В Северо-Казахстанской области функционирует 541 государственный орган со штатной численностью более 5 тысяч человек. О том, как работают госслужащие СКО - рассказал руководитель Департамента Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции по СКО службы Галым Турсунбаев.
- Галым Султанович, начнем с проблемных моментов. Имеется ли в СКО дефицит профессиональных кадров в госслужбе?
- Штатная численность госслужащих в СКО составляет 5009 человек, но фактическая, по итогам 9 месяцев 2016 года - 4586 человек. Одной из важных проблем является высокий уровень чистой сменяемости в госорганах области. За текущий год чистая сменяемость, под которой подразумевается уход из системы госслужбы, составила в местных исполнительных органах – 169 человек или 5,8% от штатной численности. С целью проведения анализа причин увольнений на постоянной основе ведется анкетирование государственных служащих, которые показывают, что основной причиной увольнений являются -низкий уровень заработной платы и большая нагрузка.
Тем не менее, приток новых сотрудников позволяет делать положительные прогнозы. С начала текущего года поступление на государственную службу осуществляется на низовые должности на основе трехэтапного конкурсного отбора: тестирование на знание законодательства, оценку личных качеств и собеседование в госоргане. Изменение пороговых значений по программам тестирования для кандидатов, поступающих на государственную службу, позволило увеличить долю успешно прошедших тестирование с 36,2% за 9 месяцев 2015 года до 56,7% за аналогичный период текущего года.
Стоит отметить, что в целях обеспечения возможности прохождения тестирования большему количеству кандидатов, поступающих на госслужбу, а также в рамках подготовки к предстоящей аттестации государственных служащих, запланированной на 2017 год, осуществлен перенос зала тестирования в здание областного маслихата.
Государственными органами области с начала текущего года объявлены общие конкурсы по 712 вакантным должностям, из которых завершились 627. По итогам конкурсов на должности приняты 417 человек.
- Легко ли построить на государственной службе карьеру?
- Карьерное продвижение госслужащих осуществляется только на конкурсной основе. Помимо компетенций требуется стаж работы на нижестоящих должностях. С начала текущего года объявлены внутренние конкурсы на занятие 777 вакантных должностей. Завершены конкурсные процедуры по 716 вакансиям, приняты на должности 230 госслужащих.
Всего по итогам общих и внутренних конкурсов принято 647 граждан, по причине отсутствия кандидатов не состоялись конкурсы по 696 должностям (что составляет 51,8% от общего числа завершенных конкурсов).
В соответствии с поручением Агентства для обеспечения объективности и прозрачности работы конкурсных комиссий на заседания приглашаются наблюдатели и эксперты. В нашем регионе 100% состоявшихся конкурсов обеспечены участием наблюдателей.
Для успешно прошедших конкурс, после получения положительных результатов специальной проверки, устанавливается испытательный срок от 3-х до 6-ти месяцев, в случае непрохождения испытания сотрудник подлежит увольнению по согласованию с Агентством.
Нашей же задачей при этом является недопущение неправомерного увольнения и обеспечение объективности принимаемых госорганом решений.
К сведению, в нашей области за 9 месяцев текущего года не установлено ни одного факта увольнения по результатам испытания.
- Как на работу госслужащих повлиял новый Закон «О государственной службе»?
- Строго положительно. С принятием нового Закона «О государственной службе РК» значительно снизилось количество внеконкурсных назначений.
Так, за 9 месяцев текущего года в порядке перевода произведено назначение 4-х государственных служащих на должности помощников и советников первых руководителей, что почти в 40 раз меньше аналогичного периода прошлого года.
Также введен институт ротации руководящих должностей корпуса «Б», с одновременным обеспечением жильем. Ротация проводится в форме рокировки между госслужащими определенных категорий.
Значительно совершенствуется институциональная основа обучения государственных служащих. Для этого закрепляется обязанность обучения служащих не реже одного раза в три года. Регулярное повышение квалификации сотрудниками – неотъемлемая часть их профессионализации.
В 2016 году госорганами области запланировано обучение порядка 1400 государственных служащих, из которых за 9 месяцев текущего года обучено 1021 (73%), в том числе в Академии - 75, в РЦО - 771, в отраслевых учебных заведениях — 175.
- Для чего необходима ротация? Ведь у многих есть семьи, родные, некоторые может просто не хотят уезжать в другие регионы.
- Ротация позволяет расширить «профессиональный кругозор» госслужащих, приобрести дополнительные компетенции, и является одним из эффективных инструментов профилактики коррупции.
Как Вы понимаете, если руководитель засиживается на одном месте это создает определенные риски. Поэтому по истечению 3-х лет ротируемым предлагается должность в другом регионе. Но он может отказаться, а повторно еще через 3 года уже будет обязан ротироваться.
- Насколько часто фиксируются нарушения Этического кодекса госслужащих в СКО?
- Как вы знаете, предупреждением и профилактикой таких ситуаций занимается Совет по этике. Им для руководителей государственных органов выработано более 170 рекомендаций по укреплению государственной дисциплины, профилактики коррупции, соблюдения законодательства о государственной службе и Правил служебной этики.
Членами Совета согласно утвержденному графику регулярно осуществляются выездные приемы граждан в районных филиалах партии «Нұр Отан». С начала года осуществлено 8 выездов в регионы области. Рассмотрено 11 дисциплинарных дел в отношении руководителей государственных органов, по 8 рекомендованы взыскания, из них 3 за дискредитирующие проступки и 5 за нарушения Этического кодекса, 3 дела прекращено. Все факты выявлены по итогам проверок Департамента.
Основаниями для возбуждения дисциплинарных дел являются обращения граждан и юридических лиц, публикации в средствах массовой информации, материалы государственных органов и т.д.
Особое внимание уделяется работе с обращениями граждан. С начала года осуществлено 64 личных приемов, в ходе которых обратились 134 граждан. Все обращения удовлетворены.
Рассмотрены с проведением проверок 56 обращений, выявлено 124 нарушения законодательства о государственной службе, внесено 28 представлений об устранении нарушений. По результатам - восстановлены нарушенные права 29 граждан, отменено 10 незаконных актов.
По итогам проверок обращений к дисциплинарной ответственности привлечен 21 госслужащий.
Всего по области с начала года к дисциплинарной ответственности привлечено 877 государственных служащих, из них: в местных исполнительных органах 571, в территориальных органах 306 государственных служащих, в том числе за нарушение норм служебной этики 29 государственных служащих.
- Какие проблемные вопросы сферы оказания государственных услуг и меры по их решению Вы можете обозначить?
- С начала текущего года по вопросу качества предоставленных государственных услуг поступило 12 обращений, которые рассмотрены в соответствии с законодательством. По 5 обращениям граждан даны разъяснения. По 7 - проведены внеплановые проверки.
При оказании данных госуслуг, сроки и процедуры оказания соблюдены, вместе с тем усматривается слабая разъяснительная работа со стороны работников госорганов. В связи с чем направлены рекомендации по организации комплекса мер по совершенствованию процедур оказания государственных услуг населению местными исполнительными органами района.
Кроме этого, наблюдается недостаточно активная работа местных исполнительных органов по информированию населения о предоставляемых государственных услугах. В связи с этим, всем госорганам направлены рекомендации о постоянном оповещении граждан о деятельности по предоставлению госуслуг с указанием телефонов для получения необходимых консультаций.
Департаментом на постоянной основе проводится мониторинг интернет-ресурсов госорганов. За отчетный период направлены 13 писем по имеющимся замечаниям, касающимся отсутствия стандартов и регламентов госуслуг на интернет - ресурсах, несвоевременной их актуализацией, а также отчетов руководителей госорганов о результатах оказания госуслуг. Отрадно, что все рекомендации госорганами исполнены.
Проведенный анализ отчетов по внутреннему контролю показывает, что руководителями государственных органов области недостаточно уделяется контроль на содержание отчета. Так, ответственными лицами государственных органов предоставлены сведения по отчету внутреннего контроля с нарушением форм заполнения.
По итогам выявленных нарушений, всем госорганам области направлены рекомендации по их устранению при предоставлении сведений по итогам внутреннего контроля за качеством оказания государственных услуг.
Следует отметить, что по итогам направленных рекомендации территориальным подразделениям ЦГО об устранении нарушений при заполнении форм отчетности по итогам внутреннего контроля за качеством оказания госуслуг за 1, 2 кварталы т.г., количество госорганов, допустивших нарушения сократилось с 13 до 3.
- Важным и проблемным в госорганах вопросом является борьба с коррупцией. Как в Северном Казахстане противостоят этому социальному злу в системе государственной службы?
- Как вы знаете, 13-й шаг Плана нации посвящен мерам усиления борьбы с коррупцией. В связи с этим, одним из приоритетных направлений деятельности Департамента является формирование антикоррупционной культуры, а также минимизация причин и условий возникновения коррупционных правонарушений.
По линии антикоррупционного просвещения за отчетный период 2016 года Департаментом проведено 437 мероприятий, в том числе 257 - образовательного и научно-практического направления - семинары, круглые столы, лекции, научно-практические конференции, заседания консультативно-совещательных органов, интеллектуальные игры, конкурсы, 113 - информационно-разъяснительного характера - брифинги, пресс-конференции, авторские статьи, интервью, прямые линии, видеоролики и 67 культурно-массовых мероприятий — это и общественные приемные, флешмобы, спортивные мероприятия, акции.
Также внедряются новые формы взаимодействия с общественностью, в последний четверг каждого месяца проводится прием в онлайн режиме с 16 до 17 часов посредством приложения «Skype». Кроме того, ведется активная работа в социальных сетях и видеопорталах, действуют официальные аккаунты Департамента в соцсетях.
- В прошлом году Агентством Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции было разработано открытое соглашение о сотрудничестве по вопросам создания атмосферы нетерпимости к любым проявлениям коррупции и формирования антикоррупционной культуры в обществе. Сколько североказахстанцев поддержало этот проект?
- Действительно, это уникальный проект, цель которого - консолидация усилий государства и институтов гражданского общества по устранению и предотвращению причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений, а также привитию общественности нулевой терпимости к любым проявлениям коррупции.
При этом, его уникальность в том, что соглашение открыто для присоединения к нему любых общественных объединений, некоммерческих организаций, вне зависимости от форм собственности, а также граждан Республики Казахстан, признающих его цели и задачи.
В Северо-Казахстанской области к открытому соглашению присоединились 109 государственных учреждений, неправительственных и общественных организаций, 1624 физических лиц.
Необходимо отметить, что по результатам соцопроса наш регион по уровню коррупции находится на последнем месте. Однако, работы в этом направлении предстоит еще много. Помимо профилактики, мы должны еще и с математической точностью определять коррупционные риски. Мы четко отслеживаем, чтобы все ведомства действовали строго в рамках Закона. Победить коррупцию реально и для этого мы и призываем граждан активно помогать нам, сообщая о фактах нарушения законодательства. Вместе, я считаю, мы сможем сделать государственную службу максимально честной и прозрачной.
Гайни Серикова, Северо-Казахстанская область, Матрица.kz
Просмотров материала: 1 742