Бывший высокопоставленный казахстанский дипломат, руководитель влиятельных спецслужб, в прошлом зять президента Казахстана Нурсултана Назарбаева Рахат Алиев был обнаружен мертвым в камере венской тюрьмы во вторник, 24 февраля.
newskaz.ru
При жизни Алиев сделал многое, чтобы стать одним из самых одиозных врагов казахстанского руководства. Но даже своей смертью — если будет доказана версия о суициде — он, возможно, доставил определенное неудобство официальной Астане, внеся коррективы в информационное поле, где с середины февраля разворачивается кампания об инициировании досрочных выборов президента Казахстана.
ОТ ЛАБОРАНТА ДО ГЕНЕРАЛА
Рахат Алиев вырос в семье известного казахстанского хирурга, министра здравоохранения Казахской ССР Мухтара Алиева, скончавшегося в Алматы 12 января на 82-м году жизни.
В 1983 году Алиев женился на старшей дочери Нурсултана Назарбаева Дариге. У супругов родились трое детей — Нурали, Айсултан и Венера. После окончания медицинского института Алиев работал врачом-лаборантом КазНИИ хирургии, в 1993 году оставил медицину и посвятил себя коммерческой деятельности.
В 1996 году Алиев начал карьеру государственного служащего, заняв должность первого заместителя начальника главного управления налоговой полиции Государственного налогового комитета Казахстана, а затем — директора департамента налоговой полиции министерства финансов Республики Казахстан. Позже, когда Алиев попадет в опалу, представители бизнес-сообщества будут вспоминать эти годы как период сильнейшего давления на предпринимателей со стороны тогда еще всесильного Алиева, обвинять его в рейдерских захватах бизнеса.
В период с 1999 по 2000 годы Алиев работал начальником департамента Комитета национальной безопасности (КНБ) по Алматы и Алматинской области, позже — первым заместителем председателя КНБ Казахстана, заместителем начальника Службы охраны президента страны, имел звание «генерал-майор».
Весной 2002 года Алиев отправился в Вену, где он занял должности посла Казахстана в Австрии и представителя страны в ОБСЕ и ряде других международных организаций. Это назначение наблюдатели рассматривали как дипломатическую ссылку и связывали с желанием главы государства снизить накал во внутриполитической обстановке в стране, так как именно Алиев и его давление на бизнес стало одним из главных раздражителей для части политической и бизнес-элиты республики.
"НУРБАНКГЕЙТ"
Резкий поворот в карьере и судьбе Алиева связан с событиями вокруг подконтрольного ему в те годы Нурбанка. Позже эти события назовут «нурбанкгейт». «Спусковым крючком» этого процесса стало то, что Алиев заподозрил руководителей банка в хищении средств кредитного учреждения. Обострение ситуации в Нурбанке достигло предела, когда в начале 2007 года в главном офисе банка в центре Алматы произошло столкновение между банковской службой безопасности и прибывшим к офису специальным отрядом быстрого реагирования (СОБР). Тогда сообщалось, что сотрудники службы безопасности банка отказались впустить спецназ в здание, где в это время подконтрольные Алиеву службы проводили обыски и изъятие документов. Вслед за этим стало известно о бесследной пропаже заместителя главы банка Жолдаса Тимралиева и завхоза банка Айбара Хасенова.
В конце мая Алиева обвинили в похищении менеджеров банка, а спустя несколько дней он был смещен со всех постов. В январе 2008 года суд заочно приговорил его к 20 годам лишения свободы с конфискацией имущества. Кроме того, Алиев был лишен всех наград и воинских и специальных званий.
Алиев, скрывавшийся от правосудия в Австрии, заявил о своей полной невиновности, называл дело политически мотивированным и сфабрикованным в связи с наличием у него президентских амбиций. По словам Алиева, его жена Дарига Назарбаева заочно развелась с ним, о чем он узнал из переданных ему документов.
Позднее Алиев, а также бывший председатель КНБ республики Альнур Мусаев были также заочно осуждены за попытку государственного переворота. Этот приговор добавил к первому сроку заключения Алиева еще 20 лет лишения свободы.
ПОПЫТКИ ЭКСТРАДИЦИИ
Все эти годы Казахстан безуспешно добивался экстрадиции Алиева в Казахстан. «Полагаю, что в данной ситуации министерству иностранных дел Республики Казахстан надо занять более жесткую позицию и через дипломатические каналы принять безотлагательные меры по экстрадиции из Австрии преступника Алиева и его сообщников»,- сказал депутат мажилиса (нижняя палата) парламента Виктор Рогалев, выступая с запросом к главе МИД Марату Тажину в июне 2009 года.
«От имени общественности Казахстана, возмущенной попустительством австрийских властей противоправной деятельности Алиева, прошу министерство иностранных дел затребовать у посла Австрии в Казахстане Урсулы Фарингер официальные объяснения относительно бездействия австрийской стороны по данному вопросу», — поддержал коллегу депутат Мурат Абенов.
Эти требования звучали на фоне появившейся информации о том, что первые экземпляры книги Рахата Алиева «Крестный тесть» на русском и немецком языках поступили в книжные магазины Германии, Швейцарии и Австрии. Между тем в Казахстане за распространение и цитирование этой книги предусмотрена уголовная ответственность.
«В последние месяцы он организовал в средствах массовой информации и глобальной сети Интернет информационную кампанию, направленную на очернение демократических достижений Казахстана. Используя сфальсифицированные данные, Алиев распространяет откровенно клеветнические измышления в адрес руководства нашей страны, а также известных политиков дружественных Казахстану стран», — заявил Абенов.
На требования об экстрадиции австрийская сторона отвечала отказом, мотивируя это тем, что Алиеву в Казахстане не гарантировано справедливое судебное разбирательство. Австрийское правосудие продолжало придерживаться этой позиции даже после того, как в Казахстане в мае 2011 года были обнаружены останки пропавших топ-менеджеров Нурбанка, а улики указывали на причастность к убийству Рахата Алиева. По информации прокуратуры, останки банкиров были обнаружены близ Алматы в закопанных в землю двухсотлитровых металлических бочках, наполненных известью.
Отказав Казахстану в экстрадиции, австрийские власти начали собственное расследование причастности Алиева к убийству банкиров, которое, по информации СМИ, стало одним из самых масштабных в истории австрийского правосудия.
По некоторым данным, к тому времени Алиев покинул Австрию, перебравшись на Мальту, где проживал все последние годы.
В январе 2014 года к списку многочисленных злодеяний Алиева добавилось подозрение в его причастности к убийству оппозиционера Алтынбека Сарсенбаева, его водителя и охранника. О главной роли Алиева в этом громком деле в суде заявил киллер, отбывающий пожизненный срок за совершение этого убийства.
Кроме того, имя Алиева связывали с загадочной смертью в Бейруте казахстанской журналистки Анастасии Новиковой.
ФИНАЛ
Алиев был арестован в Вене 5 июня 2014 года. Как сообщила генеральная прокуратура Казахстана, основанием для его задержания стали материалы о похищении и убийстве топ-менеджеров Нурбанка Тимралиева и Хасенова. Между тем представитель Алиева утверждал, что экс-посол сдался властям добровольно и выражал готовность сотрудничать со следствием.
По информации СМИ, подготовленный в конце декабря 2014 года проект обвинительного заключения австрийской прокуратуры исключает политические мотивы в деле экс-посла Казахстана в Австрии Алиева. «Согласно проекту обвинительного заключения венского прокурора Беттины Валльнер, следствие полностью исключает различные политические мотивы в деле Алиева, подозреваемого в убийстве двух менеджеров Нурбанка — Жолдаса Тимралиева и Айбара Хасенова в 2007 году.
Прокурор Валльнер, допросившая в ходе следствия «более 90 свидетелей», исключает вероятность того, что «казахский режим мог оказывать давление на свидетелей», — писало немецкое издание Die Presse.
По мнению директора «Группы оценки рисков» Досыма Сатпаева, смерть Алиева никак не повлияет на внутриполитические процессы в Казахстане по причине того, что Алиев давно выпал из активной политической жизни внутри Казахстана, его имя ассоциировалось с убийствами людей. «Смерть Рахата Алиева практически никак не отразится на любых выборах, которые будут проходить в Казахстане, хотя бы потому, что Алиев уже давно выпал из активной политической жизни внутри Казахстана. И более того, за последние полтора-два года он был «нейтрализован» по разным направлениям, как с точки зрения конфискации части его собственности, так и лишения свободы с лета прошлого года. То есть с точки зрения властей он был нейтрализован настолько сильно, что никак не мог повлиять на те или иные процессы, которые в той или иной степени могли быть связаны с Казахстаном», — сказал политолог в интервью информагентству «Новости-Казахстан».
Сатпаев напомнил, что «Алиев представлял серьезную угрозу для власти в тот период, когда сбежал из страны с большим объемом компромата». «Но в последние несколько лет (он — ред.) не представлял серьезных проблем для властей Казахстана, потому что «выдохся», — заключил аналитик.
Просмотров материала: 2 393