23 ноября 2024 г.

Дежурный по стране

В экономике вообще-то есть только два предложения...
Азамат Джолдасбеков, президент АО «Казахстанская фондовая биржа»

Мы в соц сетях:



Регион - Туркестанская область

Южно-Казахстанская область (каз. Оңтүстік Қазақстан облысы) — область в Казахстане.

Область основана 10 марта 1932 года. С 3 мая 1962 года по 6 июля 1992 года область называлась Чимкентской. В 1992 годуобласти вернули прежнее название — Южно-Казахстанская. Центр области — город Шымкент.

Площадь области составляет 117 249 км² или 4,3 % территории республики. Расстояние между самыми северными и южными участками по прямой составляет 600 км.

Все материалы региона Материалы других регионов

ОДНУ ЧЕТВЕРТУЮ ЧАСТЬ ВСЕХ ШКОЛ В РЕСПУБЛИКЕ ПОСТРОЯТ В ТУРКЕСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ОДНУ ЧЕТВЕРТУЮ ЧАСТЬ ВСЕХ ШКОЛ В РЕСПУБЛИКЕ ПОСТРОЯТ В ТУРКЕСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ
В Туркестанской области увеличится количество частных школ. В этом направлении будет усилена работа по привлечению инвесторов. Также школьников, проживающих в отдаленных населенных пунктах, будут перевозить специальные автобусы. Об этом шла речь на еженедельном аппаратном совещании под председательством акима Туркестанской области Умирзака Шукеева.

Глава региона поручил акимам районов и городов сосредоточиться на вопросах образования. Актуальные вопросы поручено решать совместно с управлением развития человеческого потенциала.

Четвертую часть всех школ, которые будут построены в республике в период с 2021 по 2025 годы, приходится на Туркестанскую область. За четыре года в регионе будет построено 199 школ. В прошлом году были введены в эксплуатацию 44 школы, построенные на бюджетные средства, и 16 частных. По словам главного педагога области Динислама Болатханулы, в этом году на строительство 59 школ в области будет направлено более 20 млрд тенге.

На аппаратном заседании был заслушан доклад руководителя управления общественного развития Туркестанской области Ансара Усербаева об общественно-политической ситуации в регионе. По его словам, политическая ситуация в области стабильная. Умирзак Шукеев поручил всем акимам районов и городов оперативно решать актуальные вопросы, своевременно реагировать на вызовы и предложения населения и укреплять связи с общественностью.

ОДНУ ЧЕТВЕРТУЮ ЧАСТЬ ВСЕХ ШКОЛ В РЕСПУБЛИКЕ ПОСТРОЯТ В ТУРКЕСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Во второй половине XIX — начале XX в. в Туркестанском крае существовала система образования, сформировавшаяся на протяжении длительного исторического времени. В результате захватнических действий колониального правительства с середины XIX в. традиционная система образования местного населения Туркестана стала подвергаться изменениям. Как и в других сферах жизни края, в системе образования стала проводиться в жизнь политика, отвечающая интересам колониальной власти. Это отразилось прежде всего, в открытии и стремительном увеличении числа русско-туземных школ, преследовавших цель русификации коренного населения.

В до колониальный период традиционная система образования формировалась на базе ислама, в школах и медресе наряду с религиозным учением преподавались также и светские науки. В начальной школе образование длилось 5—6 лет, преподавались основы арабского языка — алфавит, чтение и дикция. Следующий этап состоял из изучения книги «Хафтьяк» (то есть, седьмая часть Священного Корана), состоявшей из Коранических сур и аятов. Затем изучалась книга «Чор китоб» (четверо- книжие), в которой были отражены мусульманские традиции, после чего — книги Суфи Аллаяра «Рисолаи азиза» — «Саботул оджизин». Эти книги учениками преимущественно заучивались наизусть. Произведение Суфи Аллаяра в стихотворной форме приводило сведения о жизни чудотворцев и пророков. Ученики изучали труды не только на узбекском языке, но и познавали фарси путем изучения дивана персидского поэта Хафиза «Ходжа Хафиз».


Высшее образование давалось в медресе, которые готовили специалистов богословов. Выпускники медресе должны были полностью усвоить все положения ислама, установления шариата, знать толкования аятов и сур Священного Корана. Заучивание Священного Корана осуществлялось в особых заведениях — корихаиа. Женщины обучались отдельно от мужчин, они заучивали и познавали Священный Коран, вопросы семьи, основы учтивости, приличия и воспитания. Преподавание вели атын-айи, обладавшие широкими познаниями в исламе и пользовавшиеся большим авторитетом. В колониальный период традиционная система образования сохранилась. Однако государство обходило ее своим вниманием, не выделяя необходимых средств.

Русско-туземные школы

По обучению детей переселенцев из различных губерний Российской империи ставилась цель подготовки переводчиков между представителями администрации и местным населением. Эти шаги были направлены на русификацию местного населения и создание системы образования, призваной широко распространить в крае русскую культуру. К осуществлению этой задачи с энтузиазмом приступил генерал-губернатор Туркестана Г. Розенбах (1884—1889). Он разработал проект создания сети начальных и русско-туземных школ. Первая русско-туземная школа была открыта в 1884 году в доме Саидгани Саидазимбая. Другие преуспевающие люди тоже стали открывать у себя подобные школы. Сначала в этих школах обучались дети местных торговцев и предпринимателей.

К 1911 году количество таких школ приблизилось к 89. Однако методы и уровень преподавания в них по сравнению с российскими школами, был на порядок ниже. Учебный день в русско-туземной школе состоял из двух частей: первые уроки вел русский преподаватель (чтение, письмо, счет), а вторую половину — местный учитель. В 1896 году в Ташкенте открылась первая гимназия, в которой преподавались современные языки, а также давались знания, необходимые в повседневной жизни.

Запомните!

Г. Розенбах разработал проект создания сети начальных и русско- туземных школ. Таким образом, первая русско-туземная школа была открыта в 1884 году в доме Саидгани Саидазимбая.

Новометодные школы

Вэто же время местная интеллигенция и представители джадидского движения открывали в крае школы на основе национальной культуры, веры, местных обычаев и традиций. В подобных новометодных школах преподавались также, такие предметы, как история, математика, география и родной язык. Еще одно отличие новометодных школ от религиозных школ и медресе состояло в том, что в новых школах преподавались не только ислам и его история, но и история тюркских народов. Первые джадидские школы в крае открылись в Бухаре, Ташкенте, Коканде, Андижане и Хиве.

Новометодные школы служили для укрепления джадидского движения, освещали деятельность лидеров движения, а также обеспечивали единение общенациональной идеи и национальной духовности узбекского народа. В их образовательной системе основное внимание было уделено воспитанию у учеников любви к Родине, развивались идейные основы для формирования чувства национальной государственности и культуры, ответственности перед народом, взращивались ростки сознания, призывающие к труду во имя благополучия Родины и борьбе за ее независимость.

В новометодных джадидских школах получили свое образование знаменитые ученые, литературоведы, художники, поэты, деятели искусства и культуры своего времени, а также специалисты сферы просвещения и государственные деятели, среди которых можно указать академика Гафура Гуляма, поэта и драматурга Уйгуна и деятеля культуры Айбека.

Противодействие колониального правительства новометодным школам

Образование, основанное на национальной идеологии, которое давали джадидские новометодные школы, находилось под неусыпным контролем колониальной власти. Администрация осознала потенциальную угрозу своему существованию, исходившую от джадидского движения, поняла, что система образования в новометодных школах представляет собой серьезную движущую силу, способную противостоять колониальным интересам, и начала открытую борьбу с деятельностью этих школ.

Деятельность джадидов стала жестко контролироваться. Администрация края под любым предлогом старалась нанести удар по новометодным школам. На страницах прессы подконтрольной колониальной администрации в адрес новометодных школ печатались открытая критика и различные статьи о «разрушительной» деятельности школ. В джадидских школах ввели запрет на использование турецкой и персидской литератур.

Учебная литература стала подвергаться цензуре. В борьбе против джадидов колониальному правительству оказывали помощь консервативно настроенные представители духовенства. Особое рвение при этом проявляли представители администрации и недальновидные представители духовенства. В частности, открытое недовольство высказывали члены администрации и некоторые религиозные деятели.

В результате подобной политики, проводимой царским правительством в отношении новометодных школ, в 1911 году около 50 джадидских школ были закрыты. Инициаторы таких школ были под неусыпным надзором. К 1913 году в Бухарском эмирате закрылись все джадидские школы.

Печать и журналистика

Начиная с 1870 года регулярно стало выходить официальное издание Туркестанского генерал-губернаторства — «Туркестанские ведомости» и его приложение на узбекском языке — «Туркистон вилоятининг газети» («Газета Туркестанской области»). Редактором издания был пропагандист и сторонник колониального строя Н. Остроумов.

День выхода в свет первого номера узбекской национальной газеты «Тараккий» («Прогресс») в 1906 году под редакцией Исмаила Абидова — 27 июня — ныне в Узбекистане официально отмечается как День работников печати и средств массовой информации.

Представители джадидского движения наряду с большими реформами в образовательной системе, проделали работу и в сфере печати. В результате стали выходить множество газет. В 1906 году издается «Тараккий» под редакцией Исмаила Абидова, в том же году стала печататься газета «Хуршид», редактором которой был Мунавар-Кары. В 1907-1908 гг. выходили издания «Шухрат» под руководством и редакцией Абдуллы Авлони и газета «Осиё» («Азия»), редактором ее был Ахмаджон Бектемиров. На новой волне просвещения в 1913—1915 гг. стали издаваться такие газеты, как «Самарканд», «Садои Туркистон» («Голос Туркестана») и «Садои Фаргона» («Голос Ферганы»), а также «Эл байроги» («Знамя Отчизны»), «Кенгаш» («Совет»), «Улуг Туркистон» («Великий Туркестан»), «Турон» («Туран»), журнал «Ойна» («Зеркало»), ас 1917 года — «Хуррият» («Свобода»), «Фаргона сахифаси» («Страницы Ферганы»), Среди изданий данного периода наиболее большого эффекта в повышении национального самосознания народа смогли добиться газеты «Садои Туркистон» и «Садои Фаргона». На протяжении двух лет (1914— 1915) на их страницах было опубликовано много статей патриотической прослойки национальной интеллигенции, воспевающих национальную свободу и развитие и боровшихся с религиозными предрассудками.

Проектирование школ сегодня как никогда актуально. Благодаря нацпроекту «Образование» обратили пристальное внимание нехватку мест в учебных заведениях для учеников 1-11 классов. Из-за этого учителя отрабатывают в день по три смены. Но ситуация должна улучшиться к 2024 году. До этого времени рассчитан нацпроект, в рамках которого строятся новые школы в российских городах.
Примечательно, что открываются уже не привычные для нас заведения с типичной планировкой, а действительно современные учреждения. В расчет берется все: от введения новых кабинетов до удобств для детей-инвалидов. Если так продолжится и дальше, то наша страна уверенно ворвется в ТОП-10 держав по качеству образования.

В школьный период люди формируются в физическом и духовном смысле, получают базовые знания, требуемые для выбора подходящей профессии в будущем. И в этот процесс активно вовлекаются не только родители, воспитатели и учителя, но также архитекторы, проектирующие здания, в которых ученики проводят значительную часть своего времени. Создаваемые проекты должны учитывать благородную миссию по подготовке детей к взрослой жизни. Планировка школьного комплекса при этом обеспечивает комфортное и непринужденное времяпрепровождение учеников в течение всего учебного дня.

Общеобразовательная школа является самым массовым типом государственных объектов образования, поэтому проектирование школьных учреждений в прежние времена осуществлялось по типовым и практически одинаковым проектам.

На сегодняшний день до сих пор не существует единого мнения, как должны выглядеть современные школьные здания, несмотря на наличие давно разработанных нормативов. К тому же массово стали появляться частные школы, возводимые в самых разнообразных архитектурных решениях и отличающиеся большим диапазоном стоимости проектирования.

Стандартный план строительства включает в себя несколько этапов, наиболее важными из которых являются:
выбор места расположения школы;

проектирование здания;
вычисление общего бюджета, включающего стоимость строительных работ и материалов;
определение сроков возведения с разбивкой по годам;
подготовка рабочей документации по архитектурной и конструкторской частям;
этап согласования и утверждения проекта всеми требуемыми инстанциями;
проведение конкурса по выбору подрядной организации;
этап строительства.

Существуют определенные рекомендации по проектированию школы. В частности, школьные строения желательно размещать рядом с территориями озеленения: парками, скверами, бульварами. При этом место возведения школы стремятся выбирать таким образом, чтобы пути следования учащихся из дома и домой не пересекали оживленные улицы и автомагистрали. Школы-интернаты, предусматривающие спальные помещения, размещают в пригородных или относительно тихих городских зонах.

Проект школьного комплекса обязательно должен включать в себя территории озеленения, занимающие примерно половину площади всего участка.

Важные нюансы проектирования школ

Расположение в городской черте

Участок для строительства следует выбирать в климатически благоприятном районе. Территория должна быть защищена от запыления, а также удалена от трамвайных и железнодорожных путей, аэродромов и оживленных улиц.

Если участок обладает сложным рельефом, здание строится на наиболее высоких точках, обеспечивающих широкий обзор окружающей местности. При этом выбор территории строительства должен быть обусловлен удобством расположения для учащихся в пределах зоны их обслуживания и близостью к линиям общественного транспорта. Необходимо обеспечить безопасность пешеходного движения на всем пути школьников от дома до школы.

Размеры школьной территории

Площадь земельного участка выбирается таким образом, чтобы на одного учащегося приходилось порядка 25-30 кв. м. Сюда включается также пятно застройки. Школа с одним классным помещением должна занимать как минимум 1000 кв. м. С каждым последующим классом эта минимальная площадь увеличивается на 300 кв. м.

Как уложиться в сроки и бюджет проектирования?

Вы собираетесь создать инженерно-транспортную инфраструктуру, построить дом или мост. После долгих поисков проектировщик выбран, условия согласованы, бюджет утвержден. Но внезапно партнер начинает диктовать новые условия, а стоимость проекта всё больше выходит за рамки бюджета.

Причина 1. Не совсем «честная» цена. Один договор, одна цена и много "звездочек". Мало кому нравится эта ситуация, но с ней можно столкнуться и в проектировании.

Причина 2. Исходные данные. Даже мельчайшая деталь может повлиять на скорость и качество выполнения проекта. Поэтому с особой тщательностью стоит проверять точность исходных данных.

Причина 3. Маленький срок проекта. Добросовестный проектировщик предложит корректировку сроков, если ваши являются неподходящими, а недобросовестный – просто согласится с ними, и возьмется за проект лишь бы заключить договор и получить аванс.
Почему так происходит, кто виноват, и что делать?

Чтобы помочь вам с этим вопросом, мы подготовили документ, где собрали 10 причин срыва сроков проектирования и увеличения сметы, с которыми чаще всего сталкиваются заказчики. Скачать документ можно совершенно бесплатно!

Помещения, предназначенные непосредственно для обучения, не рекомендуется располагать выше 4-го этажа здания. Дети с особенностями развития и инвалиды могут обучаться только на первом этаже.

Школа должна иметь окна в учебных помещениях и располагаться при этом не менее чем в 8-ми метрах от соседних зданий. Такое же расстояние выдерживается до границ участка.


Между наружными стенами учебных классов должно быть как минимум 12 м, при условии что данные помещения освещаются только через проемы в стенах.

При проектировании общеобразовательной школы на территории ее участка разбивается рекреационный двор, площадь которого определяется из расчета 5 кв. м на одного учащегося, но не менее 400 кв. м. Данный двор должен иметь покрытие, не дающее пыль. К примеру, недопустимо покрывать поверхность гравием, щебнем и шлаком.

Учебные помещения

Окна помещений не должны выходить на север, северо-восток и северо-запад. Это допускается лишь в отношении чертежных и иных специализированных классов. От излишней инсоляции помещения следует также защищать.

Минимальная площадь оконных проемов составляет 1/5 часть площади пола. Если снаружи стен запроектированы выступающие элементы (например, балконы), которые влияют на естественное освещение, они тоже учитываются. То есть, площади этих элементов суммируются с площадью пола.

Помещения шириной более 6,5 м требуют естественного освещения с двух сторон. Объем учебного кабинета рассчитывается исходя из минимально допустимых 4 куб. м на одного человека. При этом высота помещения должна быть как минимум 3 м в свету. Точное значение данного параметра выбирается в зависимости от текущей освещенности под влиянием наружных факторов — деревьев и соседних зданий. Так, при ширине (или глубине) учебного класса в районе 6-8 м высота потолка должна быть в диапазоне от 3,25 до 3,75 м. Наконец, регламентируется максимальное расстояние от пола до подоконников у основных оконных проемов — оно составляет 0,9 м.

Коммуникации

После создания планировки будущей школы начинается этап проектирования коммуникаций. Последовательно разрабатываются проекты технического и питьевого водопровода, бытовой, напорной и производственной канализационной сетей. Далее особую важность имеет обустройство приточно-вытяжной вентиляции.

В процессе проектирования современной школы необходимо обеспечить искусственное внутреннее освещение, способствующее эффективному получению информации без вреда для зрения школьников. С этой целью разрабатывается проект электроснабжения здания. Не меньшую важность здесь имеет и наружное освещение.

Пожарная безопасность

Проектирование системы пожарной безопасности сводится главным образом к оснащению учебного здания противопожарным оборудованием, состоящим из различных датчиков, извещателей и тревожных кнопок. Кроме того, разрабатывается система оповещения и план эвакуации людей с последующей установкой специальных указателей. Определенные помещения требуют обустройства системы автоматического пожаротушения.

Виды школьных комплексов

Перед разработкой плана строительства определяются предназначение и тип учебного заведения. По стадиям обучения школьные комплексы могут быть:

начальными;
неполными средними;
средними.
По специализации школы классифицируются на:
музыкальные;
спортивные;
с углубленным изучением определенных предметов;
с преподаванием на иностранных языках;
и т. д.

Одной из особенностей проектирования школ является разработка с учетом назначения учебного заведения и выбранной образовательной направленности. В соответствии с этим подбирается необходимое для процесса обучения оборудование и проектируются учебные помещения с особыми характеристиками.

Размеры будущей школы определяются в основном планируемым количеством учащихся. Этот показатель является базисным при разработке плана здания. Типовой проект школьного комплекса регламентирует максимальное число учащихся: 1728 человек для общеобразовательной школы, 560 человек для школы-интерната. При этом устанавливается наполняемость классов. Для учеников 1-8 классов она составляет 40 мест, для учеников 9-11 классов — 36 мест, для школьников вечерней формы обучения — 20 мест.

На основе наполняемости определяется минимальная площадь классного помещения из расчета 1,5 кв. м на одного ученика, но не менее 50 кв. м. Высота потолков, составляющая как минимум 3 м, обеспечивает комфорт в процессе обучения, но вместе с тем это существенно повышает стоимость возведения и последующей эксплуатации здания.

Данные параметры все же считаются среднестатистическими. Они отражаются в проектном плане, но в процессе реализации могут корректироваться в зависимости от фактических потребностей, диктуемых текущей демографической ситуацией.

Существует также классификация по композиции школьных комплексов. Используются следующие схемы:

централизованная;
павильонная;
блочная.

Первый вариант характеризуется единственным главным корпусом небольшой вместимости и пристройками, где располагаются спортивный зал, специализированные учебные кабинеты и другие вспомогательные помещения. За счет своей компактности такой тип комплекса обеспечивает высокую теплосберегаемость и относительно низкие расходы на обслуживание. Кроме того, сокращаются переходы учащихся и персонала между помещениями. Данное решение особенно оправдывает себя при дефиците места под строительство, а также в районах Крайнего Севера, где важным фактором является минимизация теплопотерь здания.

Павильонная схема представляет собой несколько несвязанных между собой учебных корпусов. Такой вариант предпочтителен при возведении комплекса на сложном рельефе либо в сейсмически опасном регионе. Благодаря изолированности корпусов друг от друга в них не проникают посторонние запахи и звуки. Кроме того, данная компоновка надежнее защищает постройки от землетрясений и оползней. Вместе с тем ухудшается взаимосвязь между корпусами и заметно повышается стоимость их возведения за счет увеличения суммарной длины коммуникаций.

Блочный комплекс школы

При архитектурном проектировании школ данная схема сегодня является наиболее распространенной. Представляет собой несколько соединенных между собой корпусов. Рассмотрим этот вариант более подробно.

При разработке поэтажного плана в него необходимо включить:
два учебных блока по бокам участка и одну открытую зону, размещаемую на всей территории;
общий или раздельный для возрастных групп вестибюль, позволяющий свободно проходить в любую часть здания;
подъездную зону, доступную в том числе для инвалидов-колясочников и оборудованную пандусами, дорожками с малым уклоном и дополнительными поручнями;
ограждение школьного участка с доступом на территорию со стороны жилых районов;
парковочную зону как для сотрудников, так и для встречающих и провожающих родителей, обязательно изолированную от школьного двора.

Каждый учебный блок обычно ограничивают по высоте в 3 этажа — это обычная практика при проектировании школ. Нормы проектирования тем не менее допускают в условиях городской застройки возведение 4-этажных зданий. При этом размещать учебные помещения для младших классов на последнем этаже запрещено. С увеличением этажности здания заметно снижается стоимость прокладки коммуникаций за счет уменьшения их общей длины. Это можно проверить на примерах возведения одноэтажных начальных школ.

При реализации блочной схемы здания ориентируют таким образом, чтобы обеспечивалось достаточное естественное освещение помещений, но не возникали солнечные блики на школьной доске, которые ухудшают восприятие написанной на ней информации. Если же лучи солнца светят прямо в глаза учащимся, необходимо оборудовать окна защитными козырьками либо регулируемыми жалюзи. Но вместе с тем в стремлении избавить помещения от излишнего солнечного света располагать их оконными проемами на север не следует.
Учебные кабинеты, оснащенные специализированным оборудованием для определенной возрастной категории школьников, всевозможные лаборатории, а также учительскую и медпункт размещают в одном корпусе. Чаще всего классные помещения располагают в продольном направлении здания с односторонним естественным освещением. Планировки с квадратным и поперечным расположением комнат и окнами, выходящими на две стороны, встречаются реже.

Второй функциональный блок занимают следующие помещения:
спортзал с раздевалкой, душевыми кабинами и раздельными туалетами;
столовая с барной зоной для выдачи витаминных напитков;
библиотека с читальным залом;
мастерские для производственных занятий;
компьютерные классы;
актовый зал, включая эстраду и костюмерную комнату;
лыжная база;
медпункт.

Проектирование школы в настоящее время часто осуществляется в рамках 4-блочного школьного комплекса, где для начальных и дошкольных подготовительных классов отводится 4-й блок. Там же размещаются группы продленного дня. Для дошкольников и младших школьников оборудуются отдельные учебные и гардеробные помещения, санузлы, спальни для дневного сна, а также кабинет логопеда.
Такая схема школы, совмещающая несколько функциональных зон в одном здании, но предполагающая их разделение по возрастным группам, типична для европейской методики обучения. Американская модель, напротив, предлагает школьникам разных возрастов тесно контактировать друг с другом.

Спортзал размещается на первом этаже комплекса с отдельным выходом на спортивные площадки, расположенные на пришкольном участке. Гардероб делают общим, хотя в некоторых зарубежных и российских школах в рамках эксперимента обустраивают несколько гардеробных поэтажно либо для каждого класса. Также первый этаж занимает столовая. Иногда ее размещают на цокольном уровне здания между корпусами. Для обустройства котельной и подсобных помещений выделяют подвал.

На пришкольной территории организуется учебно-воспитательная и оздоровительная деятельность. На плане примыкающего к зданию школы участка необходимо отобразить:
физкультурно-оздоровительные объекты, включая стадион, площадки для игры в волейбол и баскетбол;
зоны для подвижных игр детей разных возрастных категорий;
зону отдыха, оборудованную скамьями;
хозяйственный блок;
участки для проведения учебных опытов (желательно).

Всего на возведение школьного здания тратится около 62-68 % от общей проектной стоимости комплекса. Сюда не включена мебель для классов и все необходимое для обучения оборудование. От этажности и компактности зданий в свою очередь зависят их эксплуатационные характеристики.

На учебный инвентарь и оборудование обычно расходуется 10 % от общей стоимости, хотя ежегодно наблюдается увеличение этих затрат. Это связано с необходимостью оснащать компьютерные классы новейшей техникой, приобретать актуальные, постоянно дорожающие учебники.

Отступление от типового проектирования школ

Проектирование школ и детских садов достигло сегодня небывалой актуальности. Города постоянно растут, строятся новые районы, нуждающиеся в инфраструктуре, в том числе в учебных заведениях. Типовые же проекты уже не удовлетворяют растущие потребности населения. Архитекторы непрерывно работают над новыми формами и решениями, стремясь к выразительности и индивидуальности каждого школьного комплекса.

В частности, разрабатываются проекты, воплощающие модульный подход. Он заключается в том, что школьное здание рассматривается как некая сборная конструкция, которая разбирается так же легко, как и возводится. Недостатком такого решения является его дороговизна, не оправдывающая возможную практическую выгоду. Но некоторые элементы данного подхода все же внедряются. Так, между двумя соседними помещениями планируется перегородка, которую при желании можно убрать, создав из двух помещений одно большое. Или, наоборот, в спортзале предусматривается возможность возвести две модульные стены и создать таким образом 3 небольших зала для занятий определенных групп.

Современные школьные комплексы должны быть непохожими друг на друга. Это обуславливается в том числе воспитательной функцией, ведь дети особенно ценят разнообразие и оригинальность, рассказывая впоследствии о родной школе исключительно в положительном контексте. Учебные комплексы, оборудованные спортивными зонами и крытыми бассейнами, обходятся весьма дорого. Но вклад в проектирование и строительство таких объектов можно считать стратегической инвестицией государственного уровня, поскольку экономия на детях недопустима.

Вместе с технологией строительства и архитектурой школьных комплексов развивается и само среднее образование. Необходимо обеспечивать их синхронное развитие, чтобы новые школы строились в соответствии с современными образовательными требованиями, а прогрессивные изменения в учебной программе в свою очередь не противоречили особенностям возведенных объектов.
11 современных принципов проектирования школ

Функциональная вариативность

Гибкость с точки зрения выполняемых функций подразумевает под собой не только возможность изменения назначения определенных зон, пространств и объектов школьной территории, но и многофункциональность учебного модуля. Предполагается проработка различных вариантов использования школьных помещений в зависимости от возрастных групп учащихся. В частности, должна быть обеспечена возможность смены методик и форм обучения, а также взаимозаменяемость главных функций начальной школы и детского сада.

Функциональная емкость

Данный показатель среди прочих оценивает эффективность использования школьного пространства и демонстрирует, насколько много функциональных возможностей можно вместить в минимальную площадь. Для достижения требуемого эффекта расширяются площади универсального предназначения за счет минимизации количества специализированных помещений. Общая компактность планировочных решений, многофункциональность залов и рекреационных зон, оборудованная эксплуатируемая крыша, помещения для совместного использования учащимися и учителями — все это обеспечивает высокую эффективность использования пространства.

Преобладание общественных функций внутри школьного пространства

При проектировании новой школы выделение социально важных функций обеспечивается композиционными средствами — группировкой сходных по функционалу зон, вертикальным объединением и горизонтальным зонированием пространства, масштабированием. Таким образом акцентируются приоритеты в учебно-воспитательной работе всех участников образовательного процесса.

Школьное общественное пространство должно концентрировать в себе одновременно рекреационные и образовательные функции, служить местом пересечения потоков школьников. С точки зрения идейно-художественного аспекта эта зона воспринимается как некая агора или центральная площадь. В связи с этим именно здесь предпочтительно размещать смыслообразующие объекты информационного центра (библиотеку, стенды, медиапространства) и вертикально ориентированные элементы интерьера (амфитеатры, лестницы, атриум и т. д.).

Планировочная вариативность

Объемно-планировочная структура учреждения должна быть гибкой. То есть, на протяжении всего периода функционирования школы необходимо выдерживать актуальность этой структуры на первоначальном уровне. Это достигается путем периодического изменения геометрических характеристик школьной территории и ее функционального зонирования, а именно, объединением, разделением пространства или его перераспределением. Гибкость планировочной структуры зависит от двух основных факторов — возможности менять планировку в течение одного занятия перестановкой мебели и аппаратуры, а также возможности менять функциональное наполнение пространства путем изменения геометрических параметров этого пространства.

Трансформируемость и мобильность элементов пространства

Некоторые компоненты школьной мебели и учебного оборудования могут участвовать в оптимизации пространства и контролировать его динамику благодаря использованию мобильных перегородок и трансформируемой мебели. В процессе проектирования здания школы используют 2 возможных типа трансформаций. В первом случае это достигается применением мобильного оборудования (ширм, перегородок). Второй тип характеризуется использованием мебели одновременно в качестве объектов для хранения и в качестве перегородок.

Учебные пространства должны трансформироваться с учетом численности класса, группы, потока или коллектива. Необходимо также использовать мебель различных типов: складную, переносную, модульную, переносную и т. д.

Эстетическая ценность

В образовательной среде важно преодолевать ее низкие архитектурные качества, а также создавать содержательные общественные пространства. Выразительная архитектурно-художественная среда способна повлиять на интенсивность образовательных процессов, общую успеваемость школьников. Эстетика в архитектуре должна транслировать центральную идею в рамках выработанной педагогической концепции.

Ослабление поведенческой регламентации

Средствами архитектурных и планировочных решений снижается поведенческая регламентация учащихся. Такой принцип разделяет пространство на общественное и приватное. Иными словами, часть пространства отдается для проведения индивидуальных уроков, а также для предоставления школьникам возможности уединиться. Тем самым в процессе проектирования средней школы удовлетворяются потребности учащихся как в социальном, так и в индивидуальном аспектах.


Доступность образовательного пространства

Благодаря открытости такого пространства для школьников у них появляется выбор и нарабатывается опыт в самоопределении. С точки зрения идейно-художественного наполнения это выражается в прозрачности и доступности образовательных процессов, создается концептуальный базис для неформального образования. С архитектурно-планировочной позиции данный принцип выглядит как некая свободно изменяемая структура, мотивирующая школьников познавать новое. Причем, в этом процессе элементы досуга приобретают столь же важное значение, как и собственно обучение. За счет открытости пространства образуются твердые связи учащихся с окружением. В дальнейшем предполагается разделение этого пространства на функциональные зоны.

Социокультурная значимость

Территория школы рассматривается как культурный центр притяжения для всего района. Наряду со стандартными образовательными и воспитательными функциями школьное пространство удовлетворяет потребности местного сообщества. Осуществляется спортивно-оздоровительная, культурная и рекреационная деятельность для всех жителей окружающего района. В планировке школы учитывается свободный доступ к библиотечному фонду, спортивному и актовому залам.

Экологичность

Современная архитектура формирует класс школ нового типа, создаваемых не только для эффективного образовательного процесса, но также формирования экологически безопасного для здоровья детей пространства. Реализуется данный принцип несколькими методами. Внутреннее школьное пространство связывается с внешним окружением, в планировочный контекст включаются природные компоненты, отдается предпочтение естественным и возобновляемым источникам энергии.

Устойчивость развития

Определяется возможность развития школы, задается стратегическое направление, в котором будет развиваться школьная пространственная структура. Организация пространства выполняется с учетом будущего увеличения возможных вариантов планировочных решений. Реализуется это конструктивными и инженерными методами, позволяющими модифицировать планировку школы в процессе эксплуатации. То есть, обеспечивается возможность изменения конфигурации здания, пристроек и надстроек к нему.

Нормы проектирования школ и стоимость услуг

Строительные нормы и правила являются основной документацией, которой руководствуется специалист в процессе проектирования школ. Нормативные документы необходимо соблюдать для обеспечения требуемого уровня безопасности при строительных работах и эксплуатации здания. Обязательный комплект включает в себя:

СНиП 2.08.02-89 «Общественные здания и сооружения»;
СанПиНы;
вневедомственные строительные нормы;
нормативную документацию по пожарной безопасности;
ГОСТы, включающие основные технические требования.

Стоимость готового проекта всегда индивидуальна и предварительно оговаривается с заказчиком. В процессе обсуждения проектировщик получает представление о плане грядущих работ и формирует итоговую сумму. На стоимость влияют несколько факторов:

Организационные моменты. Специалисты имеют возможность подключиться на любом этапе проектной работы для решения конкретных задач. Либо проектировщики обязуются выполнить проект с нуля «под ключ».

Сроки строительных работ. На срочный заказ стоимость проекта повышается.

Индивидуальный или сложный проект. Как правило, школьные здания возводятся по типовым проектам. Если же в него необходимо внести изменения либо выполнить полностью индивидуальный проект, сложность, а значит, и стоимость работы возрастет.
Просмотров материала: 546

Поделиться материалом


10:04 230 миллиардов тенге возвращено государству в рамках дел... 123 367 Просмотров

20:03 Обращение жителей с. Маралды к Президенту РК К.-Ж. Токаеву... 0 Просмотров

12:16 Атырауда мыңнан астам асыл тұқымды еділбай қойы тірідей... 0 Просмотров

11:35 Бұдан былай Алматыда электрлі самокат тек 16 жастан бастап... 0 Просмотров

11:30 Қарағанды облысындағы жол апатынан сегіз адам көз жұмды... 0 Просмотров

11:17 Мұхамедиұлының Ұлттық музейдегі ұрлықтың жаңа эпизодына еш... 123 200 Просмотров

11:01 Биіктен құлап бара жатқан баланы қағып алған оқушыға үш... 122 840 Просмотров

10:47 Қарағандыда тұрғын үй ауласынан шала туылған бала табылды... 122 864 Просмотров

10:25 Ұлттық музей басшылығына қатысты қылмыстық істі... 123 173 Просмотров

18:37 Адвокат Бурхан Жансейтов задержан в Алматы... 8 480 Просмотров

17:38 Объемы производства сахара будут увеличены в семь раз —... 7 656 Просмотров

17:13 Тарифы на комуслуги изменятся в Казахстане... 7 724 Просмотров

16:54 Министр Аймағамбетов балалардың қауіпсіздігін қамтамасыз... 10 914 Просмотров

16:52 «Қолайлы мектеп». Ұлттық жоба арқылы 582 мектеп бой көтереді... 11 057 Просмотров

16:52 «Суперагенты»: серьезный человек Сека уже ждет вас на IVI... 20 437 Просмотров

16:48 Балабақшаларды лицензиялауды күшейтеміз - министр... 8 322 Просмотров

16:43 Смайылов президенттің үкімет жұмысына қатысты сынына пікір... 6 650 Просмотров

16:42 Хищение средств через платформу АrtSport расследует антикор... 6 546 Просмотров

16:39 Еліміздің басым бөлігінде аптап ыстық болады – ауа райы... 5 354 Просмотров

16:37 Про президентскую критику... 7 456 Просмотров

16:29 Министерство не запрещало показ мультфильма «Базз Лайтер» -... 16 653 Просмотров

16:15 Экология министрлігі киіктердің мекендеу ортасын зерттеуге... 5 320 Просмотров

15:48 Денсаулық сақтау министрлігі аборт жасатуға тыйым салу... 6 667 Просмотров

15:45 Елімізде коммуналдық қызмет тарифтері өзгереді... 5 432 Просмотров

15:41 Капремонт всех роддомов пообещала министр здравоохранения... 5 428 Просмотров

15:27 Благотворительный спортивный зал для детей открыли в... 5 268 Просмотров

15:00 Қазақстан шекарасы қандай жағдайда жабылады... 5 114 Просмотров

14:18 104 мың гектарға қант қызылшасы егілсе, ішкі нарықты 80... 5 360 Просмотров

13:41 Қаңтар оқиғасы кезінде қанша қару тәркіленді – ҰҚК есеп... 5 291 Просмотров

13:15 Алагузова - Нуртасу Адамбай: Богу не нужна твоя помощь... 16 823 Просмотров

13:14 Жауынгер бір жыл ішінде әскери техниканы ғана емес, қолына... 7 169 Просмотров

13:04 Тамызда өршиді: Денсаулық сақтау министрлігі коронавирус... 5 147 Просмотров

13:02 В отношении руководства ТОО «Казфосфат» начато досудебное... 5 365 Просмотров

12:59 Суицид в Казахстане: 96% случаев самоубийств совершаются... 5 692 Просмотров

12:51 Усовершенствовать военную организацию Казахстана поручил... 5 116 Просмотров

12:49 Закупать уголь заранее призывают казахстанцев... 5 130 Просмотров

12:45 Павлодарда кран жұмысшыны екінші қабаттан итеріп жіберді... 5 175 Просмотров

12:42 Президенттің сынынан кейін ұзаққа созылған жол жөндеу... 5 097 Просмотров

12:38 МӘМС шенеуніктердің жемсауытына айналған – Арман Бейсембаев... 5 330 Просмотров

12:32 Шоу-бизнес өкілдерінің ЛГБТ-ны насихаттайтын «Базз Лайтер»... 5 482 Просмотров





Опрос


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930