Подобная тенденция – плод долгого и терпеливого созидания отношений между всеми этносами страны, где любовь и дружба всегда побеждали злобу и ненависть. Как выясняется, многие достойнейшие сыны казахского народа связывали свои судьбы с представительницами других наций.
Источник: Свобода Слова
Межнациональные браки в Казахстане – тема животрепещущая, вызывающая бурную дискуссию на форумах, в комментариях под статьями, в социальных сетях. И хотя интерес велик, нужно заметить, что по большей части тема смешанных браков не вызывает отторжения или агрессии в казахстанском обществе. Если пробежаться по всевозможным неформальным площадкам, где рядовые казахстанцы могут высказывать свое мнение, то обнаружится любопытная тенденция: за исключением редких маргиналов, казахстанцы комментируют браки между представителями разных рас, религий и народов по-доброму, приводя множество успешных примеров из своей жизни.
Ахмет и Александра Байтурсыновы
Как тут не вспомнить знаменитую историю романтического знакомства и чистой, искренней любви выдающегося казахского политического и общественного деятеля Ахмета Байтурсынова и его верной супруги Александры. Дочь лесника, у которого проживал молодой Ахмет, стала той самой половинкой, которая заняла место рядом с пламенным борцом за права казахов, вдумчивым литератором и преданным делу ученым, поддерживая его в радости и невзгодах.
А невзгод выпало межнациональной чете Байтурсыновых немало: молот сталинских репрессий обрушился на них в полной мере. С истинно женской мудростью, выйдя замуж, Александра приняла ислам и имя Бадриса, чтобы оградить мужа от возможных выпадов и сохранить согласие в семье. А Ахмет Байтурсынов во время очередного отбывания наказания в лагерях, узнав о тяжелой болезни Александры, находившейся в другом лагере, сумел добиться перевода к ней и пытался облегчить жизнь своей супруге.
К несчастью, Байтурсынов был расстрелян. Александру привела к безвременной кончине тяжелая болезнь, заработанная в заключении. И все же, несмотря на столь трагическую судьбу, многие очевидцы вспоминают, как пронесли рука об руку свое светлое чувство умный, интеллигентный, крепкий духом Ахмет и мягкая, потрясающе женственная Александра.
Алихан и Елена Букейхановы
Не менее яркая любовь в межнациональной семье была у другого видного политического деятеля, одного из лидеров партии «Алаш», а также первого ее председателя Алихана Букейханова. Молодой, энергичный, выделявшийся среди окружающих яркой харизмой и образованностью Алихан в годы работы в Омске познакомился с Еленой Севостьяновой, дочерью потомков русских переселенцев в Сибирь. Через некоторое время влюбленная пара решила скрепить свою любовь узами брака. Насколько непростое это решение, можно судить по приписываемым отцу Елены словам: «Доченька! Лучшего избранника, чем Алихан, я бы тебе никогда и не пожелал. Но вы оба должны быть готовы к трудностям. Он казах и вырос среди степняков с их условностями и традициями. Ты русская. Ему в степи будут ставить в вину, что избрал русскую. Тебя будут часто упрекать твои соплеменники, что твой муж инородец. Я вас благословляю, но будьте терпеливыми, и хранит вас любовь».
Чета Букейхановых сохранит эту любовь, несмотря на ужас и кровь гражданской войны, репрессии и гонения. Своего первенца-сына Алихан и Елена назовут казахским именем Укитай, а красавицу-дочку – русским именем Лиза. Алихан Букейханов, даже будучи под домашним арестом, старался оберегать свою семью, передавал продукты, боясь, что родные голодают. При всем при этом Алихан Букейханов отличался несгибаемым характером и волей, положив свою жизнь на алтарь служения казахскому народу. В кровавом 1937 году Алихан Букейханов был расстрелян.
Жаханша и Ольга Досмухамедовы
Душа в душу прожили вместе, по свидетельству современников, создав межнациональную семью, другой лидер партии «Алаш», талантливый оратор, прекрасный юрист и пламенный патриот казахского народа Жаханша Досмухамедов и его жена Ольга Колословская, бывшая на момент знакомства студенткой медицинских курсов. Ольга стала опорой Жаханши и в годы его стремительного взлета как политического деятеля, и в годы репрессий. Арестуют Досмухамедова, чтобы увести на расстрел, в доме, где он проживал вместе со своей супругой Ольгой и ее матерью.
Истории этих декабристок казахского народа показывают, что любовь между мужчиной и женщиной выше предрассудков, а истинного патриота отличает не ненависть к другим народам, а безграничная любовь к своему.
Победа над условностями
В современном Казахстане традиция укрепления родственных связей между народами ничуть не уменьшилась, причем наблюдается она во всех слоях общества. Примером тому могут служить такие пары, как первый космонавт Тохтар Аубакиров и Татьяна Михайловна, знаменитый поэт Олжас Сулейменов и Маргарита Владимировна, режиссер Ардак Амиркулов и Эвелина Юрьевна, публицист Герольд Бельгер и его жена Раиса Закировна, Владимир Коломийцев и Жамиля Ибадуллаевна. Как подсказывают статистические данные, рост межнациональных браков непрерывен. По данным директора Центральноазиатского фонда развития демократии Толганай Умбеталиевой, сейчас в Казахстане около 18% всех браков заключается между представителями разных национальностей. Это больше, чем в 1990-х годах, но немногим меньше, чем было в СССР (24%).
К тому же современная наука подтверждает правильность такого выбора не только химией чувств, но и таким положительным эффектом, как снижение риска заболеваемости детей многими аутоиммунными и наследственными заболеваниями. Например, в одном из своих интервью директор Института общей генетики Лейла Джансугурова объясняет, что «смешанные браки обогащают генофонд. В последующих поколениях есть возможность не только избавиться от редких болезней, но и дать проявиться положительным генам от обоих родителей. Положительный эффект может проявиться и в социальном плане в виде хорошей приспособляемости, стрессоустойчивости.
Ведь дети в таких браках с малолетства должны уметь жить в двух культурах, иногда довольно разных, это приучает находить компромиссы в любых ситуациях». С ней соглашается педиатр Алина Самойлова, замечая, что чем выше разница между исходными данными, тем больше возможностей для ребенка получить максимум качественного генотипа. А это и более крепкий иммунитет, и отсутствие наследственных заболеваний.
Конечно, не надо впадать в эйфорию – отличия традиций, ментальности, бытовых привычек, разность окружения могут только усложнить жизнь молодых, если они не готовы к трудностям совместного проживания и жизни в условиях двух, а то и больше культур. Но любовь, которая всегда характеризует такие союзы, побеждает и более сложные тяготы.
Просмотров материала: 7 683