В свете последних событий на постсоветском пространстве некоторые эксперты поспешили поставить крест на интеграционных объединениях бывших союзных республик. В частности, высказываются сомнения по поводу дальнейших перспектив СНГ, ЕАЭС, ОДКБ. О беспочвенном пессимизме и скандальных заявлениях отдельных представителей российской элиты корреспонденту «Свободы Слова» рассказал директор Центра общественно-политических исследований (РФ) Владимир Евсеев.
Источник: Свобода Слова
- Отдельные эксперты заявляют сегодня о наметившемся развале постсоветского геополитического пространства, росте конфликтов и даже конце Ялтинского и Потсдамского мира. Согласны ли вы с подобными высказываниями?
– Сейчас можно говорить лишь о серьезном кризисе на территории постсоветского пространства. Следствием этого стало то, что в августе 2005 года Туркменистан понизил статус в Содружестве Независимых Государств (СНГ) до ассоциированного членства, а в августе 2009-го из этой организации вышла Грузия. При этом следует заметить, что в соответствии с Венской конвенцией от 1969 года Грузия остается страной-участницей 75 международных многосторонних соглашений, подписанных в рамках Содружества.
В частности, продолжают действовать соглашения о свободной торговой зоне, правовом сотрудничестве в вопросах уголовного права. Сейчас Киев идет по пути Грузии. Несмотря на то что с февраля 2014 года к нему перешло председательство в СНГ, новые власти отказались участвовать во встрече на уровне заместителей министров иностранных дел в Минске.
Что касается взаимоотношений с Западом, то Россия и США находятся в непростом состоянии. Данная ситуация – логическое продолжение того недопонимания, которое накапливалось в 2013 году. Предоставление Москвой политического убежища сотруднику американских спецслужб Эдварду Сноудену стало для США поводом, чтобы отказаться от проведения российско-американского саммита в сентябре прошлого в Санкт-Петербурге. Информационная война против РФ велась Западом с небывалым размахом.
Если же говорить о Ялтинской и Потсдамской конференциях (в результате встреч лидеров СССР, США и Великобритании в Ялте и Потсдаме границы некоторых европейских государств после Второй мировой войны претерпели значительные изменения, – прим. ред.), не думаю, что их итоги будут пересматриваться.
В этом нет никакой потребности. Иное дело – передел границ постсоветского пространства. Этот процесс идет достаточно давно, что привело к появлению де-факто независимых Нагорного Карабаха и Приднестровья, а де-юре – Абхазии и Южной Осетии. И, как некоторые предполагают, из этого вовсе не следует, что Россия стремится к расширению собственной территории за счет близлежащих государств. Такой территории у нашей страны и так достаточно.
- В таком случае как вы оцениваете высказывания отдельных российских политиков и общественных деятелей – Жириновского, Лимонова, Сокурова, Сванидзе? Суть этих заявлений в одном: Россия в условиях эрозии международного права может представлять угрозу для территориальной целостности стран-партнеров.
– Считаю, что заявления Жириновского, Лимонова и им подобных абсолютно лишены здравого смысла. Конечно, некоторые страны очень хотели бы обвинить Россию в агрессивности и желании восстановить Советский Союз. Но это не так. Вооруженные силы РФ могут быть использованы только в случае крайней необходимости и исключительно в качестве ответной меры.
- Ряд комментаторов в странах СНГ говорят о закате Евразийского союза. Какими вам видятся перспективы ЕАЭС и Евразийского экономического союза?
– Думаю, что даже СНГ хоронить рано. В отношении Таможенного союза России, Казахстана и Беларуси, к которому есть существенный экономический интерес, подобные высказывания и вовсе неуместны. Несомненно, страны Запада будут всячески мешать созданию Евразийского союза. Однако процесс евразийской интеграции будет продолжен, хотя, возможно, придется удлинить сроки создания ЕАЭС.
В случае же введения экономических санкций США и ЕС против РФ, что является вполне возможным, интерес Москвы к этому союзу только усилится. Еще один фактор, который может повлиять на развитие Евразийского союза, – это ожидаемое резкое улучшение российско-иранских отношений вплоть до стратегического партнерства. Тогда указанный союз может получить значительный импульс для своего развития.
- К слову о санкциях… В позиции российских политиков трудно не углядеть некоторую браваду: дескать, в условиях экономической изоляции Россия может окрепнуть – выйдет из-под влияния доллара, создаст собственную расчетно-платежную систему, активизирует отношения с Китаем, Индией и другими азиатскими странами. Как вы относитесь к такой точке зрения?
– Я с ней согласен. Ожидаю значительного увеличения товарооборота России с Ираном, а также укрепления экономических отношений не только с Китаем и Индией, но и с Японией, и с Турцией. Со всеми из указанных государств РФ может перейти на взаиморасчеты в национальной валюте, что существенно сократит сферу мирового применения как доллара, так и евро.
- Ставится под сомнение целесообразность существования и еще одной организации. События последних лет показали, что ОДКБ как инструмент обеспечения региональной безопасности не эффективна, поскольку применение коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) ограничено различными договорами.
– Организация Договора о коллективной безопасности пока нужна только на перспективу. Сейчас и эта организация, и КСОР носят скорее номинальный характер. Ситуация изменится, если, например, талибы захватят власть в Афганистане. Тогда действительно эти структуры могут понадобиться как элементы системы региональной безопасности.
Справка «Свободы Слова»
Владимир Евсеев (1964 г.р.) – директор Центра общественно-политических исследований (РФ), старший научный сотрудник Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН. Окончил Военный инженерный институт им. А. Ф. Можайского, высшие курсы Азиатско-Тихоокеанского центра по исследованию вопросов безопасности Министерства обороны США. Кандидат технических наук. В разное время служил в вооруженных силах РФ, работал помощником депутата в комитете по обороне Государственной думы ФC РФ и координатором программы «Нераспространение ОМУ» в Московском центре Карнеги.
Просмотров материала: 2 359