Под занавес ушедшей недели первый заместитель премьер-министра Бакытжан Сагинтаев сделал ряд громких заявлений, в том числе о судьбе ЕАЭС и возможности девальвации. Казахстан никогда не выйдет из Евразийского экономического союза, девальвации не будет, заверил г-н Сагинтаев. Тем временем сегодня исполнился ровно месяц со дня старта ЕАЭС.
kursiv.kz
Выходить не будем, но выйдем последними
Слова первого заместителя премьер-министра РК о членстве Казахстана в ЕАЭС совпали с эмоциональным заявлением президента Белоруссии Александра Лукашенко о том, что Минск готов выйти из Евразийского экономического союза, если не будет урегулирован вопрос о торговых отношениях с Россией. Эксперты, опрошенные Kirsiv.kz считают, что вопрос членства Казахстана в ЕАЭС не столь однозначный, как утверждает Бакытжан Сагинтаев, тем более сам глава государства отмечал, что РК может выйти из Союза, если он будет угрожать национальным и экономическим интересам государства.
«ТС и ЕАЭС детище нашего елбасы, поэтому, никогда мы оттуда не уйдем. И если что-то будет, мы будем самые последние оттуда выходить», - сказал Бакытжан Сагинтаев. Но с одной стороны он заметил, что Казахстан никогда не выйдет из ЕАЭС, с другой, что выходить РК будет из него последней.
30 августа 2014 года президент Нурсултан Назарбаев, отвечая на вопросы журналистов, заявил, что Казахстан может выйти из ЕАЭС при определенных условиях.
«Если правила, изложенные в соглашении, не будут соблюдаться, Казахстан имеет право выйти из Евразийского экономического союза. Я говорил это раньше, и я говорю это снова. Казахстан не будет частью организации, которая представляет угрозу для нашей независимости. Наша независимость является высшей ценностью, за которую сражались наши предки. Прежде всего, мы никогда никому не сдадимся и сделаем все, чтобы защитить себя», — отметил тогда глава государства.
Страдания неюного Бакытжана
«Наша рабочая группа сейчас в Москве. Страдаем. Но не буду вам говорить, вы и так все знаете. Думаю, условия поставим, что-то надо делать. Вчера официально сказали, что девальвации не будет. Тогда нужно как-то защищаться. На неделе предполагается поездка премьер-министра Казахстана в Россию, там будет совет на уровне глав правительств Таможенного союза, и я так думаю, наверняка этот вопрос будет находить там свое продолжение. Над этим вопросом мы работаем, не думайте. НПП принимает активное участие. Девальвации не будет. Границу закрывать мы не собираемся», - сказал г-н Сагинтаев.
Любопытно, что ранее первый заместитель премьер-министра сообщил, что Казахстан может восстановить таможенные посты с Россией и что это должно найти понимание у северного соседа.
В то же время президент Белоруссии Александр Лукашенко также не исключил возможности выхода из ЕАЭС.
"Если договоренности будут соблюдаться, то мы будем свято исполнять все, что касается ЕАЭС. Если не будут соблюдаться, то мы оставляем за собой право вплоть до выхода из ЕАЭС. Есть моменты, которые вообще не должны присутствовать после подписания документов, это так называемые войны - молочные, мясные. Чаще выпячивается драчка с Россией, но противоречия существуют и у России с Казахстаном", - сказал он.
Означают ли противоречивые заявления о возможности выхода союзников из Евразийского экономического союза, что судьба Союза в связи с кризисом в России действительно находится под вопросом и что показал первый месяц его существования?
Скептики окрепли, энтузиасты приуныли
Директор экспертного института Европейского права и прав человека Марат Башимов заметил, что первый месяц существования ЕАЭС показал, что союз стартовал в очень неудобное время, и в то же время оно оказалось систематичным, так как обнажило те проблемы, с которым интеграционное объединение будет сталкиваться в будущем.
«Уже сейчас союз испытывает трудности. Ведь для чего он создавался, так это свобода передвижения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы. Ничего такого сейчас нет. Если смотреть с точки зрения принципов Европейского Союза, только равные взаимоотношения выгодны всем сторонам. Видимо об этом и хотел сказать Бакытжан Сагинтаев», - отметил Марат Башимов.
Директор аналитической группы оценки рисков Досым Сатпаев заметил, что прошедший с момента образования ЕАЭС месяц и то количество взаимных упреков и обвинений, которые прозвучали с различных сторон за это время, еще больше укрепил скептиков в своем отношении к ЕАЭС, а энтузиасты поубавили пыл. По мнение Досыма Сатпаева пока Казахстан все-таки считает для себя выгодным пребывание в Евразийском экономическом союзе, возможно ориентируясь на некую отдаленную перспективу, но нынешнее положение дел говорит о том, что пока никаких ощутимых выгод, ни страна, ни граждане не получили. Он заметил, что еще до санкций и украинского кризиса уже были слышны робкие голоса казахстанских чиновников о том, что в том же Таможенном союзе Казахстан больше проигрывает, чем выигрывает. А сейчас ставки стали более высокие, поэтому уже на самом высоком уровне обговаривается возможность выхода из интеграционного объединения.
Не стать белой вороной
Политолог Ерлан Саиров считает, что различные разговоры о выходе или не выходе из ЕАЭС, так или иначе, демонстрируют усиливающиеся противоречия между странами-участницами. Камнем преткновения в интеграционном объединении становится пресловутая идея «русского мира». Оформление «русского мира» пугает даже этнически близких к русской нации белорусов, считает он. Актуализация указанной идеологемы говорит о том, что после реализации принципов Таможенного Союза будет насаждаться чуждый культурный компонент, чего все хотят избежать.
По словам Досыма Сатпаева идея о восстановлении таможенных постов, с которой выступил казахстанский бизнес, это тоже самое, что уже сейчас делает Россия в отношении Белоруссии и частично Казахстана, и Минск в отношении Москвы. Астана же до последнего выжидала, но если уже нарушен принцип открытых границ, то почему Казахстан должен оставаться в этом вопросе белой вороной, заметил он
«Политик Гани Касымов призвал на год отложить вступление в ЕАЭС, были предложения отсрочить вступление на пять лет. Подготовить казахстанских производителей, учесть все моменты, чтобы сейчас не страдать, как говорит Бакытжан Сагинтаев. Эта ситуация показала, что у казахстанской элиты нет способности долгосрочного планирования. Хотя еще те проблемы, которые были у Казахстана в Таможенном союзе, связанные с изъятиями, искусственными ограничениями, использованием санитарных норм в политических целях должны были насторожить наших чиновников. Нужно было проанализировать начавшийся далеко не с Украины, а еще с войны в Грузии в 2008 году тренд на конфронтацию России с Западом и что для многовекторного Казахстана это не самый лучший фон для вступления в ЕАЭС», - сказал Досым Сатпаев.
Идет притирка друг к другу
Ерлан Саиров заметил, что нельзя забывать, что в реализации права выхода из ЕАЭС прерогатива принадлежит главе государства, а не Бакытжану Сагинтаеву. Тем более он заявлял, что у Казахстана есть право выхода «если будет угроза суверенитету страны».
Что хотел сказать своим заявлением Бакытжан Сагинтаев не совсем понятно, подчеркнул Саиров. Может, был простой ситуативный момент, как-то нужно было отвечать. На счет будущего ЕАЭС, то оно весьма туманно. России нужно достичь реструктуризации экономики, технологического обновления, чтобы выдержать бремя нагрузки такого союза. Ведь Кыргызстан и Армения фактически являются рецепиентами союза. Белоруссия тоже ждет или послаблений или прямой финансовой помощи, сказал г-н Саиров.
Политолог Максим Казначеев считает, что различные разговоры о судьбе Евразийского экономического союза и разговоры о неготовности или готовности выхода из него объясняются проблемами роста. Прошел ровно месяц с момента его старта и пока идет процесс притирки, было изначально понятно, что такой формат как ЕАЭС не будет с первого дня работать без сбоев, учитывая в какой исторический момент, он был запущен, отметил Максим Казначеев.
Россия, в связи с ситуацией в Украине несет разного рода издержки. Только в этом году нужно выплатить около 150 млрд зарубежных займов. Ожидается неконтролируемая инфляция. Официально спад ВВП в этом году прогнозируется на 5%. Это минус более $100 млрд. Самое главное у страны должна быть финансовая привлекательность, а с ней дела обстоят плохо. На этом фоне сложно говорить о полноценном Союзе. Можно предположить, де-юре - Союз будет существовать, де-факто - механизмы работать не будут, считает г-н Саиров.
«Нужно как минимум 7-8 месяцев, чтобы разговоры о страданиях союзников в России начали утихать. Сейчас все еще идет процесс выторговывания от Кремля наиболее выгодных для национальных экономик Белоруссии и Казахстана позиций, именно поэтому стороны то говорят о праве выхода, то проговаривают возможность закрытия на время границ с РФ. Нужно понимать, что такое серьезное заявление, как пребывание в ЕАЭС вряд ли могло быть сделано г-ном Сагинтаевым самостоятельно. Таким образом, скорее всего, Москве послали сигнал, что выходить из ЕАЭС никто не собирается, но желательно на время восстановить таможенные посты, чтобы дешевая российская продукция не убила казахстанское производство. Думаю, что такая позиция очень конфликтогенная и Кремль вряд ли на это согласится», - сказал Максим Казначеев.
«Нам говорили, что ТС это подготовка к вступлению в ВТО, чтобы закалить бизнес. Что мы имеем к сегодняшнему дню? Констатацию того факта, что в рамках ТС казахстанские товаропроизводители оказались практически неконкурентоспособны, а представим себе, что будет в ВТО, где придется конкурировать с западными корпорациями. Сама по себе интеграция не делает бизнес конкурентоспособным, пример Казахстана в ТС, и Кыргызстана в ВТО это хорошо продемонстрировал. Например, та же КР в ВТО просто стала серой зоной для реэкспорта китайских товаров и превратилась в государство-барахолку с рынком Дардой. В первую очередь мы должны на внутреннем рынке создать условия товаропроизводителям, чтобы они максимально окрепли и только тогда говорить о конкуренции с другими игроками. На каждом углу кричим, что получили рынок в 170 млн для наших товаров. А кому он нужен, если нам на него нечего поставлять?», - заключил г-н Сатпаев.
Просмотров материала: 2 223