В четверг в Казахстане подорожали ГСМ. Это коснулось всех марок бензина и дизельного топлива. Наиболее востребованный населением бензин марки АИ-92 подорожал со 115 до 128 тенге – почти на 12%. В тот же день представители «КМГ – Переработка и Маркетинг» сообщили на брифинге, что цена на топливо будет поднята на 10–15% в ближайшее время. Общественность тем не менее не ожидала, что объявленное подорожание случится в ближайшие часы.
Источник: Мегаполис
Ерлан ХАСЕНБЕКОВ, директор Агентства по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ)
Как долго продержится новая цена – неизвестно. Однако ясно, что существующая на казахстанском топливном рынке ситуация далека от идеальной и повышение цены на топливо – мера непопулярная. Ясно также и то, что для предотвращения дефицита в будущем Казахстану ещё не раз придётся к такой мере прибегнуть.
ПОЧЕМУ ДЕФИЦИТ?
И как долго будут иметь место такие ценовые скачки? Краткий ответ звучит так: «Казахстан не покрывает собственные потребности в бензине и вынужден ввозить его из России». Развёрнутый ответ лежит в нескольких плоскостях и включает такие элементы, как недостаточные производственные мощности отечественных предприятий, зависимость от уровня производства в РФ, девальвация национальной валюты, стоимость нефти в конечном продукте, спекулятивные факторы и прочее.
Жать на тормоза можно на каждом пункте. Относительно недостаточных производственных мощностей отечественных НПЗ известно давно. Сегодня в республике действуют три нефтеперерабатывающих завода, которые ежегодно производят около 1,9 млн тонн автобензина марки АИ-92 и 4 млн тонн дизельного топлива. Ежегодное потребление автобензина марки АИ-92 составляет приблизительно 2,8 млн тонн и дизельного топлива (ДТ) порядка 4,6 млн тонн, а дефицит между производством и потреблением покрывается за счёт поставок нефтепродуктов из России.
Потребность в дизтопливе возрастает с июля по сентябрь включительно, так как по графикам Министерства энергетики и Министерства сельского хозяйства сельхозпроизводителям поставляют ДТ для осенне-полевых работ. Существуют также потребности промышленности. Необходимо также учитывать рост количества автотранспортных средств: по состоянию на середину 2014 года в Казахстане примерно 3,8 млн автомобилей.
Ориентировочно полная модернизация всех НПЗ, после которой они будут способны полностью обеспечить потребности страны, завершится в 2016 или 2017 году. Тем не менее остаётся вероятность, что модернизация займёт больше времени, чем предполагалось. И заводы выйдут на проектную мощность только к 2019 году. Обсуждается возможность строительства четвертого НПЗ, но это весьма отдалённая перспектива.
Следует также особо отметить, что модернизация не подразумевает снижения производства на НПЗ. Заводы сейчас работают штатно и поставляют продукцию оптовикам. Производство бензина АИ-92 в стране в августе запланировано в объёме 208 тыс. тонн, дизельного топлива – 399 тыс. тонн.
ЗАВИСИМОСТЬ ОТ УРОВНЯ ПРОИЗВОДСТВА В РФ
Казахстан и Россия ежегодно подписывают индикативный баланс, в котором отражают плановые объёмы нефтепродуктов для ввоза в нашу страну. Эти объёмы должны беспрекословно соблюдаться: Казахстан не может купить в России топлива меньше или больше запланированного.
Вместе с тем оптовые цены у северного соседа сложились значительно выше казахстанских, то есть ввозить бензин из Российской Федерации стало экономически нерентабельно. Цены на российский продукт выросли в июне в результате аварии на Ачинском нефтеперерабатывающем заводе, последствия которой будут ликвидироваться до конца года. Этот завод производит свыше 7 млн тонн нефтепродуктов в год, из которых около 4 млн тонн – «светлые». В указанный период федеральная антимонопольная служба ввела ограничения на экспорт бензина с целью недопущения возникновения дефицита на внутреннем рынке РФ.
Конъюнктура рынка на сегодня (по крайней мере до пятницы) не позволяет приобрести нефтепродукты по приемлемой цене, так как цены на российские нефтепродукты слишком высоки для рынка РК. Тем не менее АО «КМГ Онiмдерi» по поручению государства – для насыщения внутреннего рынка, поддержки сельского хозяйства и коммунальных объектов – поставило 21 тыс. тонн АИ-92 и 33 тыс. тонн дизельного топлива в июне и июле 2014 года и должно поставить порядка 10 тыс. тонн АИ-92 и 15 тыс. тонн дизельного топлива до конца августа 2014 года.
Поставка удешевлённого топлива для сельчан от АО «КМГ Онiмдерi» проводится в соответствии с графиком. Заявленные акиматами объёмы ГСМ для осеннее-полевых работ и других целей будут отгружены в срок. Напомним, что АО «КМГ Онiмдерi» назначили единым оператором по поставке нефтепродуктов из РФ с целью недопущения бесконтрольного ввоза нефтепродуктов из РФ, которые могли привести к затовариванию казахстанских НПЗ произведённой продукцией. Эту меру применили с целью сохранения энергетической безопасности страны. В июле она была отменена – «за отсутствием её необходимости». Тем не менее к увеличению ввоза российского бензина это не привело: приобретать его при текущих розничных ценах на АИ-92 и дизельное топливо – экономически невыгодно.
ДЕВАЛЬВАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ВАЛЮТЫ
В феврале 2014 г. произошла девальвация тенге. И компаниям-реализаторам топлива стало невыгодно покупать топливо за доллары (т.е. тратить больше тенге, чем раньше) и продавать за национальную валюту. Цена на бензин в Российской Федерации растёт по сравнению с относительно неизменной казахстанской уже на протяжении ряда лет, а в последние месяцы это особенно заметно.
В январе-феврале 2014 г. литр АИ-92 стоил 147 тенге, а с марта по июнь возрос со 151 до 165 тенге за литр. По дизельному топливу разрыв между казахстанскими и российскими ценами ещё значительнее. В начале 2014 года они составляли, соответственно, 102 и 160 тенге за литр дизтоплива, а в июле – 115 тенге и 178 тенге за литр соответственно. Согласно информации «Аргус Медиа», в августе средние оптовые цены на казахстанских НПЗ на бензин марки АИ-92 сложились на уровне 575 долларов за тонну, а средние оптовые цены на российский продукт, приведённые расчётным методом в РК, составили порядка 670 долларов за тонну.
Средние оптовые цены на НПЗ РК на дизельное топливо сложились на уровне 625 долларов за тонну, в то время как средние оптовые цены на российский продукт, приведённые расчётным методом в РК, составили порядка 656 долларов. В июне-июле средние оптовые цены на бензин АИ-92 были на уровне 573–575 долларов за тонну на казахстанский продукт и 628–688 на российский продукт, приведённый расчётным методом в РК. И по дизельному топливу 624–625 долларов за тонну на казахстанский продукт и 700–695 на российский продукт, приведённый расчётным методом в РК. Все цены рассчитаны без учёта НДС и акциза.
Понятно, что такая ситуация не могла продолжаться бесконечно. Во избежание дефицита цену рано или поздно пришлось бы повысить.
СТОИМОСТЬ НЕФТИ
Согласно анализу нашего агентства, стоимость нефти в цене бензина, произведённого в Казахстане, составляет 57,7%, процессинг (переработка нефти по договору с владельцем нефти) – 14%, акцизы и налоги (НДС и КПН) – 15,2%, транспортные расходы – 5%, прибыль от оптовой деятельности – 0,6%, прибыль от розничной деятельности – 7,5%. Стоимость переработки нефти (процессинга) регулируется антимонопольным ведомством, поэтому НПЗ, являясь государственными предприятиями, не имеют возможности «накручивать» цены.
ТО, СВИДЕТЕЛЯМИ ЧЕМУ МЫ БЫЛИ ВСЮ ПОСЛЕДНЮЮ НЕДЕЛЮ
Спекулятивные факторы! АЗС практически остановили реализацию АИ-92, оставив его в хранилищах в ожидании (уже случившегося) повышения цен на него. Иначе, как спекуляцией или ценовым сговором, это назвать трудно.
Положение дел на топливном рынке далеко от идеального. Не станет оно таковым и после модернизации казахстанских нефтеперерабатывающих заводов, так как даже у технологически продвинутых модернизированных заводов бывают проблемы и сбои в работе. Тем не менее сейчас главное – избежать дефицита и продолжить обеспечение потребностей населения и экономики. Можно заключить, что повышение цен – единственный действенный на сегодняшний день способ справиться с топливным дефицитом.
Просмотров материала: 1 753