История с запретом ввоза в Россию западной еды, которую в российской блогосфере назвали «присоединением Путина к антироссийским санкциям», вполне отчетливо высветила ту модель взаимоотношений, которую Кремль выстраивает для столь рьяно продвигаемых им «интеграционных» объединений.
Источник: Фергана
Вспомним, как принимались западные санкции против России. Шли долгие, нудные, очень неприятные консультации между странами Европейского Союза. США и Канада, хотя и не являются членами ЕС, внимательно следили за этим процессом и старались принимать решения синхронно с Европой. Все это понятно – экономики западных стран тесно взаимосвязаны, особенно в ЕС, где между странами-членами вообще нет таможни.
Поэтому выбирался такой режим санкций, который не наносил бы непропорционального ущерба интересам какого-то одного или нескольких участников объединения и позволял бы обеспечить общую ответственность и общий поиск возможностей для компенсации. В общем, все это называется равноправными союзническими отношениями.
А как дело обстоит на «евразийском пространстве»? Еще 22 июля, выступая на Совете безопасности РФ, Путин изрек просто удивительную фразу: «Россия, слава Богу, не входит ни в какие альянсы, это тоже в значительной степени залог нашего суверенитета…»
Как это «не входит»? А Содружество Независимых Государств, Организация Договора о Коллективной безопасности, Таможенный Союз, создание которых Россия сама же и инициировала? Наконец, разрекламированный на всех углах Евразийский экономический союз? Или все это не «альянсы», а что-то другое? Тогда что?
Ответ был дан все тем же продовольственным эмбарго, о введении которого Нурсултан Назарбаев и Александр Лукашенко, похоже, узнали лишь на следующий день из СМИ. И лишь потом им позвонил Путин, соизволивший обсудить «координацию действий в торгово-экономической сфере».
При всем том, что между равноправными «партнерами» по «общему экономическому пространству» тоже нет таможни, Лукашенко и Назарбаев, словно простые российские чиновники, были просто поставлены перед фактом, обязывающим их исполнять волю московского начальства. Ни о каком задействовании механизмов Евразийской экономической комиссии и прочих интеграционных институтов речи не шло, не говоря уже о предварительных консультациях. Вот и объяснение тому, почему Путин «забыл» об альянсах, в которых состоит Россия – для него, видимо, это действительно не альянсы, а привычная «вертикаль», где отношения строятся по схеме «начальник – подчиненный».
Многочисленные обозреватели, впрочем, этот аспект «союзных» взаимоотношений как-то упустили и сосредоточились на том, присоединятся ли к российским санкциям Казахстан и Белоруссия, а если нет, то существуют ли способы, которые позволят России не допустить поступления запрещенных продуктов на свой рынок под казахстанскими и белорусскими «лэйблами».
Предполагалось, что Россия постарается убедить Казахстан и Белоруссию присоединиться к санкциям в обмен на дополнительные льготы (то есть России пришлось бы опять же заплатить). Однако Назарбаев и Лукашенко продемонстрировали, что им, во-первых, не очень нравится предлагаемая Кремлем модель взаимоотношений в «альянсе», а во-вторых, совершенно ни к чему, следуя лишь импульсивному «дрожанию левой икры» кремлевского «покорителя Крыма и усмирителя Украины», ни с того ни с сего лишать своих граждан западной еды, да еще портить отношения с ЕС и США.
Пресс-служба президента Нурсултана Назарбаева после его телефонного разговора с Путиным заявила: «Эти запреты являются односторонней мерой России, она не предполагает подключения других стран-членов Таможенного Союза и единого экономического пространства».
В том же духе высказался и Лукашенко, сказавший, что Белоруссия, как покупала польские яблоки и немецкие деликатесы, так и будет их покупать. Правда, солидарность с Москвой была все-таки проявлена – и в Казахстане, и в Белоруссии на официальном уровне выразили горячее желание принять участие в пресловутом «импортозамещении». Кроме того, «проевразийские» эксперты сразу же стали писать, какие немыслимые выгоды сулят казахстанской и белорусской экономикам российские продовольственные санкции.
Впрочем, в Казахстане высокопоставленные чиновники, указав, что возможен резкий рост экспорта в Россию, прежде всего, картофеля и бахчевых, тут же стали успокаивать своих потребителей, что участие в российском «импортозамещении» не приведет к недостаче продуктов на самом казахстанском рынке. При этом представители казахстанского мясо-молочного комплекса поведали о своем нежелании переориентировываться на российский рынок и подрывать уже сложившуюся систему поставок.
Но самое интересное, что в Астане по существу отказались препятствовать транзиту «запрещенных товаров» через свою территорию в Россию. В частности, Комитет таможенного контроля министерства финансов Казахстана выступил с заявлением, в котором говорится, что он не планирует принимать какие-либо меры, направленные на ограничение поставки в Россию через территорию республики товаров, ввоз которых Москва запретила сроком на один год в качестве ответа на санкции ряда зарубежных государств.
Кроме того, в заявлении также подчеркивается, что на сегодняшний день у таможенных органов просто не имеется технической возможности ограничивать провоз на территорию России каких-либо товаров ввиду отсутствия между странами таможенных границ.
В связи с этим ряд специалистов напоминает, что на территории Казахстана уже действует своего рода канал, через который в Россию беспошлинно поступает китайская продукция. Канал этот вполне может пригодиться и для того, чтобы у нас появились, например, «казахстанские» креветки вместо датских. Но более дорогие, конечно.
Все то же самое можно сказать и про Белоруссию. Здесь, правда, «батька» пообещал «защитить союзный рынок в части транзита грузов с Запада через Беларусь на российскую территорию». Однако тут же сказал, что надо «по-человечески выйти из этой ситуации» и отдал распоряжение таможенному комитету «действовать вплоть до того, что, если поставщик направлял в Россию товар и его там сегодня не принимают, надо предложить ему продать на нашей территории или же забрать товар для переработки».
Следует отметить, что в этом своем выступлении Александр Григорьевич на «переработку» упирал особенно сильно. Для справки: по данным Белстата, за пять месяцев 2014 года в Россию поставлено белорусских лимонов - на 1,7 млн долларов, белорусских бананов - на 183 тысячи, белорусских ананасов -- на 37 тысяч, белорусских орехов (кокосов, кешью и миндаля) - на 1,8 млн, белорусских мидий - на 792000, и, наконец, белорусских осьминогов - на 449000 долларов.
Безусловно, белорусский осьминог будет стоить дороже, скажем, итальянского. Но это же справедливо – белорусский наверняка вкуснее, а, главное, ближе, роднее…
Просмотров материала: 5 941