Мне, как председателю Туркестанского областного Общественного штаба, поставлена задача на системной основе представлять на всеобщее обозрение коллекцию публикаций в средствах массовой информации по пакету норм, вводимых в наш Основной закон.
В связи с этим в сегодняшнем издании я считаю целесообразным дать информацию, касающуюся нормы об усилении механизмов защиты прав граждан, которая будет включена в Конституцию.
Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Кемелевич Токаев на последнем заседании Национального совета общественного доверия отметил, что «я уделяю особое внимание направлению защиты прав человека, так как его состояние, в конечном счете, влияет на уровень развития нашего общества».
Мы шаг за шагом продвигаемся по пути построения правового и справедливого государства. В целом, особое внимание в стране уделяется вопросам защиты прав человека с первых лет обретения суверенитета. Об этом свидетельствуют изменения и дополнения в Конституцию, ставшие важнейшим документом развития страны.
В соответствии с изменениями Конституционный совет преобразуется в Конституционный суд. В мировой практике Конституционные суды широко развиты, являются одним из институтов, оказывающих свое положительное влияние на развитие страны. Главной задачей Конституционного Суда является конституционный контроль.
По опыту ряда передовых стран, Конституционный суд, который будет реорганизован в стране, по обращениям граждан будет рассматривать соответствие Конституции Республики нормативных правовых актов Республики Казахстан, непосредственно касающихся их закрепленных Конституцией прав и свобод. Этот орган улучшит защиту конституционных прав казахстанцев.
Конституционный суд будет состоять из 11 судей (в настоящее время Конституционный совет насчитывает 7 членов). Состав Конституционного суда формируется следующим образом: 6 судей назначаются парламентом (по 3 судьи в Мажилисе и Сенате), 4 судьями-президентом. Председатель Конституционного суда назначается президентом с согласия Сената.
В целом, будет модернизирован институт конституционного контроля путем создания Конституционного суда вместо действующего конституционного совета.
Решение об отмене смертной казни окончательно утверждается на конституционном уровне.
Данная инициатива является точкой проводимой работы по поэтапному сокращению сферы применения смертной казни в Казахстане. Известно, что смертная казнь в стране отменена без каких-либо споров. Был принят закон о нем, и Казахстан вошел в число стран, где смертная казнь была запрещена в виде закона.
В постановлении Конституционного Совета РК от 15 декабря 2020 года Конституция и международные акты РК признают право на жизнь как основную ценность демократического общества, определяют его доминирующий статус и определяют обязательства государства по гарантированию этого права для всех без каких-либо различий. Согласно Конституции Республики человек, его жизнь, права и свободы являются высшей ценностью государства. В международном праве четко обозначена тенденция отмены смертной казни. Это действительно показатель того, что жизнь и права человека представляют особую ценность в демократических государствах.
Сегодня в Казахстане реализуются масштабные меры по созданию условий для достойной жизни граждан, защите их прав, обеспечению верховенства закона.
В Послании Президента страны К. К. Токаева от 1 сентября 2020 года «Казахстан в новых условиях: период действия» говорится: «Нам нужен пример, который обеспечит современную защиту прав граждан и будет отвечать высоким международным требованиям...», "Прокурор обязан давать независимую оценку собранным доказательствам, пресекать нарушения прав граждан, не допускать вовлечения невинных лиц в процесс преступления, поддерживать сторону обвинения в суде".
Как известно, прокуратура от имени государства является органом, осуществляющим в установленных законом пределах и формах высший надзор за соблюдением законности на территории Республики Казахстан, представляющим интересы суда и осуществляющим уголовное преследование от имени государства. Теперь цель-повышение действенности данного органа.
Конституционный закон О прокуратуре будет охватывать вопросы правового статуса, компетенции и организации деятельности органов прокуратуры. Это должно усилить системное функционирование правоохранительной службы и надзор за соблюдением законности на территории Республики Казахстан от имени государства в соответствии с установленным законом порядком.
Закон Об уполномоченном по правам человека наделяется конституционным статусом, а также конституционными гарантиями уполномоченного по правам человека. В том числе уполномоченный по правам человека в Республике Казахстан содействует восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина, способствует продвижению прав и свобод человека и гражданина.
Уполномоченный по правам человека при осуществлении своих полномочий независим и не подотчетен государственным органам и должностным лицам. Уполномоченный по правам человека в течение срока своих полномочий не может быть арестован, подвергнут приводу, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, привлечен к уголовной ответственности без согласия Сената, кроме случаев задержания на месте преступления или совершения тяжких преступлений. Правовое положение и Организация деятельности уполномоченного по правам человека определяются конституционным законом.
Таким образом, нормы новой статьи 83-1 Конституции наделяют уполномоченного по правам человека иммунитетом. Он не зависит от каких-либо иных государственных органов и должностных лиц при защите прав и свобод граждан, никому не подотчетен. В своей работе он может обратиться в Конституционный суд.
Права человека-главный принцип Конституции. Любой человек, находящийся на территории государства, подлежит защите со стороны государства, а его права и свободы гарантируются государством.
Пункт 1 статьи 24 раздела II Конституции Республики Казахстан «человек и гражданин» гласит: «Каждый имеет право на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии. Принудительный труд допускается только по приговору суда либо в условиях чрезвычайного или военного положения«, теперь предлагается изложить в следующей новой редакции: "1. Каждый имеет право на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии. Принудительный труд допускается только на основании судебного акта о признании виновным в совершении уголовного или административного правонарушения либо в условиях чрезвычайного или военного положения».
То есть, как мы видим, норма о том, в каких случаях допускается принудительный труд, изменена, и» по приговору суда «теперь будет звучать» на основании судебного акта о признании виновным". В целом, согласно данной норме с учетом материальных возможностей осужденного за совершение административного правонарушения к нему применяются меры по уплате штрафа, допуску к принудительным работам или ограничению свободы в качестве наказания.
Первая статья действующей Конституции гласит:» самое ценное достояние государства – это человек, его жизнь, права и свободы". То есть человек в стране на первом месте. Другие государства также признают Казахстан суверенной страной, обеспечивающей права человека. Поэтому изменения и дополнения по защите прав граждан, предлагаемые к внесению в нашу Конституцию, несомненно, повысят вес нашего Основного Закона. Потому что права человека всегда остаются высшей ценностью.
Просмотров материала: 433