Хасен Муртазин – один из «ветеранов» частного предпринимательства в Казахстане. Свое дело он начал еще в далеком 1984 году, после выхода памятного Закона «Об индивидуальной трудовой деятельности». Затем были годы кооперации и «дикий» постсоветский период формирования отечественного бизнеса. День сегодняшний видится Хасену Бегимовичу новым этапом структуризации национального предпринимательства, обретения им приоритетов дальнейшего развития, осознания себя, как значимой экономической силы.
Источник: nur.kz
- Хасен Бегимович, расскажите, что побудило вас прийти в бизнес? Как вы считаете, что побудило советское руководство прибегнуть к столь неординарным для коммунистической идеологии мерам?
— На мой взгляд, экономические реформы Горбачева были отчаянной попыткой спасти страну. В 1988 году СССР экспортировал 144 млн. тонн нефти по цене 17 долларов за баррель (125 долларов за тонну). При этом за валюту продали всего 80 млн. тонн, все остальное шло по бартеру. Одновременно пришлось импортировать 40 млн. тонн зерна — по цене 176 долларов за тонну. Бюджет был сведен с 25% — дефицитом.
В целом же, роль кооперации государственный аппарат видел в том, что она будет на подхвате у государственных предприятий, поможет вытягивать у населения деньги и остатки трудовых ресурсов – словом будет «замазывать щели» в системе. Надо сказать, что все экономические союзные законы до и после закона о кооперации готовились советским правительственным аппаратом и выражали исключительно его интересы. А закон о кооперации представлялся малозначительным, и его доверили составить группе ученых, во главе с академиком В. Тихоновым.
Проект закона был утвержден тогдашним Верховным Советом, также как любой другой закон, который был бы подан ему на утверждение. Раз подан, значит, надо, и депутаты утвердили его, не ведая, что «творят». Так, благодаря оплошностям правительства и Верховного Совета закон о кооперации был принят в работоспособной форме. Действовал принцип: разрешено все, что не запрещено!!! То есть, громадный дефицит бюджета страны, откуда мы все вышли, и сподвиг государство хоть как-то залатать бюджетные дыры…
Ну, а лично для меня этот закон давал возможность уйти от чувства постоянной подчиненности власти и обстоятельствам. Занявшись бизнесом, я ощутил себя… ну, если не свободным, то независимым. Настолько, насколько это было возможно в данных исторических обстоятельствах.
- Как вы считаете, чем вызвано создание НПП?
— В какой-то мере, мы сейчас повторяем этап развития СССР конца 80-ых. Я понимаю, конечно, что всякие сравнения весьма условны, но… Судите сами, такая же угроза невыполнения государством своих обязанностей перед обществом в связи с неуклонным снижением цен на нефть – основной доходной статьи бюджета. Сокращение рабочих мест и социальная напряженность уже не кажутся чем-то призрачным.
И в этой связи, мы можем оценить всю мудрость Первого Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева, который выдвинул в 2013 году идею консолидации органов власти и бизнес – сообщества.
Президент поставил стратегически выверенную и практически единственно верную в экономическом плане задачу: довести участие бизнес-сообщества в формировании внутреннего валового продукта (ВВП) до 50% (на сегодня 17%). Выполнение столь грандиозной задачи позволит стране изжить зависимость от мировых цен на углеводороды и выдержать внешние атаки экономических кризисов, то и дело охватывающих глобальную экономику. Цель сформирована четко и понятно и мы должны сделать все для ее достижения.
- Хотел бы напомнить, что Союз «Атамекен» в виде Национальной экономической палаты существовал и ранее. Однако заметной активности бизнеса отмечено не было…
— Могу на это сказать только одно — не с того начинали! НЭП «Атамекен» был хорошей консультативной организацией – клубом экспертов. И в этом качестве он вполне себя реализовал. Но сегодня требуется нечто большее: от дискуссий нужно переходить к организации конкретных решений. Замечу, что реализация Концепции Национальной Палаты предпринимателей не есть задача только государства в лице Правительства.
Именно от членов бизнес-сообщества государство ждет реальных шагов, становясь при этом его полноправным партнером. Это главный постулат на современном этапе развития рыночных отношении в стране! И это надо глубоко осознать всем нам, как участникам рынка. С другой стороны, считаю, что создание НПП мера вынужденная и продиктована реалиями жизни. И я глубоко убежден, что институт под названием Национальная палата предпринимателей — это экономический ресурс нашей страны, нематериальный актив!
- В чем же вы видите коренное отличие НПП от аналогичных предпринимательских ассоциаций?
— Не секрет, что существующие всякого рода фонды малоэффективны. Общественные объединения, партии и другие организации в области защиты бизнеса не могут победить чиновничий произвол. Примечательно, что с момента создания НПП в бизнес-сообществе разгорелась нешуточная дискуссия по обязательным членским взносам и численности аппарата НПП и его структурных подразделений.
Что тут сказать? С самого рождения рыночных отношений в нашей стране я, будучи организатором бизнеса и представителем региона на формулах Совета предпринимателей РК с участием Президента страны, только и слышал стоны и мольбы предпринимателей о защите их прав и интересов в отношениях с органами исполнительной власти. Они просили только одного: «Не мешайте». Я сам был проповедником принципа: разрешено все, что не запрещено.
В новых существующих реалиях ни один предприниматель не выживет в одиночку. Есть расхожая фраза: «Если ты не интересуешься политикой, то политика заинтересуется тобой». Применительно к предпринимательству это можно примерно так перефразировать: «Если ты не есть член сообщества, — в нашем случае, бизнес-сообщества, — то всегда найдется кто-то, который заинтересуется твоим бизнесом». И тут не помогут ни откуп, ни взятки… Административно – бюрократическая система все-равно достанет тебя, каким бы ни был крепким твой бизнес…
Будучи членом Совета региональной Палаты предпринимателей Мангистауской области, я увидел изнутри, какая неоценимая, незаметная широкому кругу лиц, ведется работа по защите прав и интересов предпринимателя, по защите достоинства человека свободного труда — бизнесмена, который обеспечивает свою семью, а через платежи в бюджет участвует в экономической и социальной жизни всего нашего общества.
В нашей области свыше 44 тысяч действующих субъектов малого и среднего бизнеса. Все они, в силу географических особенностей, работают в крайне непростых условиях. Речь идет не только о суровом климате Мангистау. Мы выдерживаем натиск бизнеса соседних стран и почти 100% импорта. Полагаю, что и в других регионах картина сейчас не лучше. И только сплоченность, консолидированные усилия помогут нам выжить.
- А как вы думаете, в этих экономических условиях насколько нравственно обременять бизнесмена, помимо налогов, еще и взносами? Ведь вопрос этот возник не случайно…
- А давайте, что называется, пораскинем мозгами. Малый бизнес на пять лет освобожден от членских взносов и, априори являясь членом региональной Палаты предпринимателей, попадает под ее защиту, то есть, в буквальном смысле слова под квалифицированную опеку.
Вот уже полтора года как функционирует наша региональная Палата. Большая часть этого времени пришлась на организационные моменты и на раскачку. Но уже сегодня видны результаты деятельности, и Палаты, и ее Регионального Совета.
В созданных при облакимате, акиматах городов и районов области, консультативно-совещательных органах на паритетных с представителями госорганов началах (то есть, 50% голосов) присутствуют квалифицированные члены бизнес-сообщества. Это обеспечивает то, что все решения местных исполнительных органов, касающиеся вопросов предпринимательства, принимаются только по согласованию с представителями бизнеса. А такой мощнейший инструмент как общественный мониторинг, используемый региональной Палатой, является эффективным инструментом контроля!
- Простите, но при всем уважении к вам, советское прошлое научило нас не доверять пафосным фразам: слова, пусть даже самые яркие «к протоколу не подошьешь». Вы не могли бы эффективность работы региональной Палаты выразить в более конкретных величинах?
— Ах, вы хотите цифр? Да, пожалуйста — 278 517 667 тенге! Что это, спросите вы? Именно столько в 2014 году эксперты региональной Палаты предпринимателей Мангистауской области вернули бизнесменам в качестве оплаты за работу и услуги предпринимателей, возвратили незаконные начисления, штрафы и пеню, наложенные госорганами! И разве одно это не указывает на необходимость и эффективность такого института как Национальная Палата Предпринимателей РК?
Один из известных в регионе предпринимателей как-то признался мне: «Когда нам предложили платить членские взносы, я был крайне возмущен тем, что это со мной не было согласовано. Почему это я должен платить взносы на чье-то содержание? А поначалу воспринималось все именно так. Но затем, когда эксперты региональной Палаты помогли мне с проблемой, которую я не мог решить в течение двух лет, мое мнение об НПП изменилось в лучшую сторону.
А когда я узнал, что эта организация на бесплатной основе оказывает консалтинговые услуги, помогает в составлении бизнес-планов и под них подыскивает инвесторов или кредиторов, конкретно занимается устранением административных барьеров, то пришел к твердому мнению о необходимости и эффективности НПП в деле развития бизнеса. Теперь я буду содействовать работе региональной Палаты, помогать во всех ее начинаниях».
Мне трудно не согласиться с ним. Палата проводит целый спектр мероприятий для того, чтобы разбудить в гражданах коммерческую жилку, а уже действующим предпринимателям помочь подрасти, расширить дело!
- Да, но именно в отсутствии организованности чаще всего упрекают Нацпалату, и особенно ее областные структуры…
- Не думаю, что это хоть сколько-нибудь соответствует действительности. Вот посмотрите. За короткий период Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан завершила все организационные процессы и создала структуру с четкой вертикалью. Известно, что все заседания и наиболее важные совещания в Правительстве проходят с участием представителей бизнеса. А из этого следует, что власть признает авторитет Палаты.
Далее. Для выработки консолидированного мнения созданы Совет Национальных инвесторов при Президенте страны, Единый Координационный Совет при Правительстве, Экспертные Советы при каждом госоргане, аналогичные советы при акимах… Где ж здесь «отсутствие организации»? Все выстроено четко, логично, технократично…
Более того, я вижу, что госорганы, равняясь на бизнес, перестраивают свою работу, модернизируя свои процессы. С участием представителей бизнес-сообщества в лице Национальной палаты идет совершенствование регуляторной политики, снижение числа административных барьеров, оказание мер сервисной поддержки бизнеса. Кстати, я двумя руками голосую за уход от плановых проверок в сторону контроля на основе системы оценки рисков субъектов бизнеса, инициированной НПП.
А чего стоит вышедший в декабре 2014 года Закон РК «О разрешениях и уведомлениях», который препятствует введению новых разрешительных функций госорганов, ограничивает их количество, а также создает максимально прозрачные механизмы для бизнеса!
Очевидно, что неполных двух лет со дня создания НПП еще не достаточно для объективной оценки, хотя уже проделана огромная созидательная работа. Уверен, что в ближайшие два-три года Национальная палата предпринимателей станет самым мощным институтом по поддержке и развитию бизнеса и объединяющей силой предпринимательского сообщества страны!
- Что вы, как предприниматель, приобрели с созданием НПП?
— Уверенность в своих силах, и ощущение того, что я способен влиять на принятие решений, касающихся моего бизнеса, да и в целом – экономической жизни своей страны. Ведь если на стороне исполнительной власти — административный ресурс, то на стороне бизнес-сообщества – консолидация. А главное в нас живо горячее желание построить самодостаточную экономику, обезопасить себя и своих близких от всякого рода кризисов, в том числе и экономических. Наконец, появились действенные способы защитить свою честь и достоинство, свободу предпринимательства. А это не оценить никакими дензнаками!
Сейчас бизнес очень сильно меняется. И нельзя трактовать сбор членских взносов как «обдираловку», нарушение конституционных норм или, как это иногда утверждают, корысть организаторов палат предпринимателей. Все очень просто. Хотите преодолеть стоглавое чиновничье чудовище? Хотите, чтобы власть нас слышала? Оплачивайте расходы! Большего от вас не требуется.
Для себя я давно решил: не надо выступать против мудрой инициативы Главы государства! В сложившейся ситуации нам нужно беречь НПП как зеницу ока. И поэтому в обязательности вступления в Национальную Палату предпринимателей я вижу только позитив. Конечно, в любой организации можно найти какие-то недостатки и НПП не исключение. Меня тоже не все удовлетворяет. Есть у меня пожелание, чтобы Палата не превратилась в бюрократический аппарат.
Но надо понимать, что сейчас идет ухудшение экономической ситуации, а деятельность НПП дает возможность, учитывая возможные риски, сыграть на опережение.
Я верю… Нет, я просто убежден в том, что через год-другой представители именно малого бизнеса, несмотря на существующий мораторий на их членство в НПП, сами изъявят желание поддержать Национальную Палату предпринимателей своими членскими взносами. И свидетельством тому служат многочисленные обращения самих предпринимателей в адрес нашей региональной Палаты со словами благодарности за оказанную поддержку и содействие в ведение бизнеса.
А с каким удивлением и изумлением реагируют люди, которые в силу тех или иных жизненных перипетий, решили начать собственное дело, а им тут же, на пороге Центра по поддержке предпринимательства, предлагают уже готовые бизнес-планы и бесплатный консалтинг.
Может быть, именно их и видел Президент нашей страны, когда подписывал Закон «О национальной Палате предпринимателей РК «Атамекен»…
Просмотров материала: 2 644