В нашей стране есть товарищество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Шанырак". В состав вышеназванного товарищества входят акционерное общество "Акмола - Феникс" и ТОО «Агроинтерптица», "Птицефабрика им. К. Маркса", «Capital Project Ltd», «Авангард» и «Батя». Руководителем этого крупного товарищества, объединяющего шесть хозяйств, является Максим Владимирович Божко. Да, да, 33-летний сын Максим того самого генерала-лейтенанта Комитета Национальной безопасности Республики Казахстан, экс-министра Чрезвычайных ситуаций, нынешнего вице-министра Внутренних дел Владимира Карповича Божко, - пишет М.Илиясулы.
Каким образом наследство Шарфа досталось Божко?
Если начать с самого начала, то многие годы хозяйством села Есиль руководил некий товарищ по имени Иван Шарф. В одно время он возглавлял совхоз "Акмолинский" (ныне Акмол), и с 1975 года был генеральным директором Целиноградского производственного объединения по птицеводству.
В 1996 году, уже после развала Советского союза и приобретения Казахстаном суверенитета, это объединение стало акционерным обществом "Акмола-Феникс". Согласно информации из официальных источников, в 1999 году в составе акционерного общества было 93 человека. Иван Шарф владел 34,2% пакета акций, 8,2% принадлежали Валентине Белоусовой.
Знающие люди утверждают, что Иван Шарф сделал акционерное общество "Акмола- Феникс" самым крупным производственным объектом в Целиноградском районе. Но в 2008 году, в связи с кончиной Ивана Шарфа, его доля в АО переходит к Раисе Ивановне Шарф.
Взглянув на документы от 31 декабря 2011 года, можно увидеть, что там указаны лишь два человека, обладающие более чем 10-ю процентами акций. Это Шарф Раиса Ивановна, которой принадлежали 39,9408 простых и 19,8394 привилегированных акций, и Белоусов Евгений Геннадьевич, владеющий 17,2701 простыми и 9,465 привилегированными акциями.
Но в протоколе общего собрания акционерного общества "Акмола-Феникс" от 31 декабря 2012 года указано, что ТОО "Торговый дом "Шанырак" обладает 16,59 простыми акциями, ТОО "Батя" - 27,33 простыми акциями и предприниматель Божко Марина Владимировна - 25,67 простыми акциями. По некоторой информации, учредителями ТОО "Торговый дом "Шанырак" и ТОО "Батя" являются брат и сестра Максим и Елена Божко.
(Протоколы прилагаются)
Мы попытались найти пути, по которым акционерное общество "Акмола-Феникс" попало в руки семейства Божко, или информацию о сумме, за которую оно было приобретено, но наши старания не увенчались успехом.
Ясно одно, что покупка "Акмола-Феникс" с ее 42-летней историей, 530 сотрудниками, 290 000 курами, которые ежедневно дают 180 000 яиц, с 49 производственными корпусами птицефабрики «Целиноградская», 23 производственными корпусами и 37 гектарами земли птицефабрики «Акмолинская», 32 производственными корпусами птицефабрики «Племптицерепродуктор», выращивающей породистых птиц, 29 производственными корпусами птицефабрики «Малиновская», обошлась покупателю в немалую сумму. Надеюсь, соответствующие органы выяснят законность покупки такого богатства семьей Божко, а также происхождение денег на приобретение.
Кулагин основал "Агроинтерптицу", Божко взял, а вернулись ли деньги государства?
25 апреля 2005 года тогдашний Премьер-Министр Даниал Ахметов с рабочим визитом посетил Костанайскую область. Во время встречи тогдашний аким области Сергей Кулагин сообщил о том, что Костанайская область ежегодно на 4,4 млн. долларов США импортирует мясо птицы за рубежом, и для решения этого вопроса попросил разрешения на реконструкцию Аркалыкской птицефабрики http://panoramakz.com/archiv/2005/17.htm. И спустя некоторое время при поддержке государства и частных инвесторов, с привлечением 500 млн. тенге, на месте Аркалыкской птицефабрики было создано ТОО "Агроинтерптица" http://kazpravda.softdeco.net/c/1309304953.
Г-н Кулагин и дальше поддерживал данное товарищество. По "Карте индустриализации Казахстана на 2010 - 2014 годы", принятой Постановлением Правительства Республики Казахстан от 14 апреля 2010 года № 303, по Костанайской области предусмотрено финансирование 12 проектов на 18,3 млрд. тенге http://www.parasat.com.kz/index.php?id=news_single&tx_ttnews%5Btt_news%5D=39&cHash=06167ed1b0babb9da0c14a715ab927ac. Если верить некоторым информационным источникам, то 2,2 млрд. тенге из этой суммы направлены на реконструкцию ТОО "Агроинтерптица".
К слову, в процветание этой птицефабрики большой вклад внес не только Сергей Кулагин, но и директор ТОО "Агроинтерптица" Виктор Пац, который, несмотря на то, что сейчас является гражданином Германии и проживает там, часто приезжает в Аркалык. До сих пор неизвестно, каким образом "Агроинтерптица", основанная за счет больших государственных средств и ставшая крупным производственным объектом, перешла в руки Максима Божко. На данный момент птицефабрика имеет 32 производственных корпуса.
Какова причастность Божко к фабрике, открытой Лоренцом?
Проект реконструкции "Птицефабрики им. К. Маркса" был утвержден еще в 2008 году. Стоимость проекта - 150 млн. тенге. В реконструкции и развитии данной птицефабрики велика заслуга нынешнего гражданина Германии, в прошлом казахстанца Александра Лоренца и директора Елены Менберг. Если Александр Лоренц был владельцем фабрики, то Елена Менберг в последние пять лет непосредственно руководила производством.
Известно, что и эта птицефабрика получила финансирование из "Фонда поддержки предпринимательства "Даму" и еще немалую сумму получила, войдя в индустриально-инновационную карту по проекту реконструкции "Птицефабрики им. К. Маркса".
Продал ли владелец фабрики Александр Лоренц свою долю акций Максиму Божко или есть какая-либо другая договоренность неизвестно, но на сегодня "Птицефабрика им. К. Маркса" входит в состав "Управляющей компании Шанырак", принадлежащей Максиму Божко.
На сайте "Шанырака" http://shanyrak-group.kz/ висит следующая информация: «Директором компании ТОО «Управляющая компания Шанырак» является Божко Максим Владимирович, под руководством которого происходит управление всеми бизнес-процессами группы». В связи с этим мы предположили, что и данная птицефабрика находится в ведении Максима Владимировича. Напомним, что птицефабрика состоит из 11 производственных корпусов и имеет все необходимые ресурсы для ежегодного производства 130 млн. яиц.
Почему обанкротился «Жезказган-Кус»?
ТОО «Жезказган-Кус», в котором работали 230 человек, внезапно был объявлен банкротом. Именно в это время, в 2011 году, директор ТОО «Capital Project Ltd» Максим Божко на очередном заседании Координационного совета по форсированному индустриально-инновационному развитию экономики Карагандинской области представил новый инвестиционный проект о создании в Жезказгане "Бройлерной птицефабрики" с производственной мощностью 9,4 тыс. тонн мяса в год. Стоимость проекта ни много, ни мало 2,9 млрд. тенге.
Неизвестно, во сколько обошлись Максиму Владимировичу оборудование, техника обанкротившегося «Жезказган-Куса». Но сейчас, по некоторой информации, в ТОО «Capital Project Ltd» при поддержке компании "Казагрофинанс" дела обстоят неплохо. А прежний владелец «Жезказган-Кус» Александр Гудовщиков сейчас трудится под руководством Максима Божко.
Кроме этого Максиму Божко принадлежат 10 260 гектаров посевных земель, 4456 кв.м. различных цехов и складов, элеватор для хранения 10 000 тонн зерна, ТОО "Авангард" и "Батя". Вместе со своим бизнес-партнером Александром Лоренцом он работает над дальнейшим развитием своего бизнеса.
Конечно, мы не имеем ничего против того, чтобы Максим Божко развивал свой бизнес в Казахстане, напротив, даже рады. Граждане, поддерживающие отечественное производство, тем самым вносящие значимый вклад в развитие экономики страны, достойны уважения и похвал.
Но в последнее время, в кулуарах Астаны ходят слухи, что он намерен объединить еще несколько птицефабрик в большую корпорацию, а затем продать все России.
Разумеется, никто не ведает мысли Максима Владимировича. Тем не менее, помня о том, как с помощью Виктора Храпунова, Владимира Школьника несметные богатства Казахстана утекли из страны, а их дети вдруг стали за рубежом миллионерами, не можем исключать и такого поворота событий.
По-хорошему завидуя достижениям Максима Божко в бизнесе, я подумал, а если и я подготовлю проект на 2-3 млрд. тенге, даст ли мне их "отец" форсированного индустриально-инновационного развития Асет Исекешев? Или для этого нужно, чтобы мой отец был генерал-лейтенантом Комитета Национальной безопасности или министром Чрезвычайных ситуаций? Что думаете вы?
Максат Ильясулы, юрист, заместитель председателя Казахского Национального совета