В рамках проведения Первого Евразийского Инвестиционного форума для банковского сектора и страховых компаний, представители IT-компаний рассказали о преимуществах внедрения инновационных ПО для сокращения рисков в бизнесе, а Нацбанк РК представил новые правила.
kursiv.kz
IT-инструментарий в помощь
На форуме присутствовали представители крупнейших компаний в области IT-инструментов по управлению рисками и бизнес-аналитикой. Они представили IT-решения, которые работают в топовых банках западных стран.
По мнению участников, внедрение специализированного программного обеспечения (ПО) в банковскую среду необходимо из-за нехватки профессиональных кадров в системе управления рисками. Представители крупнейших компаний области IT решений назвали преимущества использования ПО для сокращения рисков, а также бизнес-решения.
«По результатам исследования проведенного «большой четверкой» в 2014 году, в республике Казахстан только 5% крупных компаний с оборотом более $100 млн имеют внедренную автоматизированную систему управления рисками. И более 70% этих компаний планируют в ближайшее время уделить этому внимание», - говорит генеральный директор компании MITWork Юлия Степанцова.
По ее мнению, очень важно уделять внимание подготовке кадров, потому что практически нет подготовленных специалистов, способных управлять рисками.Менеджерами по управлению рисками становятся только сотрудники банков, переведенные на эту должность внутри департаментов, но не существует профессиональных групп, специализирующихся в этой области.
Представитель «Центра электронной коммерции» Жомарт Абдышев рассказал, что в результате финансовых нарушений появляются риски потери бюджета, ухудшения благосостояния граждан, оттока капитала и инвестиций, что может привести к снижению уровня занятости населения и даже к кризису. В качестве метода управления рисками в кредитной системе министерство финансов инициировало проект «Система управления рисками» в рамках информационной системы е-Минфин. Ее цель, напомним, – создание единого информационного пространства Министерства финансов РК (МФ РК). «Идея создания проекта «Система управления рисками» возникла в результате нарушений процедур госзакупок, отсутствие четкой методологии управления рисками, а также постоянной нехватка кадров и.т.д.»,- пояснил он.
Цели системы – повысить прозрачность и эффективность проверок, внедрить инструмент принятия управленческих решений, увеличить охват проверок, проводить постоянный мониторинг и снизить расходы бюджетных средств на проведение проверок.
По его словам, внедрение этой системы решает проблемы методологии управления и отсутствия нормативно-правовой справочной информации.
«В 2013 году система была внедрена в центральный аппарат.Сумма выявленных нарушений в то время составила 6,7% . За 4 квартал 2014 года было выявлено более тысячи рисковых случаев, из которых подтвердилось 21 % на сумму более 2 млрд. тенге.В планах стоит переход к промышленной эксплуатации системы»,- заключил он.
Нацбанк требует
Представитель Департамента инспектирования финансовых организаций Нацбанка Ануар Бакиров рассказал о новых правилах в управлении рисками в банках и финансовых организациях.
По словам спикера, в финсекторе департамент проанализировал и выделил «ахиллесовы пяты» банкинга и ФО Казахстана.Ими стали отсутствие надлежащего контроля со стороны совета директоров за деятельностью исполнительных органов; слабый уровень регламентации и исполнения процедур управления рисками; процедуры контроля над соблюдением банком требований законодательства; процедуры оперативного действия при решении непредвиденных ситуациях в банках. Спикер отметил, что проблемными выглядят и процедуры взаимодействия с клиентами, поскольку в Департамент защиты прав потребителей поступает большое количество жалоб на банки второго уровня. Помимо всего, в банках отмечено несоответствие процедур управления рисками размерам и характерам сложности управления деятельности.
«Как надзорный орган мы не стоим на месте. Раньше для БВУ действовала инструкция № 259 по рискам. Но, так как банки много жаловались на то, что правила были непонятны, неосуществимы, а инструкция была составлена некорректно, мы в прошлом году разработали новые правила формирования системы управления рисками и внутреннего контроля для банков второго уровня, которые вступили в действие с 1-го января текущего года. В этом году мы, к сожалению, не проверяли банки, но с марта уже начнем действовать согласно новой инструкции», - заявил г-н Бакиров.
Как сообщил г-н Бакиров, к организациям, выполняющим отдельные виды банковских операций, в том числе и к национальному оператору «Казпочта», регулятор тоже разрабатывает новые правила по управлению рисками.Он заверил, что они будут мягче, чем те, которые будут регламентировать деятельность банковского сектора.
«Основные минимальные требования по риску ликвидности валюты в банках расписаны в 29-й инструкции, но более детальные правила, учитывая, что идет дедолларизация экономики, будут позже. Сейчас их анализируют и дополняют в департаментах, думаю, ближе к началу апреля в содействии с АФК их обнародуем», - сообщил Ануар Бакиров.
Он также объяснил необходимость ввести уполномоченные коллегиальные органы, несмотря на то, что это может быть проблемно для мелких банков,поскольку зачастую совет директоров «не полностью понимает все риски, которые банки несут». По его словам, в банках необходим штат, который будет непосредственно заниматься аналитикой, и доводить сведения о рисках до СД.
В самих банках новые правила не прокомментировали.
Как НБРК отслеживает управление рисками в банках
В новой инструкции содержится 358 новых (ранее 449) требований и использован принцип описания процедур.
Правила разделили по следующим блокам: органы управления, системы управления, контрольные системы. В правилах расписаны также сроки, рекомендуемые методы, форма их реализации, ответственные за исполнение процедуры лица.
Среди нововведений инструкции также обязанность банков ежеквартально, не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в уполномоченный орган отчет о мониторинге событий операционного риска, повлекших убытки в размере равном и более 100 000 тенге.
Помимо 29-й инструкции регулятор также применяет правила по обеспечению информационной безопасности в БВУ и организациях, осуществляющих отдельные виды банковских операций, утвержденные Постановлением правления НБРК 30 марта 2001 г. В правилах описаны минимальные требования к информационной безопасности.
Просмотров материала: 2 097