19 мая 2024 г.

Дежурный по стране

В экономике вообще-то есть только два предложения...
Азамат Джолдасбеков, президент АО «Казахстанская фондовая биржа»

Мы в соц сетях:



Ожидания у пустой заправки-2

Ожидания у пустой заправки-2 Баррель нефти упал в цене ниже ста долларов, и по государствам-нефтедобытчикам пошли волнения: период «тучных коров» закончился! Не буду переживать за других, но и по Казахстану вдруг и невдруг объявилось столько «оракулов», грозящих апокалипсисом, что и мне, относительно подкованному в экономике человеку, порой не по себе. Большинство этих скептиков особо педалируют тот факт, что, мол, неф­тедобывающая страна, извлекающая сейчас из своих недр почти 80 млн тонн нефти в год, сидит на голодном пайке по бензину. Почему это так – об этом мы говорили с директором Агентства по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ) Ерланом ХАСЕНБЕКОВЫМ.

Источник: Мегаполис

– Ерлан Нурланович, как известно, наше агентство очень давно и «плотно» работает по нефтяной теме. Давайте поговорим о том, почему в нефтедобывающем государстве сейчас дорожают ГСМ и их часто стало не хватать на заправках.

– Людям несведущим легко выносить оценки. А когда «погружён в тему», хорошо знаешь существующие условия – рубить сплеча как-то не получается. Сейчас на рынке нефтепродуктов далеко не те условия, как в лихих 1990-х, когда наблюдались значительные перебои с горючим. Но и отрицать наличия проблемы, видимо, уже нельзя. При этом очевидно, что основные его причины кроются в чрезмерной заорганизованности рынка.

– В прошлой своей колонке («Ожидания у пустой заправки», «Мегаполис», 08.09.2014) я, скажем так, выражал недоумение: что, мол, стоит ли в рыночной по характеру экономике сохранять директивные условия? Как вы понимаете, сам рынок нефтепродуктов сегодня как трёхслойный пирог: добыча – оптовики – розница. Причём эта сфера регулируется специальным законом, по которому правительство фиксирует предельные цены на розницу, а уровень оптовых цен определяется по меморандумам, которые ежемесячно подписываются между Минэнерго, акиматами и основными оптовыми поставщиками нефтепродуктов (розничная цена минус 17%). Опять же Минэнерго на основании заявок акиматов распределяет эти ГСМ по регионам, и оптовые поставщики должны исполнять эту разнарядку. Причём строго по перечню операторов-получателей ГСМ, составленному местными властями. Разве не очевидно, что когда какая-то часть рынка (добыча) в «свободном плавании», а другая ограничена, пусть даже из благих побуждений, это чревато нестыковками? В итоге – чей бензин мы сейчас «кушаем»?

– Думаю, то, что мы имеем сейчас на заправках, – очевидное следствие указанных обстоятельств. Но пока другого выхода, кроме как регулирование, наверное, нет. Производственные мощности отечественных НПЗ загружены практически на полную силу (95% от мощности загрузки за 9 месяцев 2014 г.). Однако по технологическим причинам процентный выход светлых нефтепродуктов, особенно высокооктановых бензинов, невысок. Потому на внутреннем рынке и возникает дефицит таких социально значимых нефтепродуктов, как бензин АИ-80, АИ-92/93 и дизельное топливо.

К примеру, мы производим 2 582 тыс. тонн этих ходовых марок горючего, а потребляем 3 828 тыс. тонн. По дизтопливу эти цифры составляют 4 210 и 4911 тыс. тонн, соответственно. Таким образом, дефицит составляет 1 246 и 701 тыс. тонн по каждой группе товаров. Он покрывается в основном поставками горючего из России и совсем немного за счёт толлинговой переработки нефти в Китае. Кстати, роль нефтяных компаний из Поднебесной высока и в вопросе собственного производства горючего: именно казахстанские компании-недропользователи с китайским участием являются основными поставщиками нефти на наши НПЗ. Можно сказать, что до 65% от своей добычи они перерабатывают здесь.

Что же касается объёмов российского импорта, то существует необходимость их компенсации путём встречных поставок нефти. И здесь есть особая проблема, связанная с ценой этих товаров. Впрочем, и в целом все трудности рынка нефтепродуктов, думаю, вызваны тем, что на различных этапах производителей не устраивает стоимость, которую они могут получить за свою продукцию. Это при том, что они имеют варианты получения альтернативной большей цены.

– Что, по мнению АИРИ, можно сделать в нынешней ситуации?

– Мы знаем, что эти проблемы начали формироваться довольно давно, и последние годы Минэнергетики (прежде Миннефтегаз) и «КазМунайГаз» последовательно решали их по мере возможностей. Думаю, и сейчас необходимо выделять конкретные задачи и «расшивать» ситуацию.

К примеру, продолжительное время одним из самых трудных моментов являются наши хозяйственные отношения с Россией по взаимным поставкам нефти и нефтепродуктов. Диспаритет цен на эти товары в каждой стране приводит к тому, что КМГ вынужден в убыток себе закупать светлые бензины по более дорогой цене, а здесь продавать по установленной правительством стоимости. Чтобы хоть как-то сгладить такую разницу, видимо, есть целесообразность, чтобы регулируемая на заправках цена определялась по чёткой формуле, которая бы учитывала реальные факторы цено­образования двух стран. Такая стабильная формула, между прочим, добавит прозрачности и прогнозируемости этому бизнесу.

Главный признак рынка, как мы знаем, наличие возможностей выбора. Поэтому необходимо создавать условия для получения горючего из альтернативных, от российского, источников. Это прежде всего толлинговая переработка нефти на НПЗ Китая, Азербайджана и других стран. Сейчас такие законодательные нормы существуют, но они действуют только до 1 января 2015 года. Видимо, есть смысл сохранять их не до календарной даты, а до полного завершения модернизации наших НПЗ.

Ещё одна очень большая проблема рынка нефтепродуктов – сырьё для наших заводов. Добытчикам неинтересно продавать нефть казахстанским НПЗ, поскольку на внешнем рынке они выручают за баррель больше. Между тем нам нужно учитывать два важных фактора: компании-недропользователи, поставляющие сейчас нефть на внутренний рынок, уже прошли максимальный уровень добычи сырья. То есть их производство будет объективно снижаться. А ведь после модернизации отечественных НПЗ им вместо сегодняшних 14,5 млн тонн потребуется 17,5 млн тонн в год.

Так что нужно уже сейчас договариваться с крупными производителями. Такие гиганты нашего рынка, как «Тенгизшевройл», «Карачаганак Петролеум Оперейтинг» и North Caspian Operating Company (Кашаган), пока не поставляют казахстанским НПЗ ни тонны сырой нефти. Но с ними государство работает по Соглашениям о разделе продукции (СРП), которые являются гарантией крупных инвестиций в Казахстан. Значит, нужно договариваться о внесении каких-то изменений в отдельные положения этих СРП, поскольку без участия крупных компаний с точки зрения текущей ситуации на рынке сырья изыскать другие стратегические ресурсы будет сложно.

– Мы с вами понимаем, что в такой краткой беседе можно затронуть лишь какие-то отдельные актуальные проблемы рынка нефтепродуктов. На деле их гораздо больше, они жёстко переплетены. Может быть, есть какой-то общий взгляд на эту тему?

– Хотел бы вернуться к началу беседы, где мы говорили о компетентности. Тема дороговизны и дефицита горючего – безусловно, остросоциальная. Потому она всегда будет вызывать горячие дискуссии в обществе. Чтобы не допускать излишнего накала страстей, как мне кажется, нужно активнее привлекать к обсуждению проблем компетентные аналитические структуры, причём различных форм собственности, благо их сейчас уже немало в Казахстане.

Кстати, и глава государства на протяжении последних лет несколько раз высказывал пожелание о более активном аналитическом сопровождении отрасли. И, думаю, отечественные эксперты энергично подключились бы к этому делу. Даже краткосрочные задачи модернизации отечественных НПЗ, проблемы толлинга и взаимообмена нефтепродуктами показывают, что важно анализировать большое количество факторов. И тут дополнительные подходы, идеи и мысли явно не помешают.

Нурлан Махмудов, директор Алматинского филиала Агентства по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ)
Просмотров материала: 1 809

Поделиться материалом


10:04 230 миллиардов тенге возвращено государству в рамках дел... 95 600 Просмотров

20:03 Обращение жителей с. Маралды к Президенту РК К.-Ж. Токаеву... 0 Просмотров

12:16 Атырауда мыңнан астам асыл тұқымды еділбай қойы тірідей... 0 Просмотров

11:35 Бұдан былай Алматыда электрлі самокат тек 16 жастан бастап... 0 Просмотров

11:30 Қарағанды облысындағы жол апатынан сегіз адам көз жұмды... 0 Просмотров

11:17 Мұхамедиұлының Ұлттық музейдегі ұрлықтың жаңа эпизодына еш... 95 420 Просмотров

11:01 Биіктен құлап бара жатқан баланы қағып алған оқушыға үш... 95 384 Просмотров

10:47 Қарағандыда тұрғын үй ауласынан шала туылған бала табылды... 95 317 Просмотров

10:25 Ұлттық музей басшылығына қатысты қылмыстық істі... 95 321 Просмотров

18:37 Адвокат Бурхан Жансейтов задержан в Алматы... 6 657 Просмотров

17:38 Объемы производства сахара будут увеличены в семь раз —... 6 397 Просмотров

17:13 Тарифы на комуслуги изменятся в Казахстане... 6 430 Просмотров

16:54 Министр Аймағамбетов балалардың қауіпсіздігін қамтамасыз... 8 966 Просмотров

16:52 «Қолайлы мектеп». Ұлттық жоба арқылы 582 мектеп бой көтереді... 9 122 Просмотров

16:52 «Суперагенты»: серьезный человек Сека уже ждет вас на IVI... 13 382 Просмотров

16:48 Балабақшаларды лицензиялауды күшейтеміз - министр... 7 413 Просмотров

16:43 Смайылов президенттің үкімет жұмысына қатысты сынына пікір... 5 547 Просмотров

16:42 Хищение средств через платформу АrtSport расследует антикор... 5 448 Просмотров

16:39 Еліміздің басым бөлігінде аптап ыстық болады – ауа райы... 5 173 Просмотров

16:37 Про президентскую критику... 6 358 Просмотров

16:29 Министерство не запрещало показ мультфильма «Базз Лайтер» -... 10 759 Просмотров

16:15 Экология министрлігі киіктердің мекендеу ортасын зерттеуге... 5 148 Просмотров

15:48 Денсаулық сақтау министрлігі аборт жасатуға тыйым салу... 5 520 Просмотров

15:45 Елімізде коммуналдық қызмет тарифтері өзгереді... 5 188 Просмотров

15:41 Капремонт всех роддомов пообещала министр здравоохранения... 5 158 Просмотров

15:27 Благотворительный спортивный зал для детей открыли в... 5 097 Просмотров

15:00 Қазақстан шекарасы қандай жағдайда жабылады... 4 950 Просмотров

14:18 104 мың гектарға қант қызылшасы егілсе, ішкі нарықты 80... 5 166 Просмотров

13:41 Қаңтар оқиғасы кезінде қанша қару тәркіленді – ҰҚК есеп... 5 129 Просмотров

13:15 Алагузова - Нуртасу Адамбай: Богу не нужна твоя помощь... 10 911 Просмотров

13:14 Жауынгер бір жыл ішінде әскери техниканы ғана емес, қолына... 6 860 Просмотров

13:04 Тамызда өршиді: Денсаулық сақтау министрлігі коронавирус... 4 994 Просмотров

13:02 В отношении руководства ТОО «Казфосфат» начато досудебное... 5 205 Просмотров

12:59 Суицид в Казахстане: 96% случаев самоубийств совершаются... 5 447 Просмотров

12:51 Усовершенствовать военную организацию Казахстана поручил... 4 936 Просмотров

12:49 Закупать уголь заранее призывают казахстанцев... 4 969 Просмотров

12:45 Павлодарда кран жұмысшыны екінші қабаттан итеріп жіберді... 5 021 Просмотров

12:42 Президенттің сынынан кейін ұзаққа созылған жол жөндеу... 4 926 Просмотров

12:38 МӘМС шенеуніктердің жемсауытына айналған – Арман Бейсембаев... 5 160 Просмотров

12:32 Шоу-бизнес өкілдерінің ЛГБТ-ны насихаттайтын «Базз Лайтер»... 5 291 Просмотров





Опрос


«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031