В парламенте Казахстана время от времени поднимается вопрос о введении в действующий кодекс «О браке и семье» статьи, разрешающей многоженство.
erkindik.kz
Радикально настроенная часть государственных мужей считает, что это необходимо, во-первых, для улучшения демографической ситуации в стране, а во-вторых, для того, чтобы сделать счастливыми 350 тысяч женщин репродуктивного возраста, которые так и не нашли свою вторую половинку. Одна часть нашего населения поддерживает таких депутатов, видя в этом решение экономических и других проблем, другая – категорически против.
История вопроса
«По шариату мусульманину дозволялось иметь четыре законные жены и плюс наложниц, которые умыкались из неприятельских кочевий или земель, и калым за них не выплачивался, – рассказывает историк Ирина Ерофеева. – Поэтому бытовало мнение, что у казахов в дореволюционный период было много жен.
Этот стереотип не подтверждается реальным историческим материалом: среди основной массы населения многоженство не было распространено. Рядовой кочевник в силу разных социально-экономических причин просто не мог позволить себе иметь больше одной жены, или же если и имел несколько жен, то не в одно и то же время.
Дело в том, что брачный возраст для девушек был низкий. По обычному праву она могла выходить замуж, когда ей исполнялось 16 лет, но фактически женами девочки становились лет в 13-14. И, естественно, не имея достойного медицинского обслуживания, многие женщины не доживали до более-менее зрелого возраста либо страдали серьезными заболеваниями.
Согласно статистике конца XIX – начала XX века, женщин в степи было гораздо меньше, чем мужчин. Поэтому вторую жену брали либо в случае, если прежняя жена умирала, либо это было необходимо потому, что жена не могла родить нужного количества детей, в первую очередь сыновей. Ведь у казахов сила влияния в обществе того или иного рода определялась многочисленностью семейства, что давало возможность иметь большие стада овец, которые в свою очередь определяли степень влиятельности в степи.
По нескольку жен одновременно имела довольно небольшая доля казахов, и характерно это было в основном лишь для правящей элиты. Это тоже оправдывалось не просто желанием иметь соответствующий генеалогическому происхождению имидж или престиж, а главным образом причинами социально-политического характера. Многие султаны и ханы стремились брать в жены дочерей соперничающих с ними чингизидов или же правителей соседних стран, с которыми у них существовали достаточно сложные взаимоотношения, а брачные контракты способствовали в определенной степени сохранению политического баланса».
Последствия непредсказуемы
Известная феминистка, ныне покойная Гульсара Тленчиева считала, что последствия многоженства непредсказуемы:
– Женщины наивно полагают, что, взяв их второй женой, кто-то будет их содержать, но исследования показывают, что это иллюзия: согласно официальной статистике, каждый пятый ребенок в Казахстане растет в неполной семье. Кроме того, согласно проведенным исследованиям, высокий уровень разводов в первую очередь спровоцирован тем, что мужчины даже в одной семье не в состоянии экономически, психологически и даже физиологически выполнять возложенные на их обязательства. Поэтому, слава богу, предложение о разработке законопроекта о многоженстве остается в парламенте на уровне разговоров. Нельзя идти на поводу у тех, кто пытается превратить наше государство из светского в религиозное. А если мы будем руководствоваться религиозными нормами, то нарушим две важнейшие конституционные нормы: равные права мужчин и женщин и принцип светскости нашего государства.
Нет никаких сомнений, что такой закон вызовет далеко идущие последствия политического, социального и экономического характера. Помимо того что отношение к нашему государству со стороны мирового сообщества, безусловно, изменится не в лучшую сторону, этот закон спровоцирует большие противоречия внутри общества, столкновения между людьми, имеющие национальный и религиозный характер.
Я вообще, честно говоря, не понимаю тех людей, которые, имея своеобразное представление о семье, верности и ответственности, добиваются такого закона. Хочется вам иметь много жен – имейте! Хочется быть второй или десятой женой? Да ради бога! В отличие от советских времен никто за это сейчас не преследует, лишь бы вы сами были согласны на такую форму взаимных отношений, лишь бы это не нарушало ваши личные интересы и интересы ваших детей, на защиту которых встанет уже государство. Но зачем вам нужна юридическая регистрация?
Если уж мы заговорили о демографической ситуации в обществе, то надо думать о том, как предотвратить высокую смертность мужчин, связанную с вредными привычками, растущим уровнем ДТП, нарушением правил охраны труда, стрессовыми ситуациями, а не превращать их в существа многоразового использования, в биологических доноров с целью воспроизводства человека. Это унижает не только его, но и женщину.
Контр-аргумент
За
Известный политик Максут Нарикбаев:
– С высоты своих лет я все больше убеждаюсь в правоте медиков, утверждающих, что мужчины способны до 80, а то даже и до 90 лет вести активную сексуальную жизнь. Так задумано Всевышним: главная миссия мужчины – как можно больше оставить после себя потомства. А что получается сейчас? Полно одиноких женщин. Я где-то читал, что конец света наступит тогда, когда на 50 женщин будет приходиться один мужчина. Поэтому чтобы отдалить конец света, надо многоженство разрешить в законодательном плане. Мои ровесники боятся сообщать законным женам о своих молодых подругах. Но ведь от вечной лжи можно устать. Это в молодости, когда энергия так и прет и женщин меняешь как перчатки, есть смысл скрывать мимолетные увлечения, но в нашем возрасте стыдно обманывать жену и детей. Поэтому я и говорю всем мужчинам: объединяйтесь и боритесь за право иметь не одну жену. Фактически многоженство в нашей стране уже существует. И когда при обсуждении проекта кодекса «О браке и семье», где речь шла о разрешении многоженства, большинство депутатов выступили против, я расценил это как ханжество. Многие из них (я знаю это точно) имеют не одну и даже не две подруги. Сам я, признаюсь честно, не просто из спортивного интереса радею за этот вопрос, я еще и хороший практик.
Против
Доктор юридических наук, профессор Казахского национального педагогического университета им. Абая Эркин Дуйсенов:
– Я знаю, что в Кыргызстане вопрос о многоженстве на парламентском уровне инициировался несколько раз, но тем не менее большинство парламентариев так и не одобрили инициативу о необходимости отмены статьи, предусматривающей уголовную ответственность за многоженство. В нашем Уголовном кодексе, напомню, такой статьи нет. Что касается моей личной точки зрения, то я полагаю, что каждая женщина имеет право быть матерью и женой. Демографическая ситуация, когда количество женщин детородного возраста превышает количество мужчин и из-за этого уменьшается возможность вступления в законный брак, существует не только в Казахстане, но и в других странах, и каждая из них решает ее по-своему. Но что касается нашей страны, то это не означает необходимости приема закона о многоженстве. Не надо забывать, что Казахстан является светским государством, где действуют нормы не религиозного, а позитивного, то есть исходящего от государства, права. Поэтому эта проблема носит больше нравственный, моральный характер, нежели правовой.
Галия ШИМЫРБАЕВА
Просмотров материала: 9 350