2 мая 2024 г.

Дежурный по стране

В экономике вообще-то есть только два предложения...
Азамат Джолдасбеков, президент АО «Казахстанская фондовая биржа»

Мы в соц сетях:



Горючее лето 92-го

Горючее лето 92-го В четверг в Казахстане подорожали ГСМ. Это коснулось всех марок бензина и дизельного топлива. Наиболее востребованный населением бензин марки АИ-92 подорожал со 115 до 128 тенге – почти на 12%. В тот же день представители «КМГ – Переработка и Маркетинг» сообщили на брифинге, что цена на топливо будет поднята на 10–15% в ближайшее время. Общественность тем не менее не ожидала, что объявленное подорожание случится в ближайшие часы.

Источник: Мегаполис

Ерлан ХАСЕНБЕКОВ, директор Агентства по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ)


Как долго продержится новая цена – неизвестно. Однако ясно, что существующая на казахстанском топливном рынке ситуация далека от идеальной и повышение цены на топливо – мера непопулярная. Ясно также и то, что для предотвращения дефицита в будущем Казахстану ещё не раз придётся к такой мере прибегнуть.

ПОЧЕМУ ДЕФИЦИТ?

И как долго будут иметь место такие ценовые скачки? Краткий ответ звучит так: «Казахстан не покрывает собственные потребности в бензине и вынужден ввозить его из России». Развёрнутый ответ лежит в нескольких плоскостях и включает такие элементы, как недостаточные производственные мощности отечественных предприятий, зависимость от уровня производства в РФ, девальвация национальной валюты, стоимость нефти в конечном продукте, спекулятивные факторы и прочее.

Жать на тормоза можно на каждом пункте. Относительно недостаточных производственных мощностей отечественных НПЗ известно давно. Сегодня в республике действуют три нефтеперерабатывающих завода, которые ежегодно производят около 1,9 млн тонн автобензина марки АИ-92 и 4 млн тонн дизельного топлива. Ежегодное потребление автобензина марки АИ-92 составляет приблизительно 2,8 млн тонн и дизельного топлива (ДТ) порядка 4,6 млн тонн, а дефицит между производством и потреблением покрывается за счёт поставок неф­тепродуктов из России.

Потребность в дизтопливе возрастает с июля по сентябрь включительно, так как по графикам Министерства энергетики и Министерства сельского хозяйства сельхозпроизводителям поставляют ДТ для осенне-полевых работ. Существуют также потребности промышленности. Необходимо также учитывать рост количества автотранспортных средств: по состоянию на середину 2014 года в Казахстане примерно 3,8 млн автомобилей.

Ориентировочно полная модернизация всех НПЗ, после которой они будут способны полностью обеспечить потребности страны, завершится в 2016 или 2017 году. Тем не менее остаётся вероятность, что модернизация займёт больше времени, чем предполагалось. И заводы выйдут на проектную мощность только к 2019 году. Обсуждается возможность строительства четвертого НПЗ, но это весьма отдалённая перспектива.

Следует также особо отметить, что модернизация не подразумевает снижения производства на НПЗ. Заводы сейчас работают штатно и поставляют продукцию оптовикам. Производство бензина АИ-92 в стране в августе запланировано в объёме 208 тыс. тонн, дизельного топлива – 399 тыс. тонн.

ЗАВИСИМОСТЬ ОТ УРОВНЯ ПРОИЗВОДСТВА В РФ

Казахстан и Россия ежегодно подписывают индикативный баланс, в котором отражают плановые объёмы нефтепродуктов для ввоза в нашу страну. Эти объёмы должны беспрекословно соблюдаться: Казахстан не может купить в России топлива меньше или больше запланированного.

Вместе с тем оптовые цены у северного соседа сложились значительно выше казахстанских, то есть ввозить бензин из Российской Федерации стало экономически нерентабельно. Цены на российский продукт выросли в июне в результате аварии на Ачинском нефтеперерабатывающем заводе, последствия которой будут ликвидироваться до конца года. Этот завод производит свыше 7 млн тонн нефтепродуктов в год, из которых около 4 млн тонн – «светлые». В указанный период федеральная антимонопольная служба ввела ограничения на экспорт бензина с целью недопущения возникновения дефицита на внутреннем рынке РФ.

Конъюнктура рынка на сегодня (по крайней мере до пятницы) не позволяет приобрести нефтепродукты по приемлемой цене, так как цены на российские нефтепродукты слишком высоки для рынка РК. Тем не менее АО «КМГ Онiмдерi» по поручению государства – для насыщения внутреннего рынка, поддержки сельского хозяйства и коммунальных объектов – поставило 21 тыс. тонн АИ-92 и 33 тыс. тонн дизельного топлива в июне и июле 2014 года и должно поставить порядка 10 тыс. тонн АИ-92 и 15 тыс. тонн дизельного топлива до конца августа 2014 года.

Поставка удешевлённого топлива для сельчан от АО «КМГ Онiмдерi» проводится в соответствии с графиком. Заявленные акиматами объёмы ГСМ для осеннее-полевых работ и других целей будут отгружены в срок. Напомним, что АО «КМГ Онiмдерi» назначили единым оператором по поставке нефтепродуктов из РФ с целью недопущения бесконтрольного ввоза нефтепродуктов из РФ, которые могли привести к затовариванию казахстанских НПЗ произведённой продукцией. Эту меру применили с целью сохранения энергетической безопасности страны. В июле она была отменена – «за отсутствием её необходимости». Тем не менее к увеличению ввоза российского бензина это не привело: приобретать его при текущих розничных ценах на АИ-92 и дизельное топливо – экономически невыгодно.

ДЕВАЛЬВАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ВАЛЮТЫ

В феврале 2014 г. произошла девальвация тенге. И компаниям-реализаторам топлива стало невыгодно покупать топливо за доллары (т.е. тратить больше тенге, чем раньше) и продавать за национальную валюту. Цена на бензин в Российской Федерации растёт по сравнению с относительно неизменной казахстанской уже на протяжении ряда лет, а в последние месяцы это особенно заметно.

В январе-феврале 2014 г. литр АИ-92 стоил 147 тенге, а с марта по июнь возрос со 151 до 165 тенге за литр. По дизельному топливу разрыв между казахстанскими и российскими ценами ещё значительнее. В начале 2014 года они составляли, соответственно, 102 и 160 тенге за литр дизтоплива, а в июле – 115 тенге и 178 тенге за литр соответственно. Согласно информации «Аргус Медиа», в августе средние оптовые цены на казахстанских НПЗ на бензин марки АИ-92 сложились на уровне 575 долларов за тонну, а средние оптовые цены на российский продукт, приведённые расчётным методом в РК, составили порядка 670 долларов за тонну.

Средние оптовые цены на НПЗ РК на дизельное топливо сложились на уровне 625 долларов за тонну, в то время как средние оптовые цены на российский продукт, приведённые расчётным методом в РК, составили порядка 656 долларов. В июне-июле средние оптовые цены на бензин АИ-92 были на уровне 573–575 долларов за тонну на казахстанский продукт и 628–688 на российский продукт, приведённый расчётным методом в РК. И по дизельному топливу 624–625 долларов за тонну на казахстанский продукт и 700–695 на российский продукт, приведённый расчётным методом в РК. Все цены рассчитаны без учёта НДС и акциза.

Понятно, что такая ситуация не могла продолжаться бесконечно. Во избежание дефицита цену рано или поздно пришлось бы повысить.

СТОИМОСТЬ НЕФТИ

Согласно анализу нашего агентства, стоимость нефти в цене бензина, произведённого в Казахстане, составляет 57,7%, процессинг (переработка нефти по договору с владельцем нефти) – 14%, акцизы и налоги (НДС и КПН) – 15,2%, транспортные расходы – 5%, прибыль от оптовой деятельности – 0,6%, прибыль от розничной деятельности – 7,5%. Стоимость переработки нефти (процессинга) регулируется антимонопольным ведомством, поэтому НПЗ, являясь государственными предприятиями, не имеют возможности «накручивать» цены.

ТО, СВИДЕТЕЛЯМИ ЧЕМУ МЫ БЫЛИ ВСЮ ПОСЛЕДНЮЮ НЕДЕЛЮ

Спекулятивные факторы! АЗС практически остановили реализацию АИ-92, оставив его в хранилищах в ожидании (уже случившегося) повышения цен на него. Иначе, как спекуляцией или ценовым сговором, это назвать трудно.

Положение дел на топливном рынке далеко от идеального. Не станет оно таковым и после модернизации казахстанских неф­теперерабатывающих заводов, так как даже у технологически продвинутых модернизированных заводов бывают проблемы и сбои в работе. Тем не менее сейчас главное – избежать дефицита и продолжить обеспечение потребностей населения и экономики. Можно заключить, что повышение цен – единственный действенный на сегодняшний день способ справиться с топливным дефицитом.
Просмотров материала: 1 715

Поделиться материалом


10:04 230 миллиардов тенге возвращено государству в рамках дел... 93 232 Просмотров

20:03 Обращение жителей с. Маралды к Президенту РК К.-Ж. Токаеву... 0 Просмотров

12:16 Атырауда мыңнан астам асыл тұқымды еділбай қойы тірідей... 0 Просмотров

11:35 Бұдан былай Алматыда электрлі самокат тек 16 жастан бастап... 0 Просмотров

11:30 Қарағанды облысындағы жол апатынан сегіз адам көз жұмды... 0 Просмотров

11:17 Мұхамедиұлының Ұлттық музейдегі ұрлықтың жаңа эпизодына еш... 93 042 Просмотров

11:01 Биіктен құлап бара жатқан баланы қағып алған оқушыға үш... 93 012 Просмотров

10:47 Қарағандыда тұрғын үй ауласынан шала туылған бала табылды... 92 956 Просмотров

10:25 Ұлттық музей басшылығына қатысты қылмыстық істі... 92 944 Просмотров

18:37 Адвокат Бурхан Жансейтов задержан в Алматы... 6 540 Просмотров

17:38 Объемы производства сахара будут увеличены в семь раз —... 6 292 Просмотров

17:13 Тарифы на комуслуги изменятся в Казахстане... 6 320 Просмотров

16:54 Министр Аймағамбетов балалардың қауіпсіздігін қамтамасыз... 8 800 Просмотров

16:52 «Қолайлы мектеп». Ұлттық жоба арқылы 582 мектеп бой көтереді... 8 950 Просмотров

16:52 «Суперагенты»: серьезный человек Сека уже ждет вас на IVI... 12 419 Просмотров

16:48 Балабақшаларды лицензиялауды күшейтеміз - министр... 7 338 Просмотров

16:43 Смайылов президенттің үкімет жұмысына қатысты сынына пікір... 5 502 Просмотров

16:42 Хищение средств через платформу АrtSport расследует антикор... 5 411 Просмотров

16:39 Еліміздің басым бөлігінде аптап ыстық болады – ауа райы... 5 167 Просмотров

16:37 Про президентскую критику... 6 334 Просмотров

16:29 Министерство не запрещало показ мультфильма «Базз Лайтер» -... 9 901 Просмотров

16:15 Экология министрлігі киіктердің мекендеу ортасын зерттеуге... 5 144 Просмотров

15:48 Денсаулық сақтау министрлігі аборт жасатуға тыйым салу... 5 480 Просмотров

15:45 Елімізде коммуналдық қызмет тарифтері өзгереді... 5 177 Просмотров

15:41 Капремонт всех роддомов пообещала министр здравоохранения... 5 153 Просмотров

15:27 Благотворительный спортивный зал для детей открыли в... 5 091 Просмотров

15:00 Қазақстан шекарасы қандай жағдайда жабылады... 4 944 Просмотров

14:18 104 мың гектарға қант қызылшасы егілсе, ішкі нарықты 80... 5 154 Просмотров

13:41 Қаңтар оқиғасы кезінде қанша қару тәркіленді – ҰҚК есеп... 5 119 Просмотров

13:15 Алагузова - Нуртасу Адамбай: Богу не нужна твоя помощь... 10 048 Просмотров

13:14 Жауынгер бір жыл ішінде әскери техниканы ғана емес, қолына... 6 845 Просмотров

13:04 Тамызда өршиді: Денсаулық сақтау министрлігі коронавирус... 4 986 Просмотров

13:02 В отношении руководства ТОО «Казфосфат» начато досудебное... 5 197 Просмотров

12:59 Суицид в Казахстане: 96% случаев самоубийств совершаются... 5 435 Просмотров

12:51 Усовершенствовать военную организацию Казахстана поручил... 4 926 Просмотров

12:49 Закупать уголь заранее призывают казахстанцев... 4 965 Просмотров

12:45 Павлодарда кран жұмысшыны екінші қабаттан итеріп жіберді... 5 015 Просмотров

12:42 Президенттің сынынан кейін ұзаққа созылған жол жөндеу... 4 916 Просмотров

12:38 МӘМС шенеуніктердің жемсауытына айналған – Арман Бейсембаев... 5 152 Просмотров

12:32 Шоу-бизнес өкілдерінің ЛГБТ-ны насихаттайтын «Базз Лайтер»... 5 283 Просмотров





Опрос


«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031