Говорят, денежки счет любят. Во многих регионах Казахстана существуют некие фонды, о финансовой деятельности которых граждане только догадываются. В Восточном Казахстане такие фонды пышно расцвели в последние четыре года, например, благотворительный фонд «Парыз».
Формальным поводом для его создания стал сбор средств для пострадавших от паводка, хотя в регионе еще в 90-х годах для такой цели был учрежден общественный фонд поддержки малообеспеченных. Недавно «Парыз» впервые с момента своего создания в 2010 году приоткрыл свои дебет с кредитом. Приоткрыл, откровенно говоря, без энтузиазма – после комментариев в интернете и настойчивого интереса прессы.
Говорим «акимат», подразумеваем «Парыз»?
В поисках адреса этого благотворительного фонда мы прошерстили весь казнет - ни сайта, ни указания места расположения, ни одного контактного телефона! Полная конспирация. Позже выяснилось: глава попечительского совета «Парыза» Василий АХАЕВ (на снимке) сидит в кабинете с приемной в здании облакимата.
- Кому надо, тот находит, - такое объяснение в ходе майского брифинга дал председатель попечительского совета. - Как это проводится? Например, на имя председателя фонда либо даже на имя акима области, возможно даже на имя партии «Нур Отан» приходят письма жителей Восточно-Казахстанской области, просят какую-то материальную помощь для лечения своих близких и знакомых. Ясное дело, автоматически выходят на фонд «Парыз».
Не правда ли, удивительное логическое заключение: «пишут акиму – автоматически выходят на частный фонд». Подчеркнем: речь о частной структуре. Как следует из официального ответа главы попечительского совета, фонд был создан двумя пенсионерами в апреле 2010 года для «аккумулирования финансовых и материальных средств, передаваемых в виде добровольных пожертвований юридических и физических лиц».
- Государство же не возьмет у частного лица деньги, за них же отвечать надо, не спать, следить, чтобы деньги дошли до адресата, - так объяснил Василий Ахаев инициативу. - У нас же частный фонд.
Иная деятельность
Паводок 2010 года действительно принес районам бедствие. «Гуманитарку» собирали всем миром: продуктами из республиканского госрезерва, деньгами со всех областей, финансовыми взносами и стройматериалами от крупных компаний, сбором однодневного заработка с бюджетников… Но давайте честно: можно тот же пресловутый «однодневный заработок» считать реально добровольным? Да, многие, несмотря на скромные зарплаты, искренне жертвовали пострадавшим свои кровные. Однако как эти деньги «аккумулировались»? Разве не административным методом? Ни для кого не секрет, что сами бюджетники называют эти сборы добровольно-принудительными.
Всего за первый год работы «Парыза» на его счет поступило 539 миллионов тенге. В 2011-м уже 1,2 миллиарда тенге, в 2012-2013 годах – еще 4 миллиарда… Такие колоссальные суммы председатель попечительского совета объяснил так: фонд начал заниматься (цитата) «иной общественно-полезной деятельностью в рамках реализации мероприятий меморандумов о взаимном сотрудничестве между акиматом области и предприятиями». В переводе на понятный язык это означает: деньги промышленных компаний, выделенные на социальные нужды области, зачисляются в «Парыз». На брифинге глава попечительского совета подчеркнул: перечисление идет безналом на банковский счет. Но на каких условиях эти миллиардные суммы размещают в банке?
Помнится, два года назад в стране разгорелся скандал: одна из «дочек» фонда национального благосостояния «Самрук Казына» получила вознаграждение более 600 миллионов тенге от вкладов на банковских депозитах. Мажилисмен Мухтар Тиникеев тогда даже потребовал отставки правительства… Разумеется, у «Парыза» нет ничего общего с квазигосударственным сектором. Еще раз подчеркнем: он учрежден частными лицами. Но когда буквально на глазах разворачивается такая линейная последовательность «акимат – инвестор – фонд – банк» - почему-то сам собой вспоминается тот нашумевший случай.
Не фонд – управление строительства
Всего в 2011-2013 годах только по меморандумам предприятия перечислили в «Парыз» около 4 миллиардов тенге. Помимо этого, как следует из официального пресс-релиза, 88 строительных фирм перечислили 400 миллионов тенге на строительство мечети в Усть-Каменогорске. Пресса попросила назвать эти строительные компании и размеры сумм. И, собственно, никакого закулисья в этом интересе не было – журналисты могли бы сопоставить стоимость подрядов, полученных стройфирмами по госзакупкам, с деньгами, перечисленными в благотворительный фонд. Вдруг бы выявилась неожиданная закономерность? Но в фонде этот вопрос предпочли обойти молчанием.
- Фонд организовал вокруг себя огромное количество людей, которые получили материальные блага как рабочие, - сообщил в ходе брифинга глава попечительского совета. - Это работающих более тысячи человек, всевозможные налоги… Вот пишем мы председателю правления корпорации, что построили за этот год, и вновь просим профинансировать 204 миллиона тенге на продолжение строительства пристройки к школе в Актогае, отремонтировать дом культуры в Шемонаихе, построить, возможно, дом культуры в Белоусовке...
Такой набор вариантов для благотворительности (словно калька с планов акимата) – отдельный повод для размышлений. Обычно возведение школ было обязанностью государства. Но бог с ним, загорелось частному фонду отремонтировать госучреждение – закон не запрещает. Но почему в открытом доступе нет данных, как израсходованы взносы и пожертвовании?! Почему за четыре года ни одной попытки отчитаться публично о своей финансовой деятельности?
На майском брифинге председатель Ахаев не раз повторил: деньги из фонда на лечение родных и близких получили более сорока человек. В официальном пресс-релизе за его же подписью значатся совсем другие данные: помощь оказана 31 человеку на сумму 17 миллионов тенге. Полгода назад, в декабре 2013-го, в интервью усть-каменогорской газете «Flash» аким области Бердыбек Сапарбаев заявил о 12,6 миллионах на лечение 24 жителей области…
Вопросы без ответов
- За счет каких средств оказывается материальная помощь? – попытался объяснить на брифинге источник денег Василий Ахаев. - Это называется фонд… вами накопленный. Есть так называемая однодневная заработная плата фонда «Парыз». Это мы с вами собираем однодневную зарплату раз в год на оказание материальной помощи. А меморандум – это другая картина.
Предположим даже, что всю однодневную зарплату учителя, врачи, библиотекари и т.д. отдают абсолютно добровольно. Но где отчет перед этими «донорами»? Куда ушли их кровные?
За последние пятнадцать лет благотворительность и благотворительные фонды стали частью нашей жизни. Сколько детских жизней спас российский фонд Чулпан Хаматовой! Его деятельность абсолютно прозрачна и открыта – сайт в ежедневном режиме информирует, сколько средств нужно на спасение конкретных детей, сколько собрано, кому и как уже помогли. Наверное, поэтому вокруг этого фонда много волонтеров – тех, кто в любое время суток готов бескорыстно доставить, перевезти, организовать, обеспечить… Тех, кто ему доверяет.
Может «Парыз» похвастать таким доверием? В интернете по поводу его деятельности немало комментариев. В прошлом году эта структура подверглась проверке Генеральной прокуратуры, - надо полагать, неспроста. Та же газета «Flash» в интервью с акимом области задала вопрос: можно ли считать взносы предпринимателей добровольными, когда у них на руках платежные поручения, где фигурируют солидные суммы?
«Парыз» - не единственный в Восточном Казахстане общественный фонд, который активно работает с деньгами предприятий и граждан. За последние четыре года возникли еще фонды «Касиетти бирлик», «Мой город»… Что характерно, ни один из них ни разу не предоставил согражданам публичный отчет о своей финансовой деятельности. Согласитесь, как это нецивилизованно. И что-то подсказывает, что Восточный Казахстан – не единственный регион, где цветут и пахнут подобные структуры.
К слову, по словам главы попечительского совета «Парыза», всего фондом с момента его создания оказана материальная помощь и выполнены работы примерно на 5 миллиардов. А вот объем поступлений составил 5 миллиардов 739 миллионов тенге…
Галина Вологодская, Усть-Каменогорск, специально для Матрица.kz
Просмотров материала: 2 932