В Туркестане проходит международный геологический форум «Карбонатные бассейны Казахстана и прилегающие территории». В нем участвуют геологи, геофизики из Великобритании, Франции, США, Израиля, Азербайджана, Кыргызстана, Китая, России, Узбекистана и Казахстана, представители госорганов, НИИ, нефтяной отрасли. На открытии форума первый заместитель акима Туркестанской области Арман Жетписбай рассказал о развитии области, отметив важность данной встречи.
- Мы рады приветствовать вас в Туркестане. В этом историческом городе расположен мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, который находится под охраной ЮНЕСКО. Туркестанский регион динамично развивается. В 2018 году была образована Туркестанская область, а Туркестан стал областным центром. За последние два года большая часть проектов была реализована, и Туркестан стал современным городом. Полностью заложена инфраструктура, завершен первый этап развития областного центра. Духовно-культурная зона, административно-деловое хозяйство пополнились новыми зданиями, объектами. В Туркестане могут проводиться мероприятия международного уровня. В самой области имеются запасы фосфорита, урана, гипса, цинка, свинца, золота. Думаю, форум будет способствовать освоению и изучению природных ископаемых. Будем широко обсуждать вопросы геологической отрасли, рассмотрим новые идеи, - сказал замакима.
Форум провел президент общественного объединения «Общество нефтяников-геологов Казахстана» Балтабек Куандыков. Он дал высокую оценку изменениям в регионе и отметил важность совещания в геологической отрасли.
На форуме, прошедшем при поддержке Общества нефтяников-геологов Казахстана, Министерства экологии, геологии и природных ресурсов, Министерства энергетики и акимата Туркестанской области, были представлены важные доклады и идеи. Было отмечено, что для развития экономики страны необходимы геологические исследования, современное освоение природных богатств.
В собрании приняли участие руководители отраслевых министерств, акимата области, национальных и иностранных компаний, эксперты, геологи и геофизики ведущих учреждений и предприятий. Доклады участников были посвящены выявлению инновационных решений в геологоразведке и современным методам изучения геологии карбонатных месторождений (рифов). Также были озвучены перспективы нефтегазового потенциала. Были презентованы новейшие технологии в эксплуатации месторождений нефти и газа на карбонатных месторождениях.
Помимо деловой программы участники отправятся в геологическую экспедицию на хребты Каратау. В ней будут продемонстрированы органогенные структуры девон-карбоновой эпохи, аналоги водохранилищ гигантских месторождений Прикаспийской низменности. Такая масштабная экспедиция впервые проходит в Казахстане. В нем будут участвовать около 150 геологов из разных регионов.
В рамках форума участники и гости посетят исторические места. Организуются экскурсии по мавзолеям Арыстан баб и Ходжа Ахмеда Яссауи, Есим хана и Рабии Султана Бегима, городищам Отрар, Культобе.
Поддержку форуму оказали компании «КазМунайГаз», «Тенгизшевройл», NCOC, КРО, «Мангистаумунайгаз», «Каракудук Мунай», CNPC, «Тоталь», «Геокен», PGS Kazakhstan, «Тепке».
В рамках двухдневного форума пройдут пленарные заседания по различным секциям, состоится обмен мнениями и обучение специалистов знаниям.
А теперь раскажем об исторических местах, в которые будет организована экскурсия.
Мавзолей Арыстан-Баба архитектурный памятник XII-ХІV веков, вблизи развалин древнего Отырара Южно-Казахстанской области.
Мавзолей был возведен над могилой известного религиозного мистика Арыстан баба, жившего в ХІІ веке. Святой Арыстан-Баб был в огромной мере легендарной личностью. Легенды гласят, что он был сподвижником Мухаммеда. Он был батыром и одновременно садовником и якобы научил пророка разводить сады. Предания называют его учителем и духовным наставником Ходжи Ахмеда Яссави.
Именно ему Арыстан-Баб, умирая, передал аманат, заключавшийся в косточке хурмы. По легенде, Арыстан баб был сподвижником пророка Мухаммада. Однажды пророк Мухаммад и его сподвижники сидели и ели хурму. Один из плодов все время выпадал из блюда, и пророк услышал откровение: «Эта хурма предназначена для мусульманина Ахмеда, который родится на 400 лет позже Вас».
Пророк спросил у своих сподвижников, кто передаст эту хурму будущему хозяину. Никто не вызвался. Пророк повторил свой вопрос, и тогда Арыстан баб ответил: «Если Вы у Аллаха выпросите 400 лет жизни, то я передам хурму». Согласно народным преданием и письменным источникам («Рисолаи Сарем-Исфижоб» и книга Куприлозада), Арыстан баб через 400 лет стал наставником Ходжи Ахмеда Яссави и действительно передал ему хурму. Поэтому-то по пути к мавзолею Ходжи Ахмеду Ясави считается за большое благо отдать дань этому очень почитаемому в народе святому. Согласно преданиям, Арыстан-Баб умер и похоронен в окрестностях Отрара в XII веке.
Вероятно, тогда же был сооружен его мавзолей, о котором нет достоверных сведений. По мнению некоторых исследователей, он прошел эволюцию, аналогичную сайрамским мавзолеям. В XIV веке по приказу Тимура на месте разрушавшегося здания было возведено новое сооружение. Но и оно не дошло до наших дней. В настоящее время над могилой Арыстан баба стоит мавзолей площадью 35х12 метр, сложен из жженного кирпича. В отделке фасадов применена фигурная кирпичная кладка Протяженный главный фасад фланкирован двумя минаретами и украшен фигурной кирпичной кладкой. Сохранившееся здание строилось в первое десятилетие XX века. Оно представляет из себя комплекс, состоящий из двух частей - двухкамерной усыпальницы (гурханы) и поминальной мечети, объединенных большим сводчатым коридором. Гурхана перекрыта двумя одинаковыми высокими сфероконическими куполами. В первом ее помещении установлено огромное надгробие Арыстан-Баба, во втором - помещены надгробия его учеников и последователей Хермет-Азыра, Карга-Баба, Лашын-Баба. Наиболее выразительным элементом архитектуры мавзолея-мечети Арыстан-Баб выступает портал. Но это не привычный среднеазиатский портал-пештак с арочной нишей в прямоугольном обрамлении, а новая архитектурная форма, составленная из декоративных элементов, заимствованных из европейского и русского зодчества XIX в. Очевидно, новые веяния не обошли мавзолей мусульманского святого. Сохранилась пара резных деревянных колонн, которые исследователи относят ко второму периоду строительства этого мавзолея (XIV - XV вв.). По историческим данным, этот мавзолей в XII-XVIII веках несколько раз был перестроен и отреставрирован. В настоящее время мавзолей является одной из мусульманских святынь Центральной Азии и является местом паломничества. С 1982 года Мавзолей Арыстан баба находится под охраной государства.
Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясауи - грандиозное сооружение было воздвигнуто в честь жившего в XII в. известного на Востоке Ахмета Яссауи – признанного главы тюркской ветви суфизма, мыслителя, поэта. Комплекс мавзолея Ахмеда Ясауи находится в г. Туркестан Южного-Казахстанской области. Построен в период с 1385 по 1405 гг. Является комплексом, в котором объединены мавзолей, мечеть, ханака, помещения административного и хозяйственного назначения. Мавзолей Ходжи Ахмета Яссауи – шедевр архитектуры, выдающийся памятник средневекового зодчества.
Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясауи – удивительный комплекс дворцов и храмов, шедевр архитектуры, выдающийся памятник средневекового зодчества. Включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Мавзолей Ахмеда Ясауи является архитектурным комплексом, в котором объединены функции мавзолея, мечети, ханаки (помещения для совершения массовых ритуальных обрядов — казандыка), помещений административного и хозяйственного назначения. В плане он имеет размеры 46,5 х 62,5м. Внешне симметричный, компактный план включает до 35 помещений, соединенных переходами, лестницами и коридорами, которые отходят от углов казандыка и членят помещение на восемь отсеков-блоков. Деление здания на блоки свидетельствует о стремлении обеспечить их самостоятельную осадку. Разные по весу части сооружения строители опирали на различные по глубине и строительным материалы конструкции.
Большим разнообразием отличаются сводчатые конструкции. Здесь применены крестовые своды, тромповые, парусные, балочные и консольно-ячеистые подкупольные конструкции; параллельные арки, соединенные друг с другом полуарочками, конструкции являются зародышем идеи пересекающихся арок, которые получили окончательную разработку в последующие этапы развития архитектуры Средней Азии. Здание сложено из квадратного обожженного кирпича размерами 25х25х5см и 26х26х6см. В качестве вяжущего материала использован алебастровый (ганчевый) раствор.
Точный выбор конструктивной схемы, высокое качество материала и строительных работ обеспечили зданию прочность и устойчивость на века.
Величественна портальная часть памятника с глубокой и широкой арочной нишей и фланкирующими ее пилонами и минаретами.
Благодаря значительной высоте (39 м) и большому пролету арки (18 м) она доминирует над основным объемом здания и подчеркивает монументальность его архитектурного облика. Характерный для эпохи Тимура декоративизм в решении парадных частей проявился в оформлении фасадов, которые насыщены геометрической и растительной орнаментацией с широким применением эпиграфики. Особым совершенством пропорций и богатством декора выделяется северный фасад. Трехчетвертные колонны на углах его сравнительно небольшого портала увенчаны лирообразными капителями, облицованными бирюзовой майоликой с растительным орнаментом. Стволы колонн отделаны шестигранными майоликовыми плитами. Их узор, сливаясь, образует непрерывающийся рисунок. Над порталом на высоком барабане возвышается купол кабырханы – усыпальницы Ахмеда Ясауи. Памятник состоит из восьми помещений различного характера, которые группируются вокруг центрального, самого большого в комплекс зала – Казандыка. Это мавзолей Ходжа Ахмеда Ясауи, мечеть, дворцовые залы – большой и малый аксараи, библиотека (китабхана) и хозяйственный комплекс, в который входят колодезная (кудукхана), кухня (асхана), жилые помещения (худжры) и другие.
Мавзолей Ахмеда Ясауи — мерило нравственности. Преувеличенные размеры, совершенство пропорций, новизна некоторых конструктивных приемов, богатство и разнообразие архитектурного декора мавзолея Ахмеда Ясауи дают полное представление о монументальном стиле архитектуры эпохи Тимура, сложившемся в конце XIV-начале XV вв. Вместе с тем истоки архитектурно-строительных приемов и мотивы декоративных средств тесно связаны с архитектурой предшествующего караханидского периода, когда сформировались характерные черты архитектуры народов Средней Азии. На протяжении веков этот памятник служил не только нравственным мерилом, но и мерилом высокой строительной культуры.
Мавзолей Рабии Султан Бегим - архитектурный памятник ХV века. Расположен на территории Туркистанского средне-векового некрополя, в 60 метрах к Юго-Востоку от ханаки Ходжа Ахмета Яссауи. Первоначально - однокамерная 8-гранная постройка, перекрытая куполом, высоко поднятым на цилиндрическом барабане, и впоследствии перестроенная в многокамерную квадратную в плане постройку. Памятник дошел до наших дней в сильно разрушенном состоянии. Мавзолей упоминается в источниках ХVІ века. Воздвигнут над могилой Рабии Султан Бегим (около 1430-1485) - дочери Улугбека знаменитого Тимурида, выданной в 1451 году замуж за хана Абулхайра, матери ханов Кошкинши и Суйиниша. Мавзолей включает 5 помещений: центрально расположенный 8-гранный зал, 2 квадратных в плане и 2 прямоугольном, вытянутых в плане, помещения. Главный фасад здания представлен в виде портала с глубокой входной нишей, перекрытой высокой стрельчатой аркой, обращенной в сторону ханаки Ходжа Ахмета Яссауи. Другие фасады решены в виде аркады с 5 нишами на каждом фасаде. Центральная часть здания перекрывалась куполом на высоте цилиндрическом барабане. К юго-востоку в стене мавзолея обнаружен вход в склеп, 8-гранный в плане и расположенный в центральной части памятника. Среди надгробных камней, перенесенных под своды ханаки Ходжа Ахмета Яссауи, находится камень Рабии Султан Бегим со следующей эпитафией: «Это место успокоения благородной, добродетельной Рабии Султан Бегим, дочери умершего мученической смертью, могущественного, великого султана Улугбека Гурагана, сына могущественного эмира Тимура Гурагана. Да осветит бог все их могилы до дня суда. Случилось же это отбытие от жилища временного в обитель вечную в один из месяцев 890 года (т.е.1485) новолунной эры бегства, избранного пророком, - да будет с ним милосердие и мир». Мавзолей Рабии Султан Бегим - ценный архитектурный памятник, отражающий начальный этап в сложении туркистанского некрополя.
Мавзолей Есим-Хана XVII века находится в 14 метрах в юго-восточной части от мавзолея Ахмеда Ясави на территории Государственного историко-культурного заповедника-музея "Азрет Султан" в городе Туркестан Туркестанской области.
Мавзолей сохранился лишь в руинах. Мавзолей являлся, как усыпальница хана Есима (умер в 1628 году) - крупного политического деятеля Казахстана периода позднего средневековья, мавзолей локализован условно на основании письменных источников и указаний местных информаторов.
Архитектурно-археологическое обследование мавзолея также позволяет датировать постройку XVII веком. Разрушение ее, по-видимому, произошло в конце XVIII - начале XIX в.в. С середины XIX века памятник уже был погребен под стенами кокандской крепости.
Мавзолей представляет собой небольшую постройку с квадратным в плане помещением. Главный фасад решен в виде портала. Фасады были облицованы глазурованными плитками в виде геометрических орнаментов, сохранившихся в портальной части у основания памятника.
Реконструировать форму перекрытия мавзолея в связи с его большими разрушениями не представляется возможным. В юго-восточной стене сохранился вход в склеп. Склеп представляет собой, по-видимому, подобие верхней части мавзолея: 4 стрельчатые арки поддерживают плоский свод.
Пол выстлан квадратным кирпичом. Следов штукатурки на стенах и куполе склепа не обнаружено. Конструктивные приемы сохранившейся части мавзолея отражают распространенную схему намогильных построек в регионе.
Большой запас прочности стен шириной до 1,2 метров, при довольно скромных размерах постройки, позволяет предположить наличие мощного покрытия шатровой или купольной формы. Махмуд ибн Вали сообщает еще об одном названии города: "Нынче Туркестан - это город Сакси, который простой народ называет Яссы. Ходжа Ахмед Яссави - родом из этой области и похоронен там".
В этом же источнике мы встречаем указание о расположении ставки Есим-хана в Туркестане, что подтверждает Абулгази, в годы смут на своей родине пользовавшийся гостеприимством Есима. Для Есим-хана был выстроен особый мавзолей перед главным порталом комплекса Ходжа Ахмеда Яссви.
Отрар расположен в долине Сырдарьи, при слиянии рек Арыси и Сырдарьи. В науке этот район называется Отрарский оазис, древние названия которого Тарбанд, Турарбанд, Турар, Фараб. Интересен тот факт, что Фараб является родиной выдающегося учёного, мыслителя, философа, продолжателя Аристотеля - Абу Наср аль-Фараби.
В 1219-1220 годах город штурмовали монгольские отряды Чингис-хана, в 1405 г. здесь умер великий завоеватель Тимур. Географическое положение оазиса совпадает с территорией современного Отрарского района Южно-Казахстанской области. С запада оазис ограничен Кызылкумами, занимающими пространство между двух великих среднеазиатских рек - Сырдарьи и Амударьи. Часть правобережья Сырдарьи, входящая в оазис, - плоская или слегка холмистая степь с бедной однообразной флорой. Она заканчивается у горного хребта Каратау, из ущелий которого вытекают Бугунь, Боролдай, Чаян, Арыстанды и другие речки. Отрарский оазис всегда занимал в Южном Казахстане удобное стратегическое положение. Через Отрар проходил Великий Шелковый путь, поэтому город упоминают почти все средневековые арабо- и персоязычные авторы.
Отрар был на стыке различных географических ландшафтов, буквально в узле многих дорог, в том числе тех, что шли по Сырдарье на юг в Шаш, Согд и далее к Мерву, Нишапуру, Рею, на север и запад через Хорезм в Приаралье, Повольжье, Причерноморье и на Кавказ. Трудно найти в Средней Азии более выгодное и более опасное положение.
Тысячелетия, наполненные завоевательными войнами, сделали свое дело: сейчас на месте некогда цветущего города остались заросшие травой руины. Человек, впервые попавший сюда, невольно останавливается, потрясенный видом застывших развалин городов и селений, замков и сторожевых башен. Высохшие поля пересекают глубокие магистральные каналы, растрескавшиеся от жары, русла которых вот уже сотни лет не получали ни капли воды. Этот своеобразный музей под открытым небом "говорит" нам о жизни наших далеких предков. Археологические исследования и раскопки в Отрарском оазисе ведутся археологами Казахстана с 1969 г. Раскапывались городища Отрар, Куйруктобе, Кок-Мардан, Алтынтобе, Мардан-Куик. На Отраре вскрывались городские кварталы XVI-XVIII вв., XIV-XV и XI-XII вв; квартал гончаров XIII-XIV BB; баня XIII-XV вв; кирпичеобжигательная мастерская XIII-XIV в.; мечеть и дворец конца XIV-XV вв.
Интереснейшим сооружением Отрара конца XIV - начала XV вв. является соборная мечеть. Ее постройка связана с именем Тимура, по приказу которого были воздвигнуты на территории Казахстана мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави в Туркестане и мавзолей Арыстан-баба в Отрарском оазисе. Такой крупный архитектурный ансамбль, каким является комплекс мечети в Отраре, вскрыт в средневековом городе Казахстана впервые.
Согласно историку Шараф ад-дину Иезди, "отправившись от берегов Сейхуна, Тимур остановился в среду 12 раджаба в Отрарском дворце Бердибека; все царевичи, эмиры и близкие из придворных заняли каждый отдельную комнату". Дворец правителя пока еще не раскопан, это дело будущего, но известно, что в нем был зал приемов - "куриншихана". О нем можно судить из следующих строк того же историка: "В это время прибыл к Тимуру от Тохтамыша, который уже давно скитался бесприютным бродягой в степях Дешти Кыпчака. В тот же день Тимур торжественно вошел в приемный зал и уселся на высоком троне".
На Отраре в 2001-2004 гг. осуществлялся международный проект ЮНЕСКО - Казахстан - Япония по "Консервации и сохранению древнего города Отрар". Консервируется мечеть, баня, комплекс гончарных мастерских, стен. С 2004 г. действует государственная программа "Возрождение древнего Отрара". По замыслу археологов и специалистов-реставраторов Отрар будет превращен в средневековый город-музей и должен стать своеобразными казахстанскими Помпеями.
Городище Культобе является древнейшим культурным, религиозным и торговым центром Великого Шелкового Пути, который в разные времена именовался Шавгар–Ясы–Туркестан. Обследованные археологические участки открывают уникальную картину жизни города в разрезе четырех важнейших исторических периодов Казахстана:
• I–V вв. – кангюйский период, представленный крестообразным храмом, цитаделью и крепостной стеной цитадели;
• VII–IX вв. – раннесредневековый период с жилыми и общественными постройками, обнесенными крепостной стеной;
• X–XII вв. – средневековый период, характеризуемый как время расцвета городской культуры и период жизнедеятельности Ходжи Ахмеда Ясави;
• XVI–XIX вв. – период Казахского ханства, времена укрепления геополитической и духовной значимости этого города для сплочения кочевых племен в крепкое государственное объединение.
Каждая эпоха городища представлена характерными археологическими объектами от сакральных мест до жилых помещений и множеством артефактов.
Городище Культобе – древнее укрепленное поселение и археологический объект, расположенный в г. Туркестан, Туркестанской области Республики Казахстан. Объект находится на охранной территории Мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави – памятника, внесенного в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Географические координаты: 43°17'35"N 68°16'15"E.
Топоним «Культобе» до сих пор не имеет однозначного толкования. На данный момент существует две основных версии. Согласно одной из них, этимология названия «Культобе» означает «холм пепла». Другая версия имеет более глубокий смысл – «Кюль-тобе» с древнетюркского «святой холм» или «святая вершина».
Просмотров материала: 656