятых во вредных и опасных условиях труда, на начало 2014 года составила около 376 тысяч, или каждый пятый от общего числа занятых. Из них в условиях повышенного уровня шума и вибрации трудились более 40% работников (153,8 тыс. человек), под воздействием повышенной загазованности и запыленности рабочей зоны – свыше 35% (132,9 тыс.).
Помимо введения системы добровольного декларирования, мы прописываем в законодательстве и обязательные требования. Так, в целях повышения заинтересованности предприятий в постоянном улучшении условий труда в законе «О пенсионном обеспечении» закреплено требование о внесении работодателями обязательных профессиональных пенсионных взносов в пользу сотрудников, занятых на работах с вредными условиями труда.
Изменена форма госконтроля: трудовые инспекторы могут прийти на предприятие без предварительного уведомления и регистрации в уполномоченном органе по правовой статистике и специальным учетам. Проще говоря, подготовиться к визиту контролера работодатели не успевают, и инспектор видит истинную картину.
В новом Уголовном кодексе усилена ответственность за нарушение трудового законодательства в целом: размер штрафа возрос до 200 МРП, в качестве меры наказания теперь могут применяться привлечение к общественным работам и арест, кроме того, срок ограничения свободы увеличен с пяти до семи лет. Например, если нарушение правил техники безопасности по неосторожности привело к гибели двух и более человек, то ответственному лицу грозит ограничение либо лишение свободы на срок до семи лет.
- Вы не раз упомянули трудовую инспекцию. Но в ее эффективности многие сомневаются…
– Сомнения во многом объяснимы тем, что достаточно долгое время у инспекторов практически не было полномочий, вплоть до того, что они не могли зайти на предприятие. Но в последние несколько лет большинство трудовых конфликтов разрешались именно благодаря оперативному вмешательству государственной трудовой инспекции и сотрудников прокуратуры. Однако многие казахстанцы не знают, что могут обратиться в трудовую инспекцию за защитой своих прав. Инспекторы же принимают меры по выявленным нарушениям, они физически не могут следить за десятками, сотнями предприятий.
Люди должны знать, куда они могут обратиться за консультацией и за помощью в защите своих прав. Для этого в стране организован правовой всеобуч по основам трудового законодательства. Обучение уже проведено в 1895 организациях с охватом более 80 тысяч работников. Кстати, только силами госинспекторов труда регионов в ходе проверок обучили 43 143 работников в 918 компаниях. С начала 2014 года по республике с основами трудового законодательства на 2132 предприятиях познакомили более 60,2 тысячи работников.
- По вашим словам получается, что вся система работает на защиту простого работника.
– Так и есть! Да, к сожалению, сегодня многие относятся к профессии рабочего с пренебрежением, работать слесарем непрестижно, молодежь не стремится на заводы. Это отношение мы должны изменить. Без того самого «простого работяги» не будет развития государства. Рабочий – это не маленький незаметный винтик, а важный, жизненно необходимый элемент в огромной производственной машине. Не будет рабочего – не будет предприятия, не будет экономики страны. И мы обязаны донести это до современной молодежи, показать значимость человека труда.
К слову, в этом году 28 сентября Казахстан впервые будет отмечать День труда. К этой дате мы приурочили республиканский форум «К обществу всеобщего труда», в рамках которого пройдет чествование и вручение медалей ветеранам труда. «Еңбек ардагері» – это новая награда, она учреждена в этом году. Медаль получат лучшие из лучших – те, кто имеет не менее 40 лет трудового стажа, в том числе 10 лет в определенной отрасли, достигшие наивысших результатов в трудовой деятельности, передовики производства. Эти люди – гордость не только отдельных предприятий, они – богатство и гордость всей страны. Именно на таких, как они, держатся и развиваются наши предприятия, растет экономика, увеличивается благосостояние граждан. И страна должна о них узнать.
Беседовала Татьяна ВИННЕР
Справка
Тамара Дуйсенова (1965 г. р.) – министр здравоохранения и социального развития РК. До 6 августа 2014 года возглавляла Министерство труда и социальной защиты населения, которое вкупе с Минздравом послужило основой для нового ведомства. Кандидат экономических наук. Награждена орденом «Құрмет», несколькими медалями.
Просмотров материала: 1 958