Изменения и поправки в один из самых важных законодательных актов нашей страны, а именно в Закон РК "О недрах и недропользовании", готовятся тщательно и кропотливо. В перспективе, убеждены разработчики, новшества послужат на пользу всем – и компаниям добывающего сектора, и геологоразведчикам, улучшат экологическую обстановку. Иностранные инвесторы также не останутся в проигрыше, отраслевой инвестиционный климат будущего будет готов ко всем возможным рискам и метаморфозам.
Источник: Номад
Еще в конце 2013 года президент Нурсултан Назарбаев поручил правительству внести ряд поправок в закон "О недрах и недропользовании". "Важнейшая приоритетная задача – принятие закона, изменений в закон "О недрах и недропользовании".
В нем следует кардинально упростить систему предоставления прав на разведку, защититься от практики непродуманной спекуляции месторождениями", – заявил глава государства на одном из совместных заседаний палат Парламента. "Я уже давал поручения относительно работы на крупных стратегических месторождениях в этом плане.
В частности, надо предусмотреть механизмы по обязательным требованиям к инвесторам в плане содействия диверсификации нашей экономики на стадии заключения контрактов и внесения изменений", – далее отметил он. Таким образом, подчеркнул президент, Казахстан сможет привлечь новые инвестиции в геологоразведку.
"Правительство проводит на эту тему работу. Когда-то кто-то месторождение получил и до сих пор сидит, ничего не делает, не вкладывает, и другим не дает. Надо продолжать разбираться с этим делом, и если не вкладывает средства, не развивает, возвращено будет государству и предоставлено другим инвесторам", – указал Нурсултан Назарбаев.
О том, что первый пакет поправок в закон "О недрах и недропользовании" будет внесен в нижнюю палату парламента РК в самом ближайшем будущем, вскоре заявил тогдашний вице-премьер – министр индустрии и новых технологий (МИНТ) Асет Исекешев (в связи с августовской реорганизацией правительства А.Исекешев возглавил Министерство по инвестициям и развитию, которому переданы и прежние функции МИНТ).
По словам министра, одной из приоритетных задач по развитию минерально-сырьевого комплекса было обозначено усиление финансирования и создание условий для частных инвестиций, особенно в геологоразведку. "По концептуальным направлениям министерство уже приступило к работе. В частности, идет концептуальный пересмотр подходов к недропользованию, особенно с точки зрения геологоразведки. Изучен также международный опыт. Мы хотим внести наилучший мировой опыт, там будут достаточно серьезные изменения", – отметил А.Исекешев.
Когда в первом квартале 2014 года документ поступил в Мажилис, о сути изменений более подробно рассказал вице-министр индустрии и новых технологий Нурлан Сауранбаев. По словам представителя разработчика, Казахстан будет первой страной среди стран-членов СНГ, внедряющей подобный принцип.
Представляя нововведения в Комитете Мажилиса по вопросам экологии и природопользованию, Нурлан Сауранбаев подчеркнул, что принятие указанных поправок предусматривает гармоничное включение новых подходов в предоставлении права недропользования в уже существующие принципы и структуры Закона "О недрах и недропользовании". Это, по словам представителя МИНТ, было сделано в целях поддержания стабильности законодательства о недрах и недропользовании, которое является основным условием доверия со стороны иностранных инвесторов.
Также он указал, что в настоящий момент в Казахстане сформирована и действует нормативно-правовая база, основой которой служит Закон Республики Казахстан от 2010 года "О недрах и недропользовании" и подзаконные нормативно-правовые акты. По мнению разработчиков, следует выделить три основных направления, которые отражают существующие недостатки действующего законодательства в сфере недропользования.
В частности, целью разработки закона о недрах 2010 года являлось урегулирование предоставления права недропользования в нефтегазовом секторе. В связи с этим для заключения контрактов на песок или щебень необходимо пройти такие же процедуры, как и для заключения контрактов на нефть и газ.
Кроме того, проведение разведочных работ всегда связано с риском потери вложенных средств. Учитывая данное обстоятельство государству необходимо принять меры по привлечению инвесторов в разведку полезных ископаемых. Уже на этапе добычи недропользователь способен выполнять обязательства, предусмотренные законодательством, однако в действующем законодательстве уравнены подходы в урегулировании процедур разведки и добычи.
Важнейшим пунктом поправок стала необходимость перехода от административно-командной системы правового регулирования предоставления права недропользования к экономическому стимулированию недропользователей.
В разработке законопроекта, сообщили в МИНТ, приняли участие заинтересованные государственные органы: Национальная палата предпринимателей РК; Ассоциация горнодобывающих и горно-металлургических предприятий; Казахстанская ассоциация "Kazenergy"; консалтинговые компании "OlympexAdvisers", "Grata", "White&Case".
Помимо прочего, подчеркнули в министерстве, следует отметить, что основными инициаторами изменений действующего законодательства являются недропользователи, поэтому поправки законопроекта направлены на решение проблемных вопросов, поднимаемых именно ими.
Всего законопроектом предусматривается 189 поправок, некоторые из них носят концептуальный характер. Это сокращение до 60% обязательных экспертиз по контрактам; оптимизация положений модельного контракта путем исключения в нем дублирующих норм законодательства, и оставления существенных условий контракта, в том числе особых переговорных условий.
Кроме того, освобождение недропользователей по добычным контрактам твердых полезных ископаемых (за исключением урана) от обязанности согласовывать изменения объемов добычи в пределах 20% от проектных показателей, но не более проектного максимума. Далее следует обеспечение свободного доступа к геологической информации, исключение ТЭО (технико-экономического обоснования) из перечня обязательных проектных документов, а также предоставление права недропользования по принципу конкурентных торгов.
Основной целью внедрения конкурентных торгов является максимальное упрощение процедуры получения права недропользования и облегчение условий, как для государственных компетентных органов, так и для компаний, убеждены разработчики.
Существенным изменением становится то, что затраты на развитие инфраструктуры региона, которые в настоящее время являются одним из двух критериев определения победителя конкурса, будут установлены компетентными органами в виде фиксированных ставок, о размерах которых недропользователю будет известно до начала проведения конкурентных торгов. Таким образом, право недропользования получит тот, кто предложит государству наибольшую сумму подписного бонуса во время проведения конкурентных торгов, что обеспечит прозрачность проведения конкурса и исключит возможные коррупционные факторы.
Одной из основных поправок стало внедрение упрощенного порядка предоставления права недропользования по принципу "Первый пришел – первый получил" с ежегодно возрастающей ставкой за пользование участком недр. Указанный порядок предоставления права недропользования для разведки основан на принципе, внедренном и успешно работающем в таких странах как Австралия, Канада, Чили, Финляндия и по своей природе очень прост: кто первый подал заявку на участок недр, тот и получил право на недропользования, пояснили в правительстве.
Внедрение подобной практики в казахстанское законодательство позволит ускорить проведение и повысить эффективность геологоразведочных работ. Также принятие данных поправок предусматривает гармоничное включение новых подходов в предоставлении права недропользования в уже существующие принципы и структуры Закона "О недрах и недропользовании". Эта мера будет применена для поддержания стабильности законодательства о недрах и недропользовании, которое является основным условием доверия со стороны иностранных инвесторов. Казахстан будет первой страной среди стран-членов СНГ, внедряющей подобный принцип, указали разработчики.
Также законопроектом предусматривается внесение 115 системных поправок. В них включено устранение пробела в части расширения контрактной территории: закрепляется норматив, согласно которому в случае установления того, что границы месторождения выходят за пределы географических границ горного отвода, для проведения оценочных работ и их подтверждения государственной экспертизой недр по решению компетентного органа может быть выдан геологический отвод на срок определенный проектом оценочных работ.
После экспертизы и утверждения запасов Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых Республики Казахстан, недропользователь разрабатывает проект нового горного отвода и соответствующие изменения вносятся в контракт. Кроме того, внесены прощения процедуры по добыче полезных ископаемых из ТМО (путем участия в прямых переговорах).
Наряду с перечисленными пунктами, законопроект предполагает 67 редакционных поправок, направленных на устранение излишней регламентации, исключение двоякого толкования норм, приведение норм в соответствие с юридической техникой. В целом, убеждены в правительстве, поправки в действующее законодательство направлены на упрощение процедуры предоставления права недропользования на этапе разведки твердых полезных ископаемых, с целью привлечения инвестиций в горнодобывающий сектор страны.
Летом этого года о том, какие принципиальные изменения вносятся в законодательство о недропользовании, рассказал и председатель Комитета геологии и недропользования Министерства индустрии и новых технологий РК Базарбай Нурабаев. Он отметил, что в настоящее время реализуется ряд мер, которые стимулируют инвестиции в отрасль: утверждается пятилетняя программа развития минерально-сырьевого комплекса, в ее рамках будет предусмотрено увеличение финансирования приоритетных геологоразведочных работ, а также строительство центра геологических работ.
Также Базарбай Нурабаев сообщил о том, что в целях улучшения инвестиционного климата как на стадии разведки новых месторождений, так и на всех последующих стадиях недропользования, в Казахстане начата разработка концепции Кодекса о недрах и недропользовании, где, в частности, и предусматривается предоставление права на разведку по принципу: "кто пришел первым, тот и получил". Такой принцип позволит создать условия для развития малых юниорских компаний, а именно такие компании открывают в мире более 40% новых месторождений.
"В казахстанской геологоразведке будет создан рынок малых юниорских компаний, что позволит ускорить открытие новых месторождений", – подчеркнул представитель МИНТ. По мнению разработчиков новой концепции Кодекса о недрах и недропользовании, эта мера позволит привлечь в отрасль прямые инвестиции, внедрить при геологоразведочных работах самые современные мировые стандарты.
"По поручению президента Казахстана Н.Назарбаева кардинально будет упрощен порядок предоставления права недропользования на геологоразведку. Сокращены сроки предоставления геологической информации. Уже принято постановление правительства РК, предусматривающее упрощенный расчет стоимости геологической информации по бонитетной системе, а также создан гео-портал Центрально-Азиатских стран", – добавил Б.Нурабаев.
Также в министерстве заявили, что документ, содержащий второй пакет поправок – Кодекс о недрах и недропользовании появится в Казахстане в 2014-2015 годах. Таким образом, следует подчеркнуть, что соответствующие изменения и поправки в один из наиболее значимых нормативных актов нашего государства вносятся с соблюдением интересов всех сторон процесса освоения казахстанских недр.
Просмотров материала: 2 692