Ожесточённая судебная борьба между пострадавшим от скандала казахстанским горнодобывающим гигантом ENRC и его бывшим директором, важной в Сити персоной сэром Полом Джаджем только что стала ещё пикантнее, - пишет Джим Армитэдж из The Independent.
Перевод Курсив
Вкратце напомним: сэр Пол, шериф лондонского Сити, обвинён компанией в сливании информации, принёсшей ей вред человеку, который назвался журналистом, во время кризиса компании в 2011 году; тогда её акции ещё входили базу расчёта FTSE 100.
ENRC, которая, будучи символом неудовлетворительного корпоративного управления, в ноябре прошлого года покинула Лондонскую фондовую биржу, подала в суд на сэра Пола в прошлом июле в связи с приписываемыми ему утечками. Сэр Пол отрицает свою вину, и предъявил встречный иск. Он утверждает, что знал, что человек, с которым он разговаривал, был не журналистом, но кем-то, кто действовал от лица ENRC или людей, с ней связанных, в попытке «заманить его в ловушку».
Сегодня The Independent раскрывает поразительный список заявленных «утечек» в прессу, которые, как утверждает ENRC, сделал сэр Пол, включая обвинение о том, что, в числе других сомнительных практик, ENRC ежегодно выделял $40,000 (£24,000) в качестве гранта на обучение для сына казахстанского начальника полиции в одном из университетов США.
Список появился в последних судебных документах от ENRC. В утечках так называемому «журналисту» сэр Пол предположительно указал:
*Что существует предположение «коррупции в сфере закупок и поставок» в казахстанское подразделение ENRC под названием «Соколовско-Сарбайское горно-обогатительное производственное объединение» (то же подразделение ENRC, которое якобы оплачивало стипендию сына полицейского в США).
*Что персонал и оборудование «Соколовско-Сарбайского объединения» якобы работали на ферме, связанной с одним из олигархов-держателей акций ENRC.
*Что Рэндалл Баркер, главный юрист ENRC, уволился после того, как на него накричал Феликс Вулис, главный исполнительный директор на тот момент.
*Что другой директор, Мехмет Далман, который стал председателем, был «не независим», потому что управлял инвестиционными фондами олигархов, которые обладали наибольшими пакетами акций в ENRC.
*Что Нилу Геррарду, британскому адвокату, работающему на Dechert solicitors, чинили препятствия в его расследовании заявленной коррупции в ENRC – несмотря на то, что он был нанят компанией. Вмешательство, на которое ссылаются, включало «перемену офисов, фальсификацию документов, блокирование компьютеров и стирание данных».
*Что хедхантерская компания Korn/Ferry International выпустила отчёт, рекомендующий правлению не нанимать внешнего члена правления Тэрэнса Уилкинсона. По заявлению ENRC, сэр Пол сообщил это «журналисту», так как существовал конфликт интересов: мистер Уилкинсон также состоял в штате американской компании, где Glencore, потенциальный покупатель активов ENRC, был крупнейшим акционером.
*Что правительство Казахстана пыталось «обречь держателя акций ENRC Александра Машкевича на провал». Сэр Пол якобы сказал, что узнал об этом от бывшего главы BAE Systems сэра Ричарда Эванса, который состоял в правлении казахстанского фонда благосостояния.
*Что сэр Пол пытался препятствовать кампании мистера Машкевича по становлению председателем ENRC
* Что казахстанское правительство было сбито с толку удалением из состава правления внешних членов сэра Ричарда Сайкса и Кена Олиса.
ENRC утверждает, что после одной из встреч, в ходе которых это обсуждалось, предполагаемый журналист написал электронное письмо сэру Полу, чтобы поблагодарить его за «материал для важных новостей», добавив, что он предоставил «убедительную статью, с таким видением источников, о которых мы договорились».
Согласно последнего заявления сэра Пола в суде, он намеренно говорил с «журналистом», в качестве некого рода двойного блефа. Он утверждает, что знал, что этот человек на самом деле действовал от лица ENRC или людей, связанных с ней, и что ему было известно, что отчёты о его встречах попадут в ENRC. Затем, он надеялся, кто-нибудь внутри компании «информировал бы власти».
Ответный выпад ENRC в их последнем документе – что утверждение о том, что «журналист» в своём письме сэру Полу описал себя как «иностранного корреспондента в России, работающего на протяжении наиболее длительного времени», и заявлял, что связан с газетой Business Day в Йоханнесбурге, а также, что он пишет о горнодобывающей промышленности и бизнесе для СМИ Лондона, Гонконга, Нью-Йорка и Москвы. В утверждении говорится, что «журналист» сказал, что надеется, что их встреча «инициирует огласку».
В заявлении говорится: «несмотря на свою занятость, Джадж с готовностью согласился встретиться с журналистом». Они встретились пять раз, их встречи длились на протяжении нескольких часов; один раз разговаривали по телефону и обменивались электронными письмами, говорится в претензии.
Переполох в ENRC стал одним из крупнейших источников заработка для лондонских компаний частного сыска за последние несколько лет; разные стороны наняли несколько лидирующих консультационных фирм.
Заявления о коррупции начали поступать, когда стало известно, что ENRC приобрела горнорудные активы в Демократической Республике Конго, которые были изъяты местным правительством у другой горнодобывающей компании из списка Лондонской фондовой биржи, First Quantum. Концессии были проданы, якобы по заниженным ценам, израильскому горнодобытчику-миллиардеру Дэну Гертлеру, персональному другу президента страны. Мистер Гертлер затем продал активы ENRC с большой прибылью. First Quantum подала в суд на ENRC, которая впоследствии выплатила ей $1.25 миллиарда.
Пререкания в совете директоров усилились когда среднеазиатские олигархи, стоящие за компанией, вступили в конфликт с директорами. Два директора, мистер Олиса и сэр Ричард Сайкс были исключены из правления, при этом мистер Олиса описал ENRC как «скорее советскую, чем Сити».
Другие заявления о коррупции в Казахстане дестабилизировали компанию ещё больше, и привели к многочисленным стычкам в совете директоров – в ходе одной из которых, согласно ENRC, сэр Пол якобы боролся за то, чтобы стать председателем. Сэр Пол пламенно отрицает любое подобное желание.
В итоге Отдел по борьбе с экономическими преступлениями запустил расследование; ему способствовали и результаты расследования Dechert. Расследование продолжается, хотя антикоррупционные НПО выражали озабоченность, не будет ли этот процесс отложен в долгий ящик после того, как ENRC покинет Лондонскую фондовую биржу. Это и случилось в прошлом году, когда олигархи-держатели акций выкупили долю миноритарных инвесторов.
Просмотров материала: 2 481