Бывший госслужащий Алмат Салгарин изобрел экологичную чудо-печь «Тәңір оты». Вот только уникальный проект по сей день остается нереализованным. Причину простоя столичный конструктор видит в бюрократических проволочках и произволе со стороны контролирующих органов.
Источник: Свобода Слова
На протяжении долгих лет вопрос зимнего отопления во многих селах страны решали посредством вырубки реликтового саксаула. Однако с недавних пор в Казахстане был принят полный запрет на вырубку этого растения. Теперь для того, чтобы согреться зимой, жители аулов вынуждены покупать дорогой уголь – в среднем до 15 тысяч тенге за тонну, а с учетом того, что за один зимний период расходуется до 10 тонн угля, эта сумма порой возрастает для каждой семьи до баснословных 150 тысяч! В общем, народу приходится затягивать пояса потуже. Да и проблему отравления угарным газом еще никто не отменял – из-за неисправностей печного отопления и собственной неосторожности в стране ежегодно гибнут люди.
Столичный изобретатель Алмат Салгарин уверен, что изобрел самую экономичную и безопасную печь, ведь не случайно свое детище он назвал «Тәңір оты», то есть «Небесный огонь». Механизм работы устройства гениален и прост одновременно. Главный секрет заключается в том, что вредный угарный газ в ней сжигается при помощи катализатора и таким образом образуется дополнительный источник энергии.
Огнеопасный эксперимент
За плечами энергетика Алмата Салгарина грандиозный жизненный опыт: три высших образования, аспирантура в Институте высоких температур АН СССР в Москве, и 10 лет работы на госслужбе. Устав от властных коридоров, вскоре он сменил чиновничий галстук на рабочий синий воротничок. Благо, у Салгарина уже было несколько идей, реализацию которых он вынашивал еще со студенческой скамьи. Одна из них – проблема отопления и поиск альтернативных источников энергии.
Когда-то Алмат Салгарин прочел в специализированном научном издании статью инженера-физика Юрия Бровко «Полуторавековой парадокс», которая сильно его заинтересовала. В материале описывался интересный опыт, который провел английский майор Конгрейв почти 200 лет назад. Конгрейв расположил на сетке над горящим углем куски мела. Результаты такого несложного эксперимента вызвали впоследствии много споров. Дело в том, что при таком же количестве расходуемого угля энергии хватало превратить в пар чуть ли не в три раза больше воды.
Если учесть, что мел не горит и для превращения его в обожженную известь, наоборот, нужна дополнительная энергия, то получался необъяснимый парадокс – налицо нарушение закона сохранения энергии. В конце концов было решено, что эксперимент проведен некорректно, и о нем забыли. Но не тут-то было! Салгарин решил, что когда-нибудь повторит этот эксперимент самостоятельно.
– Так как было затруднительно найти мел, я решил заменить его другим минералом – известняком. И хоть его химическое строение отличается от чистого мела, но тем не менее он наполовину состоит из того же вещества, – рассказывает изобретатель. – Мне предстояло выяснить условия, при которых проявляется этот эффект, если он вообще существует. Пришлось перепробовать несколько вариантов печки, перебирая различные параметры печи и условия сжигания топлива.
Однажды в субботу ранней зимой, закинув на ночь очередную порцию топлива и поужинав, Алмат попросил сына на всякий случай сходить в котельную и посмотреть, как разгорелось топливо, так как вода в батареях стала горячей подозрительно быстро. Юноша вернулся назад, схватил два огнетушителя и, крикнув, что жар от печи пробил асбестовую защиту и огонь перекинулся на крышу, побежал тушить пожар. Супруга экспериментатора вызвала пожарников.
Когда Алмат добежал до котельной, ее крыша полыхала уже не на шутку: вокруг бегали пожарные, жена и дети что-то кричали, лились струи воды, все были озабочены и заняты… И только хозяин дома отрешенно стоял в стороне с глупой счастливой улыбкой. Пожарные, споро заливая водой дымящуюся крышу, время от времени с состраданием посматривали на, видимо, свихнувшегося от несчастья погорельца. Произошло то, чего так хотел Салгарин, – результаты эксперимента Конгрейва подтвердились, да еще и с такой силой!
Теперь, после подтверждения парадокса, у отечественного Кулибина появилась новая задача – понять, почему произошло то, что случилось. Ведь без этого его бы ждало всеобщее осмеяние и слава невежды, не знающего законы сохранения энергии. Как водится, озарение пришло неожиданно.
– Ко мне приехал товарищ из Сибири. На улице шел летний дождь, и мы сделали шашлык в камине. Стоя рядом с готовящимся шашлыком, товарищ за разговором упомянул, что в детстве в деревне дед запрещал ему закрывать задвижку в дымоходе, чтобы не угореть, до тех пор, пока над угольками есть языки пламени голубого цвета. Тут-то меня и озарило! – делится своим открытием Салгарин. – Перед глазами сразу возникли языки пламени высотой по 20-40 сантиметров, которые возникали в печи. Сразу вспомнилась картинка из школьного учебника, на котором была изображена спичка с указанием температуры в разных областях пламени. В самом верху была самая горячая область. Теперь я начал понимать, что в этой области углерод соединялся со вторым атомом кислорода, говоря другими словами, дожигался угарный газ.
«Профилактические» штрафы
Несколько лет Алмат Салгарин посвятил разработке и изготовлению первых образцов чудо-печи, затем еще пару лет доводил инновационную технологию до совершенства. В фонде развития предпринимательства «Даму» не смогли пройти мимо такого яркого проекта, и в конце 2012 года Салгарин даже выиграл грант на организацию производства в размере 20 тысяч долларов. Вскоре после приятного триумфа к изобретателю поочередно заглянули почти все службы контроля: пожарные, СЭС, МЧС и налоговая.
При этом, даже не находя никаких нарушений в производственном процессе, проверяющие лица недвусмысленно намекали, что «профилактические» штрафы все равно придется уплатить. Последней каплей терпения для Салгарина стал визит экологических инспекторов, которые просто посчитали… неоткрытые банки с краской, сварочные электроды, отрезные круги, сказав, что бизнесмен рано или поздно будет их использовать.
Нанесенный природе урон оценили в скромные 2533 тенге. Однако спустя две недели инспекция вернулась снова – уже со штрафом на 34 тысячи тенге. По прошествии еще полумесяца история повторилась вновь, рассказывает Салгарин. Устав терпеть нападки со стороны контролирующих органов, изобретатель отказался уплачивать штрафы, что позже привело к судебным разбирательствам и приостановлению его деятельности.
– Мне запретили заниматься деятельностью до получения разрешения на открытие цеха, хотя прекрасно понимают, что создавать цех в жилом массиве не позволят, да и сам я не настроен делать из своего жилья завод. Эксперименты во дворе они считают за массовое производство, – сетует Салгарин. – Ирония заключается в том, что именно экологи должны были носить меня на руках и способствовать продвижению моих котлов, которые не выделяют угарный газ. Каждая печь спасает десяток деревьев, срубаемых для растопки.
«Тәңір оты» от Алмата Салгарина
«Тәңір оты» – печь с обратным ходом дыма, позволяющая без применения фильтра удерживать значительную часть летучих несгорающих остатков (пепла), что хоть и приводит к более частой очистке дымохода, но позволяет получить несравненно высокие экологические показатели. При этом не нужно заготавливать целый кузов дров, так как она не требует ежедневного розжига – достаточно лишь подкидывать уголь раз в 6-12 часов. Идеальна работа таких печей совместно с тепловым аккумулятором, который принимает избыточную энергию, полученную от сжигания угарного газа, а впоследствии понемногу отдает ее обратно в систему. Таким образом, использование печей данного типа при правильном соблюдении технологии позволяет в значительной степени экономить топливо за счет поднятия температуры и дожигания угарного и других образующихся газов.
Просмотров материала: 2 322