Да, я испытываю личную неприязнь к нашему образованию и науке в том виде, котором они пребывают. И теряется всякий аппетит.
Буквально сегодня сообщили, что Казахстану следует модернизировать систему образования и увеличить государственное финансирование науки. Так вот почти грозно отозвался о состоянии казахстанского образования и науки Азиатский Банк Развития. Подробности приводятся в отчете банка «Инновационная Азия: продвижение экономики, основанной на знаниях».
Азиатские банкиры от (или для) развития говорят, что нам (Казахстану) необходимо активизировать усилия по диверсификации экономики и развитию инноваций, если мы очень хотим попасть в 30-ку самых развитых стран к 2050 году.
Далее следует конгениальное, похоже, доколе никому неизвестное и светлые головы наших чиновников ранее не посещавшее – чтобы Казахстану расти и быть конкурентноспособным, нужно преодолеть зависимость от природных ресурсов. Эти слова принадлежат не какому-нибудь банковскому клерку или диванному блогеру, а целому вице-президенту АБР Бинду Н.Лохани.
Как считают банкиры, оказывается огромные запасы природного сырья и, соответственно, нехилая добыча «притупила ощущение неотложности необходимости инвестиций в развитие инноваций и образования».
И все это привело к коррупции, остановилось развитие предпринимательства, имеет место быть низкий уровень качества и соответствия образования, особенно высшего и профессионального. Не забыли и об объемах финансирования науки – банкиры говорят, что очень мало. Ну и, конечно, отметили так называемое «цифровое неравенство» - низкий уровень пользования Интернетом, доступности и использования мобильной связи в сельских районах.
И что же нам, недоразвитым, как считают в АБР, делать-то?! Лучше дать цитату из отчета, дабы не обидеть - все-таки работали, и не один день, лучшие банковские умы, прошедшие самые модернизированные системы образования, типа Кембридж и Оксфорд.
«Для преодоления этих трудностей необходимо модернизировать систему профессионального и технического образования, увеличить государственные расходы на технологические инновации и развить сферу венчурного финансирования наукоемких стартап-проектов. Несмотря на то, что страна добилась существенного прогресса в развитии информационных и коммуникационных технологий и подготовила новую стратегию по расширению пользования связью и доступа в Интернет в сельских районах, есть также возможности для дальнейшей либерализации рынка в целях стимулирования конкуренции в телекоммуникационном секторе», - отмечается в отчете.
А кто против, господа-банкиры?! Эти мысли и предложения далеко не новы. И чтобы додуматься и выдать такой отчет не нужны много-много долларо-часов от выпускников вышеназванных универов и от международных финансовых и прочих организаций. Об этом давно и много говорят доморощенные учителя, преподаватели вузов, ученые. Но ведь никто - ни в самом МОНе, ни в профильных комитетах, не желает слушать и слышать своих.
А ведь наши предложения по реформированию, или проще говоря, по приведению в порядок научно-образовательного хозяйства, ничем не хуже «умных» мыслей забугорных спецов. Эти предложения выстраданы, каждое слово и идея прошли через сердце и душу наших учителей и ученых. Потому что они жили и живут здесь, живут в этом бардаке, с этим бардаком.
Если говорить о модернизации образования, то с этим у нас хорошо. Как зациклились на не самой лучшей модели (в Болонье ее), которое было добровольно-принудительно впихнуто в нашу систему, так и сидим с этим ошейником. Правда, каждый министр (если мне не изменяет память – не менее десятка за годы независимости) приходил на эту должность со своими тараканами в голове. Разбегаясь по всему ведомству и далее по школам и вузам, эти тараканы плодили себе подобных уже в головах ректоров, проректоров, директоров НИИ, и доходили до методистов и ученых секретарей.
Приведу маленький пример, не фундаментальный, но на уровне тараканов. В один из НИИ, подведомственный Минсельхозу, приходит сверху бумага – чтобы до сентября (а в некоторые в ЮКО – до августа) сдать отчеты по проделанной работе за 2014 год…. И это не только в системе МСХ, это везде. Объяснить как-то такое явление, наверное, не хватит всех IQ.
От того мы и имеем то, что сегодня имеем, и о чем пишут в отчете банкиры АБР и о чем всегда говорили и писали мы сами. Системы уже нет, качество образования в вузах – ноль (за редким исключением), соответственно, ноль и в школах, куда приходят эти обладатели нулей, наука – на грани фантастики – переписываем отчеты 70-80 годов, и исправно получаем госфинансирование. Контроля - нет, регулирования – нет, как говорил один авторитетный ученый – нет фактической на деле государственной монополии на образование и науку. Посему имеем чисто коммерческое отношение к этим двум китам развития любой цивилизации – купил – продал. А дальше?! Да хоть потоп….
А что касается достойного финансирования науки, то и здесь много любопытного. Нам бы сначала самим, без этих банкиров разобраться.
В октябре 2006 года на юбилейном заседании Национальной академии наук Казахстана глава государства заявил, что Казахстан приступает «к реформированию системы управления научно-технической сферы страны, и для осуществления реформ будет принята специальная государственная программа развития науки на 2007 - 2012 годы».
Президент, конечно же, понимает, что развитие науки требует крупных финансовых вложений. «Мы пойдем на значительное увеличение финансирования этой отрасли. В целом мы поставили задачу увеличить финансирование науки за этот период в 25 раз. Объем ежегодных средств на науку к 2012 году будет доведен до 350 млрд. тенге - это чуть более 5% от ВВП", - сказал президент, подчеркнув, что "ни одна страна в мире не выделяла ежегодно таких денег, включая США". Понятно, что глава государства говорил о 5%, а не о сумме в тенге.
Президент поверил менеджерам от науки, что за этом время они сумеют создать условия для перехода науки «на качественный уровень, обеспечивающий прорыв и выход на передовые позиции в мире», и отметил, что «казахстанские ученые должны учитывать мировые требования в развитии научных знаний, активно сотрудничать с учеными других стран».
Начнем с объема финансирования. Проходит 4 года, и мы слышим новое заявление с новыми цифрами.
«Финансирование науки в Казахстане достигнет 2% ВВП к 2020 году», - заявил тогдашний министр образования и науки республики Бахытжан Жумагулов. «Существенное повышение общего уровня финансирования науки закладывается в разрабатываемом сейчас проекте программы по развитию инноваций и содействию технологической модернизации до 2014 года – предусматривается повышение финансирования науки до 1% ВВП в 2014 году», — сказал высоколобый государственный муж. А к 2020 году, как сказал он, планируется финансирование науки довести до 2% ВВП.
Прошло еще 4 года, и в январе 2014 года тот же президент Нацакадемии наук Казахстана Мурат Журинов еще раз нам напомнил, что объем финансирования науки в Казахстане составляет 0,26% ВВП, или около 50 млрд тенге. И это после поручения главы государства четырехлетней давности – поднять уровень финансирования до 5%. И это далеко не 350 млрд тенге, и плюс ко всему девальвация.
«Теперь институты развития, инновационные и научные фонды должны активно поддерживать стартапы и способствовать развитию венчурного финансирования», - говорил г-н Журинов. Сдается мне, что отчет АБР составлялся со слов Журинова, особенно, в части венчурного финасирования.
По словам президента Национальной академии наук, первые опыты будут начаты на двух агломерациях - Астаны и Алматы. Мурат Журинов также сообщил, что объем финансирования науки в Казахстане увеличится до 12-кратного размера.
Начальник казахской науки озвучил еще несколько цифр – «согласно стратегическому плану объем финансирования науки к 2015 году у нас должен достигнуть 1%, или четырехкратное увеличение - это 1,3 млрд долларов США. К 2020 году - 2%, или восьмикратное увеличение по отношению к 2014 году - 2,6 млрд долларов США. К 2030 году - 3%, или двенадцатикратное увеличение, что составляет 3,9 млрд долларов США», - сказал М.Журинов.
Вот так вот. Получается, что эти менеджеры от науки мало себе представляют реальное состояние дел в отрасли, потому и подставляют главу государства своим, мягко говоря, цифровым бредом.
Насчет веры президента в то, что эти менеджеры смогут создать «условия для перехода науки на новый качественный уровень», надо заметить – все стоит на месте. Поубирали некоторые РГП и… поделили еще раз "рынки". И еще добавили много-много бумаготворчества.
А президентский наказ «учитывать мировые требования в развитии научных знаний» поняли дословно – хором перешли на PhD и магистратуру, научные работы своих же ученых отдали на экспертизу забугорным экспертам (как сказал один профессор – шпионов не надо), уровень которых, мягко говоря, под вопросом, причем, за баснословные бюджетные деньги, и который год наши соискатели практически содержат (а это десятки и сотни тысяч долларов) заграничные журналы, так как этого требует родное министерство.
Кто-нибудь считал, сколько вкупе государственных и частных денег уходит на учет этих непонятных мировых требований, мировых стандартов?! И что такое эти мировые стандарты, если они не учитывают интересы нашей страны, нашего отечественного образования и науки, интересы конкретного гражданина страны?!
А тем временем наука (наука ли уже?) поставлена на конвейер, которая в виде отчетов проходит через клерков и благополучно ложится на самую дальнюю полку в комитете. На том и стоим.
Ну и один вопрос министру образования и науки господину Саринжипову:
Сколько (можно озвучить в тенге) получают зарубежные эксперты за экспертизу одной научной работы? Заранее спасибо.
Серик Мамбетов, редактор портала Матрица.kz
Просмотров материала: 2 397