«Память о трагических страницах нашей истории, о жертвах политических репрессий и голода всегда была, есть и будет для нашего народа священной»
Сказано в обращении по случаю Дня памяти жертв политических репрессий и голода
«Память о трагических страницах нашей истории, о жертвах политических репрессий и голода всегда была, есть и будет для нашего народа священной», - подчеркнул Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, обращаясь к участникам мероприятий, проводимых по случаю Дня памяти жертв политических репрессий и голода, 31 мая 2014 года.
День памяти жертв политических репрессий и голода учрежден Указом Главы государства в 1997 году. Эта дата имеет особое значение для казахского народа.
В частности, дата 31 мая выбрана в память о начале массового голода в 1932 году и политических репрессий в 1937 году. Случившийся в 1932-1933 годах голодомор в Казахстане навеки останется в памяти народа, как одна из самых трагических страниц нашей истории. Исторической наукой доказано, что голод был связан с политикой правящей партии коммунистов, считавших, что кулачество должно быть уничтожено, как класс. Кроме того, в этот период был увеличен план по заготовкам продовольствия, и этот план выполнялся без учета реальной социально-экономической ситуации, без учета сложившегося в течение веков уклада жизни казахов.
С голодомором 1932-1933 годов тесно связано имя второго секретаря Казахстанского крайкома РКП (б) Филиппа Голощекина, который проводил в Казахстане политический курс, названный «Малым Октябрем». Главной целью Голощекина было усилить административный и экономический контроль над казахским народом. Насильственный перевод кочевых казахов на оседлый образ жизни, сопровождавшийся массовой конфискацией скота у более зажиточных жителей, вкупе со случившейся в те годы засухой, привел к обнищанию населения на огромной территории, где основная часть казахов испокон веков занималась отгонным животноводством.
В результате голода, спровоцированного непродуманной и реализованной с крайней жестокостью реформой, в Казахстане погибло огромное количество людей. Историки еще не пришли к единому мнению о точном количестве жертв голодомора, но большинство казахстанских, а также российских исследователей называют цифры от одного до двух миллионов человек. Сотни тысяч казахов были вынуждены покинуть страну. В результате, в Казахстане осталось лишь около половины коренного населения.
Следует отметить, что голодомор в Казахстане произошел в одно время с таким же бедствием в Украине, в Белоруссии, на Северном Кавказе, в Западной Сибири, на Южном Урале и Поволжье. Но только украинский голодомор по масштабам сравним с казахстанским. Голодомор нанес огромный ущерб казахскому народу, на долгое время ухудшив его демографию. Позднее устроивший эту катастрофу Филипп Голощекин был расстрелян, а среди пунктов обвинения, выдвинутого против него, были также и «перегибы в деле коллективизации».
Не меньшей трагедией для казахского народа стали и политические репрессии 30-40 годов ХХ века. Они также связаны с политической ситуацией в СССР того времени, и также должны навсегда остаться в народной памяти для того, чтобы никогда не допустить их повторения.
Нужно учесть, что политические репрессии начались одновременно с революцией 1917 года в России, а дата 31 мая у нас выбрана в память о пике этих репрессий, пришедшихся на 1937 год. Масштабы политических репрессий, которые в полной мере коснулись и Казахстана, были не менее ужасающими, чем масштабы голодомора, они оставили неизгладимый след в нашей истории. Совсем не случайно одним из первых казахстанских законов, принятых после обретения независимости, стал Закон от 14 апреля 1993 года «О реабилитации жертв массовых политических репрессий».
Только за 1937-1938 годы в Казахстане было осуждено по политическим мотивам более 100 тысяч человек, и около 25 тысяч из них были расстреляны. Именно в эти годы были расстреляны такие выдающиеся деятели, как: Турар Рыскулов, Алихан Бокейханов, Беимбет Майлин, Магжан Жумабаев, Ахмет Байтурсынов, Абдулла Розыбакиев, Магази Масанчи, Ильяс Жансугуров, Сакен Сейфуллин, Санжар Асфендияров, Халел Досмуханбетов, Жаханш Досмуханбетов и многие другие.
Если говорить обо всем Советском Союзе, то за период с 1921 по 1954 годы общее количество осужденных по политическим статьям составило 3 миллиона 777 тысяч, из них к высшей мере наказания было приговорено 642 тысячи.
Казахстан, кроме того, что множество граждан стали жертвами политических преследований, стал местом депортации для миллионов представителей различных народов СССР. В нашу республику было депортировано 800 тысяч немцев, 102 тысячи поляков, 19 тысяч корейских семей, 507 тысяч представителей народов Северного Кавказа, а также крымские татары, турки, греки, калмыки и другие этносы.
На территории Казахстана было создано 11 лагерей ГУЛАГ: АЛЖИР, Карлаг, Дальний, Степной, Песчаный, Камышлаг, Актюбинский, Джезказганлаг, Петропавловский, лагерь Кингир и Усть-Каменогорский.
Отголоски политических репрессий до сих пор слышатся в информационном пространстве всех постсоветских стран. Эти репрессии на многие десятилетия создали в обществе атмосферу страха, доносительства, недоверия к государству и, в значительной мере, предопределили центробежные тенденции в республиках, способствовавшие распаду СССР.
Аресты производились не столько по факту совершенных преступлений, которых, в действительности, могло и не быть, а по доносам. При этом, в случае ареста органы государственной безопасности зачастую стремились заставить арестованного признать свою вину, и добивались этого любыми способами. Именно это стало причиной гибели множества безвинных людей, а впоследствии под репрессии попадали уже и сами исполнители предыдущих репрессий. Маховик политических репрессий, набравший обороты в 20-е годы на волне гражданской войны, полностью не остановился вплоть до последних лет существования СССР.
В Казахстане тема голода и политических репрессий не сходит со страниц периодической печати, она активно обсуждается историками, политологами и экономистами. Действительно, в нашей стране трудно найти семью, в которой не вспомнят предков и родственников, пострадавших в этом историческом катаклизме.
Казахстанцы нового поколения, живущие в суверенном государстве, где не преследуют людей по политическим мотивам, должны хорошо знать историю своей страны, с уважением относиться к старшему поколению, которое пережило время тяжких испытаний. Мы должны делать все для того, чтобы этот трагический период нашей истории никогда не был забыт. С другой стороны, необходимо учитывать, что, чрезмерно политизируя эту дискуссию, можно смоделировать и атмосферу периода репрессий, а это не будет способствовать сохранению единства нации и становлению новой казахстанской государственности.
Прежде всего, следует помнить слова нашего Первого Президента -Лидера нации Нурсултана Абишевича Назарбаева, сказанные им в 2002 году на открытии памятника на месте массового захоронения жертв политических репрессий: «...мы вспоминаем не для того, чтобы посыпать голову пеплом, а для того, чтобы и в настоящем, и в будущем не допустить трагедии...».
Просмотров материала: 2 044