14 июля начался судебный процесс по иску правозащитника Сергея Соляника к управлению туризма города Алматы. Иск касается того, что управление не предоставляет ТЭО горнолыжного курорта «Кок Жайляу», несмотря на публичное обещание главы ведомства Бакитжана Жуламанова. В отсутствие ТЭО, «Къ» проанализировал имеющиеся в открытом доступе документы и обнаружил, что при действующих расчетах проект для государства убыточен: при доходах в $190 млн затраты составят $450 млн плюс вложения в инфраструктуру. Только на дороги и парковки (не считая водо- и электроснабжения) потребуется $60-70 млн средств налогоплательщиков.
Источник: Курсив
Правозащитник Сергей Соляник намерен через суд добиться открытия ТЭО строительства ГЛК «Кок Жайляу» у управления туризма Алматы. На днях прошло первое судебное заседание по иску г-на Соляника к ведомству. Однако последнее попросило дополнительное время для рассмотрения претензий.
Напомним, согласно генеральному плану развития, курорт «Кокжайлау» расположится на высоте 1850-3785 метров над уровнем моря и станет одним из самых высокогорных в мире. Площадь и длина горнолыжных трасс составят, соответственно, 185 га и 63 км. Будет построено 16 канатных дорог протяженностью 22,5 км. Как ожидается, посещать курорт будут более 10 тыс. лыжников в день. Проект осуществляется на основе государственно-частного партнерства. Предполагается, что государство потратит на горнолыжную инфраструктуру (подъемники, профилирование склонов, лавинно-защитные мероприятия) $450 млн. В свою очередь, частные инвесторы вложат в строительство отелей, ресторанов, спортивных и развлекательных центров $900 млн. Такие данные приводятся в документе «Резюме технико-экономического обоснования «Местного бюджетного инвестиционного проекта «Горнолыжный курорт «Кокжайлау» (ТЭО), который подготовила канадская компания Ecosign, которая является проектировщиком горнолыжных курортов.
Консультантом по управлению проектом и финансам стала международная аудиторская и консалтинговая компания – KPMG, консультантом по маркетингу выступила международная компания Horwath HTL, которая, по словам г-на Жоламанова, зарекомендовала себя как одна из лучших в мире маркетинговых компаний в сфере гостиничных, туристических и развлекательных услуг. Консультантом по экологическим аспектам стала компания CaspiEcology, специализирующаяся в области экологического проектирования и экологической безопасности. Ее услугами пользовались Европейский банк реконструкции и развития, Азиатский банк развития, Agip Kazakhstan. Консультант по лавинной безопасности – международная компания Engineerisk, по инжинирингу – международная компания по проектированию инженерных сетей ARUP.
Перед консорциумом были поставлены основные вопросы: пригодны ли наши горы для создания горнолыжного курорта, и сможет ли он конкурировать на мировом рынке туристических услуг? можно ли его построить и эксплуатировать без ущерба для окружающей среды? «На эти вопросы были даны убедительные ответы: да, пригодны; да, сможем», - заявил г-н Жуламанов.
При этом он признал, что для строительства горнолыжной деревни, в которой расположатся шале-отели, придется снести 2,7 га деревьев. В общей сложности при строительстве горных трасс и подъемников будет вырублено деревьев на площади, превышающей 27 гектаров. «Но мы обязуемся возместить все в 10-кратном размере и высадить деревьев в 10 раз больше, чем вырубим. Мы не собираемся идти в водоохранные зоны, природоохранные зоны, идти туда, где водятся редкие виды флоры и фауны», -заверил он и пообещал также, что в районе горнолыжного курорта «Кок Жайляу» будет введен запрет на индивидуальное жилищное строительство.
Экологический аспект при строительстве курорта является основным, поэтому на самой начальной стадии к реализации проекта были привлечены экологи. По информации г-на Жуламанова, они создали экологическую карту ограничений, которая включила в себя ограничения по исчезающим видам флоры и фауны, запретные зоны, защитные зоны вдоль водоемов. «Вокруг Алматы специалисты подробно исследовали и отметили несколько горных регионов, где с маркетинговой точки зрения развитие горнолыжного курорта было возможно и эффективно, – рассказал глава управления. – Но в пользу экологических ограничений мы отказались, например, от развития перспективных территорий на юге Большого Алматинского озера и в верховьях долины реки Проходная».
В итоге эксперты предложили для развития первой фазы горнолыжного курорта площадки в районе Большого Алматинского озера, выше Космостанции, район в урочище Кок Жайляу и горные территории в районе пика Кумбель общей площадью 42 тыс. гектаров. По мнению экспертов, эти территории не обладают высокой экологической чувствительностью.
Однако в стороне остался вопрос целесообразности расходования бюджетных средств на строительство курорта, и в целом его экономическая состоятельность.
А теперь внимательно. Как уже было сказано, заявленные расходы по проекту составят более $1,3 млрд. Из них 30% – государственные деньги, 70% – частные инвестиции. Однако, как говорится в ТЭО: «Бюджет не включает расходы по обеспечению (подводу) инженерной (городской) инфраструктуры: электроэнергия, вода, канализация и автодороги». Подведением коммуникаций, по словам г-на Жуламанова, частные инвесторы заниматься не будут. Можно предположить, что эти расходы будут финансироваться из бюджета, и, может быть, вне рамок проекта. А затраты эти, между тем, весьма серьезные. Например, потребность курорта в электроэнергии составит 32 мВт, в воде – 1100 куб.м./сутки, в рамках развития курорта предполагается общественная парковка на Медеу на 2,8 тыс. мест. Кроме того, для увеличения пропускной способности подъездной дороги с запада (ул. Дулати) на курорт была предложена ее частичная реконструкция на участке протяженностью 4,7 км. Также, была предложена прокладка новой дороги протяженностью в 7 км от отеля Кумбель до курорта. Сколько на это потребуется денег – не говорится, однако с учетом действующих расценок, только на дороги и парковку может уйти около $60-70 млн.
По мнению разработчиков ТЭО, ожидается, что «за 20 лет экономика Алматы получит более $5,4 млрд, а начальные инвестиции государства будут возвращены в 12-кратном размере». Впрочем, срок возврата так же не оговаривается, как и не расшифровывается понятие «экономика Алматы». Хотя, авторы убеждены, что «одним из современных способов оценки будущих государственных инвестиций является расчет экономических мультипликаторов». При этом они не приводят формулу, по которой рассчитывался мультипликативный эффект. Вероятно, в термине «экономика» учтены и возврат денег, а также доходы частных инвесторов.
Тем не менее, в ТЭО представлена некая калькуляция, которая может дать примерный расклад по возврату денег не в «экономику», а чисто по проекту курорта. Авторы ТЭО прикинули, что за 20 лет доход от деятельности курорта составит $285 млн до уплаты налогов. Планируется, что через 10 лет проект будет продан частным инвесторам на открытом аукционе примерно за $160 млн. За эти 10 лет работы курорт должен принести $92 млн без учета налоговых отчислений: более $30 млн – государству (30% изначальных инвестиций) и более $60 млн частным инвесторам (70% инвестиций). Получается, что за 10 лет государство заработает на этом проекте по самым оптимистичным прогнозам около $190 млн, а дальше будет «греться» только на налоговых отчислениях частных владельцев курорта. При том, что затраты составят $450 млн плюс, возможно, затраты на подведение коммуникаций. Однако, это только предположения.
Просмотров материала: 2 504