По крайней мере, так заверяют в Министерстве энергетики РК. Как сообщили «Литеру» в ведомстве, внедряемые новшества ориентированы исключительно на оптовых покупателей электричества.
liter.kz
Все нововведения направлены на повышение инвестиционной привлекательности отечественного рынка электроэнергии, улучшение качества работы и обслуживания энергетических сетей и систем, модернизацию существующих источников энергии и строительство новых, снижение дефицита электричества в стране, комментируют «Литеру» в Минэнерго.
Напомним, несколько дней назад министр энергетики Владимир Школьник на правительственном часе в мажилисе Парламента РК заявил о введении абонентской платы за электроэнергию в Казахстане. Он пояснил, что с 2016 года действующие в настоящее время предельные тарифы на электроэнергию будут разделены на две части: инвестиционную составляющую, которая, по словам министра, сходна с абонентской платой за телефон, оплачиваемую вне зависимости от объемов использования, и себестоимость.
– При подобном разделении скачкообразного повышения цены на электроэнергию для конечного потребителя не будет, только в рамках инфляции. Законопроект, предусматривающий озвученные изменения, в ближайшее время будет внесен в мажилис, – добавил он.
Глава министерства напомнил, что с 2009 года в РК действует программа «Тарифы в обмен на инвестиции». Введение системы предельных тарифов положительно сказалось на развитии энергетической отрасли. Это позволило энергопроизводящим компаниям начать обновление своего генерирующего оборудования, выполнять инвестиционные программы. Более того, именно эти меры позволили полностью покрыть потребности экономики Казахстана в электроэнергии. Если по факту, то за шесть лет реализации программы ежегодный объем инвестиций в электроэнергетику увеличился в пять раз и составил около 700 миллиардов тенге.
Заявление главного энергетика Владимира Школьника о внедрении абонентской платы за электричество в целом негативно воспринялось в обществе. Пенсионерка, лидер движения «Поколение» Ирина Савостина с возмущением отмечает, что за последние годы цена на электричество в Казахстане только растет. Она бережно хранит все квитанции об оплате, согласно которым в 2009 году до ноября она платила по 8,84 тенге за кВт/ч, теперь же за январь 2015 года придется оплачивать 15,43 тенге за кВт/ч (1-й уровень), 20,90 тг кВт/ч (2-й уровень), 26,13 тг кВт/ч (3-й уровень).
Она, как и большинство казахстанцев, выступила с резкой критикой в адрес этой инициативы Министерства энергетики. Ведь никто не хочет платить лишнего.
В свою очередь, в Минэнерго нас заверили, что так называемая абонентская плата не приведет к увеличению сумм в квитанциях оплаты за электричество для населения и не изменит самих правил оплаты для них. Все останется так же, как и раньше: потребил – заплатишь за тот объем, который потребил, не потребил ничего – ничего и не заплатишь.
Понятие «абонентская плата» коснется лишь рынка мощности, который затрагивает интересы только оптовых продавцов и покупателей электроэнергии. По словам заместителя руководителя департамента электроэнергетики МЭ РК Талгата Абылгазы, сейчас максимальная потребность Казахстана в электрической энергии составляет порядка 14 тысяч МВт. Краткосрочный рынок мощности создается для того, чтобы гарантированно обеспечить все необходимые условия для покрытия максимальной нагрузки в энергосистеме Казахстана.
Тарифы на электричество сейчас состоят из двух частей: себестоимость и инвестиционная составляющая. Предполагается, что на энергетическом рынке оптовые покупатели (энергоснабжающие и энергопередающие организации, крупные заводы и фабрики) будут покупать электричество по себестоимости, при этом ежемесячно оплачивая инвестиционный сбор системному оператору в зависимости от своего максимального значения мощности.
Оптовики смогут покупать мегаватты у одного продавца – централизованного системного оператора, который будет генерировать всю информацию о ценах, предоставленных энергоисточниками. Цена товара будет усредняться, и затем раз в год будут проходить торги. Впоследствии оптовики будут оплачивать одну и ту же фиксированную сумму ежемесячно.
К примеру, максимальная потребность условного завода составляет 100 МВт. Сумма инвестиционной составляющей на рынке мощности будет рассчитываться исходя из предельной нормы потребления этого завода. Допустим, на оптовом рынке один кВт стоит 10 тенге, из которых 7 тенге – себестоимость электрического тока и 3 тенге – инвестиционная составляющая. В таком случае заводу придется платить ежемесячно по 300 тысяч тенге на инвестиции независимо от того, сколько мощности он потребил за этот период времени. Таким образом планируется покрывать затраты на содержание необходимого оборудования и условий для предоставления в любой момент необходимой максимальной нагрузки. Оплачивать, помимо этого, придется и за фактическое потребление энергии исходя из себестоимости электричества.
– В этом и есть аналогия с абонентской платой. Например, мы используем телефон. Пользуемся им или не пользуемся – все равно кабель подключен, там работает соответствующее оборудование, мы платим абонентскую плату. Когда начинаем разговаривать по междугородной связи, то за каждую минуту начисляются платежи за переговоры. Здесь же за то, чтобы в системе всегда были готовы необходимые мощности, придется платить за эту услугу, – разъясняет Талгат Абылгазы.
Единый системный оператор будет распределять инвестиционные средства между энергопроизводящими организациями, которые, в свою очередь, берут на себя обязательства в любой момент предоставить максимальную мощность энергосистеме страны.
К примеру, в отношении строительства новых электростанций порядок следующий: Минэнерго разрабатывает прогнозный баланс. Если ситуация будет меняться и в какой-то период времени в Казахстане заблаговременно заметят рост потребления энергии, а мощностей отечественных энергопроизводителей окажется недостаточно, будут приниматься необходимые меры.
– Соответственно, это есть сигнал, чтобы построить новую станцию. Приходит инвестор для строительства, которому гарантируем покупку мощности, но не электричества, – отметил Талгат Абылгазы.
Действительно, интересов потребителей в лице населения это новшество с внедрением рынка мощности не коснется напрямую. И, скорее всего, в квитанциях на оплату электроэнергии не будет графы «Абонентская плата». Однако наверняка цена покупки предельной мощности энергопередающими компаниями будет заложена в тариф. Ведь электрические системы не так часто работают на предельной мощности, а платить за них придется на все 100 процентов независимо от того, сколько мегаватт прошло по линии.
Стоит отметить, что все основные нормы рынка мощности были введены в закон «Об электроэнергетике» еще в 2012 году и вступают в силу с 1 января 2016 года. В ближайшее время в мажилис будет внесен законопроект, направленный на совершенствование рынка мощности. Причем некоторые депутаты выступают категорически против принятия новых норм. Одна из них – Светлана Романовская, которая считает, что таким образом население за свой счет и против своей воли начнет кредитовать и инвестировать в этот бизнес.
– Эта система, которая сейчас предлагается, выгодна и удобна для них. Они хотят инвестиций для того, чтобы якобы вкладывать в развитие самой отрасли, и мотивируют тем, что сейчас нелегкие времена. Слушайте, ну какие нелегкие времена для них? Мы как потребляли электроэнергию, так и потребляем, – заключила депутат мажилиса Светлана Романовская.
Справка
Идея введения рынка мощности (т.е. разделение тарифа на две части) заключается в обеспечении необходимых условий для покрытия максимальной нагрузки в энергосистеме Казахстана, а именно условий, позволяющих без резкого увеличения тарифов на электроэнергию своевременно привлекать необходимые инвестиции в электроэнергетическую отрасль для ее модернизации, реконструкции, обновления и строительства новых электростанций.
Руслан Ескендир,
фото Павла Михеева, Алматы
Просмотров материала: 1 701