В Алматы организаторы благотворительной деятельности из России поделились со своими казахстанскими коллегами опытом о том, как сделать благотворительность понятной и полезной обществу и как жертвовать свои деньги с умом, не отдавая их тем людям, которые в реальности не нуждаются в них.
kursiv.kz
Партнер проекта Social Project Александр Гезалов рассказал о том, что сегодня около 80% всех пожертвований в РФ идут из государственных корпораций и лишь 20% денег идет от частных лиц. Г-н Гезалов заметил, что пока в постсоветских странах, в том числе в РК, есть установка, что государство должно заниматься благотворительностью и на его плечи перекладывают эту обязанность как крупные компании, так и простые граждане. Если учитывать западный подход, то там соотношение как раз в пользу простых жертвователей или почти равные доли между бизнесом, государством и населением.
Давят на жалость
Г-н Гезалов считает, что в мотивационном аспекте благотворительности Казахстан очень похож на Россию, так как людям часто довольно просто увидеть человека, которого им могут представить находящемся в сложной жизненной ситуации, и он готов перечислять деньги. Поэтому такой вал ложных случаев, когда через Интернет собирают деньги на помощь якобы больным детям.
«Люди часто жертвуют их как откуп. Потому что, если перечислил деньги больному ребенку, то есть некое внутренне примирение со свой совестью, что совершил хороший поступок. Наши люди так устроены, им часто важно не конечная цель помочь, а просто совершить широкий жест. Многие псевдоблаготворительные организации сейчас активно эксплуатируют тему жалости к детям. Выставляют полуголых плачущих детей и придумывают им истории, есть боксы, где просто написано «Помогаем детям» и люди отдают деньги. Кто их конечный адресат ведь никто не проверит. Так и рождается лжеблаготоворительность», - подчеркнул А. Гезалов.
Представитель благотворительного фонда «Русфонд» Валерий Панюшкин обратил внимание еще на одну особенность жертвователей в России и Казахстане – все хотят отдавать деньги маленьким больным детям не старше пяти лет. Чем старше ребенок, тем сложнее найти ему помощь. Инстинктивно люди считают, что если подросток, то он уже как-то дожил до этого возраста, значит, и дальше будет жить, хотя часто в случае с подростками, также как и с совсем маленькими детьми все могут решить месяцы. А найти благотворителей в этом возрасте уже не так много, в силу сложившихся стереотипов.
Хотят жертвовать конкретному человеку
Еще один показательный пример, который привел г-н Панюшкин связан с лечением онкобольных детей. Дети, у которых диагностирован рак часто умирают от аспергиллеза, который является побочным явлением при лечении онкологии с помощью химиотерапии. Эта плесень, проникающая в организм во время процедуры. Чаще всего из-за некачественных катетеров, плохих капельниц. Одно лекарство для его лечения оценивается в $25. Исследования показали, что использования качественного современного оборудования при химеотерапии может довести до нуля заболеваемость аспергиллезом. На это ежегодно нужно порядка $100. То есть благотворителям легче тратить деньги не на спасение за те же $100 - 4 детей с этим диагнозом, а пожертвовать деньги на приобретение хорошего оборудования.
«Но возникает проблема. Когда жертвователю объясняешь, что вот нужны деньги на катетеры, капельницы, иглы, он спрашивает, а где ребенок, которому помочь. Все хотят увидеть уже больного человека, которому срочно нужны деньги. А вот объяснить, что можно проинвестировать в здоровье пока еще лечащегося ребенка крайне сложно», - пояснил г-н Панюшкин.
Низкие мировые показатели
Стоит отметить, что по данным того же «Русфонда» за последний год 73% россиян так или иначе помогали незнакомым людям, 46% опрошенных перечисляли собственные средства благотворительным фондам. Из них более 60% адресно помогали тяжелобольным детям, 11,8% — пострадавшим от стихийных бедствий, 1,5% жертвовали на развитие культуры, спорта, образования и науки. При этом в общемировом рейтинге, составленном британской организацией CAF она заняла 126 позицию, уступив практически всем постсоветским странам, включая Казахстан.
Казахстан в этом рейтинге занял 101 место. При составлении рейтинга благотворительности эксперты основывались на трех критериях: денежные пожертвования в благотворительные организации, участие граждан в благотворительности как волонтеров и оказание помощи нуждающимся незнакомым людям. Любопытно, что Туркменистан в рейтинге занял 23-е место, Узбекистан - 28-е место, Таджикистан - 34-е, Кыргызстан 83-е место.
Комбинировать адресную и долгосрочную помощь
Еще одна общая для РК и РФ проблема благотворителей – это так называемая адресная помощь, когда люди в канун каких-то праздников, особенно Нового года получают задания отвести в детские дома помощь. Люди берут, все, что попадается под руки, едут с этим, а потом оказывается, что большая часть собранного вообще не пригодна. Парадокс заключается в том, что и сами работники детских домов не знают, зачастую, что им конкретно нужно, заметил Александр Гезалов.
По словам Валерия Панюшкина один из главных вопросов современного постсоветского благотворительного дискурса – это уход от так называемой адресной помощи. Он считает, что и казахстанцам, и россиянам надо активно разъяснять, что их установка, что они должны помочь конкретному ребенку, бабушке или дедушке и перечислить деньги на его расчетный счет не всегда верная. Во-первых, много мошенников, которые этим пользуются, во-вторых, даже если жертвовать адресно, то это помощь одному-двум конкретным людям, а если выстраивать систему благотворительной помощи, то она более эффективно работает и на помощь эти двум конкретным людям и десятку остальных, которые в ней нуждаются.
Однако он подчеркнул, что нужно искать баланс между тем, чтобы оказывать адресную помощь здесь и сейчас, когда от денег жертвователей реально зависит жизнь человека и разрабатывать долгосрочные благотворительные программы.
Просмотров материала: 1 701