Среди предпринимателей Алматы и Астаны все большую популярность набирают японские чайные церемонии с гейшами. За один час отдыха в чайных домах клиенты готовы выложить от 150 долларов.
Источник: Свобода Слова
Некоторые любят погорячее
В погоне за призрачными идеями мировой глобализации мы теряем не только свою национальную идентичность, но и культуру, в том числе гастрономическую. Вы никогда не задумывались, почему во всем мире так много говорят о японском, китайском, английском, индийском и турецком чаепитиях, а о казахском степном чаепитии ни слова? А ведь, если верить чайному совету при Министерстве торговли Индии, наша страна входит в пятерку государств с самым высоким потреблением чая на душу населения!
У казахов есть даже шуточная присказка о том, что главным другом невестки-келин на некоторое время после замужества должен стать аққұман – чайник для заварки. Все дело в том, что казахская чайная церемония восходит к различным ритуалам, в том числе и свадебным. Так, пришедшие на той гости угощались горячим напитком только из рук келин. За дастарханом сотни глаз с любопытством наблюдали, верно ли она подает чай: не путает ли пиалы и может ли потчевать всех гостей без исключения. И надо признать, подобный жесткий «кастинг» выдерживали немногие.
Но, несмотря на свои древние чайные традиции, сегодня за экзотикой чайной церемонии мы все больше обращаемся к загадочной Японии. Среди бизнесменов южной и северной столиц чаепития с кукольными гейшами набирают все большую популярность – за них готовы выкладывать сотни долларов. Возможно, причина заключается в том, что в программу включены не только танцы и песни традиционной японской артистки, но и возможности более близкого с ней общения.
Большинство салонов даже и не скрывают таких приятных бонусов, предлагая так называемый эксклюзив – массаж гейши. «Это сборный массаж с элементами японского шиатцу, китайского классического, а также тибетского массажа дао. Хотите окунуться в море чувственных наслаждений? Тогда звоните! Чувственный массаж создает атмосферу удовольствия, радости, раскованности и доверия», – зазывают клиентов на одной из интернет-страниц такого салона. Впрочем, многие гейши и вправду являются дипломированными специалистками, это подтверждают и выложенные тут же фотографии с сертификатами.
Другие салоны с ярко выраженной японской тематикой и вовсе предлагают недвусмысленные услуги: «Все наши девушки являются профессионалами в искусстве исполнения эротического массажа, в чем вы можете убедиться, посетив наше уютное заведение. Гибкий стан, упругая грудь, изгибы точеной фигурки девушек вскружат голову каждому нашему гостю, и это только начало! Испытав на себе все волшебство интимных прикосновений чувственных красоток, вы погрузитесь в пучину страсти, освободив все свои тайные желания и безудержную фантазию…». Час общения с «очаровательными мастерицами релаксации» по специальному тарифу начинается от 150 долларов.
Не чай, а анализы
Между тем неторопливое медитативное чаепитие – визитная карточка казахского народа, и при бережном к нему отношении может стать роскошным. Только мы можем позволить себе роскошь неспешного потребления чая, говоря утрированно, «в час по чайной ложечке», прямо как у Алисы в Стране чудес. Такая культура может вызвать здоровый интерес со стороны густонаселенной Западной Европы, уставшей торопиться.
Обратите внимание: важно не только получение гастрономического удовольствия, но и удовлетворение коммуникационных потребностей в долгой обстоятельной беседе со всеми собравшимися за дастарханом родственниками и друзьями. Только в традиционном казахском чаепитии татешка из Шымкента сможет обеспечить качественное информационное сопровождение происходящего процесса и даст в этом деле фору любым гейшам.
Скажем больше, густой чай с вкусным молоком является своеобразной моделью всей казахской культуры и жизненного уклада. При недостаче заварки в чайнике чай перестает быть чаем и превращается в какие-то «анализы», так и в нашей жизни при постоянных коррупционных скандалах и недостаче денег в бюджетах мы все чаще вспоминаем о том, какой буквой в шахматах ходит конь…
Бешбармачный фастфуд
Печальнее всего то, что еще до потери чайной культуры мы начали терять национальную кухню. Положа руку на сердце, ответьте честно: много ли вы встречали мест в Алматы, где предлагают исключительно традиционную казахскую кухню с куырдаком, бешбармаком и обязательной сорпой? Разумеется, подобные заведения существуют, но уж очень пугающе они теряются среди турецких донерных, итальянских пиццерий и китайских ресторанчиков. На худой конец в столовых и сети общего питания вам с радостью предложат уйгурский лагман, узбекский плов или корейские пигоди.
Не растеряем ли мы особенности своей национальной кухни в пестроте «пекинской утки»? Быстрая еда в духе «сходил-закусил» продолжает уверенно завоевывать южную столицу. Красные драконы и прочие суши заполонили углы так, что и «ножкам Буша» не снилось. Нередко средний офисный сотрудник из элитного бизнес-центра во время обеденного перерыва выбирает тот же японский комплексный обед бэнто за 1099 тенге.
Как правило, основная причина подобного выбора со стороны городских гурманов, характеризуется не такими словами, как «вкусно», «сытно» или хотя бы «полезно», а в первую очередь «модно». Человек будет неуклюже ронять палочки для еды, пытаясь ухватить имбирь, будет до слез обжигаться васаби, но… исправно продолжать потреблять на обед суши, потому что это модно.
Возможно, все это лишь оттого, что иная форма потребления в наших пенатах просто не развита. Те же баурсаки все больше воспринимаются в качестве «пирожков с воздухом». Вот и остается запить эту горькую действительность крепкой сорпой да и занюхать дешевым попкорном. «Мы, казахи, не дураки, любим вкусные тамаки: бешбармаки, куырдаки…» – как там дальше? Впрочем, это уже неважно.
О растущей популярности кофе
«Если пиала горячего напитка обожгла только тело, значит, вы пили воду, ибо чай согревает и душу» – эти слова приписывают Абаю. Не беремся судить о достоверности этого факта, но сегодня растет число казахстанцев, предпочитающих согревать душу при помощи кофе: расплодившиеся в двух столицах кофейни этому яркое свидетельство. Между тем рынок чая в Казахстане не растет, меняется лишь его структура, это подтверждают и прошедшие в Алматы чайные конференции с участием представителей все того же чайного совета Индии.
Существует множество предположений, почему кофе становится модным в стране с богатой чайной культурой. Один из основных аргументов – привлекательность кофе для молодежи. При этом приверженцы этого распространенного мнения исходят из того, что чай воспринимается населением в качестве продукта для здоровья, о котором, как правило, начинают заботиться после сорока лет, тогда как кофе связан с энергией и драйвом, такими востребованными в молодости. Что любопытно, в странах Европы имеет место обратная тенденция: молодежь, напротив, выбирает чай, тогда как взрослое поколение традиционно пьет кофе. И объясняется это стремлением молодых делать все не так, как родители: вы пьете кофе, тогда мы будем чаи гонять!
Просмотров материала: 3 505