Родственники и сторонники бывшего директора Погранслужбы КНБ Нурлана Джуламанова полагают, что его арест связан именно с тем, что он слишком много знал «лазеек и ходов при пересечении Государственной границы РК грузов, товаров и людей, препятствовал этому и рвался к депутатам и президенту страны, чтобы лично доложить об истинном положении дел».
Источник: Мегаполис
Но, по словам супруги генерала Гульнар Джуламановой, цитирую: «Его какие-то силы всякий раз останавливали и никуда не допускали». По некоторым данным, 29 ноября сего года в одном из комитетов сената должно было состояться заслушивание директора ПС КНБ по ряду проблемных пограничных вопросов и что он якобы был готов честно доложить народным избранникам о каких-то «очень важных деталях, касающихся внешних таможенных границ, которые могли нанести ощутимый удар по создаваемому Евразийскому экономическому союзу».
В конце ноября планировалось ещё одно выездное заседание Комитета по обороне и безопасности мажилиса, где Джуламанов должен был докладывать о выполнении поручений Нурсултана Назарбаева, данные ему на совещании 31 января прошлого года. Но за пару дней до этого (27 октября 2014 года) директор ПС КНБ генерал-лейтенант Нурлан Джуламанов был задержан, а затем арестован и помещён в следственный изолятор КНБ.
ГЕНЕРАЛЬСКОЕ ИМУЩЕСТВО И РЕАЛЬНЫЕ КВАРТИРЫ
Генерал Джуламанов не был задержан с поличным при получении взятки, в его квартире при обыске пока ничего не нашли и на счетах никаких миллионов тоже не обнаружили. На прошлой неделе в эксклюзивном интервью «Мегаполису» его бывший сосед по подъезду генерал-майор запаса Сармантай Нургажин подтвердил, что Джуламанову была выделена в Астане обычная 4-комнатная квартира по улице Габидена Мустафина.
– Этот дом располагался в так называемой «Красной деревне». Без лифта. Пятый этаж... Никаких дорогих дач у него никогда не было. Нурлан в роскоши не жил. Это я точно знаю, – говорит Сармантай Нургажин. – Когда-то мне и Бахытжану Ертаеву тоже много нервных клеток испортили из-за истории с истребителями... Но время всё расставило по своим местам. Как видите, и я, и Ертаев на свободе. Все надуманные обвинения сняты. Надеюсь, что так будет и с Джуламановым. Сейчас надо всем набраться терпения и не торопиться с выводами.
Супруга и дочь генерала Джуламанова умоляют власти изменить ему меру пресечения с ареста на подписку о невыезде.
– Он уже не директор Погранслужбы, социально не опасен. Как-то препятствовать следствию не станет, – убеждает Гульнара Джуламанова. – Условия, в которых сейчас содержится мой муж, нечеловеческие. И психологическое давление на него оказывается очень сильное. Военный специализированный суд по ходатайству следствия КНБ и поддержке военного прокурора оставил нашу просьбу без удовлетворения. Я уверена, что Нурлан мог бы сам себя защищать, владея информацией... Вопрос должен ставиться о равном допуске к защите своих прав. Конституция Казахстана гласит, что высшей ценностью государства является человек, его права и свободы. Надеюсь, что суд будет честным и открытым для прессы.
Когда верстался номер, стало известно, что в Астане проводятся следственные действия по уголовному делу экс-директора Погранслужбы Нурлана Джуламанова. Для этого из Алматы в Астану этапировали бывшего командира в/ч 2458 подполковника Кайрата Балмагамбетова, которого арестовали в августе сего года. В деле имеются показания, что крупные суммы взяток в долларах и национальной валюте (так называемые «откаты» за услуги по тендерам) передавались им лично генералу Джуламанову.
P.S. По нашим данным, следственные действия по делу генерала Джуламанова начались после того, как на стол председателя КНБ Нуртая Абыкаева попала аналитическая записка, текст которой мы публикуем без изменений и сокращений.
После назначения на должность директора ПС Джуламанова стали осуществляться необоснованные ротации и освобождения от занимаемых должностей военнослужащих Погранслужбы на всех уровнях.
При этом директор умело воспользовался внеочередной аттестацией для увольнения неугодных лиц. Как высказывались военно-служащие ПС, неудовлетворительные результаты значительного количества аттестуемых военнослужащих являются следствием неправомерного вмешательства в работу аттестационных комиссий директора Пограничной службы Н. Джуламанова, который оценивал подчинённых исходя из собственного субъективного мнения.
При этом отмечались факты искажения служебных характеристик на аттестуемых по указанию первого руководителя ПС.
Однако неудовлетворительные результаты аттестации отдельных офицеров, переведённых в ПС из МО РК и пользующихся лояльным отношением Н. Джуламанова, никаким образом не повлияли на их дальнейшую служебную деятельность. Они оставлены в прежних должностях. Более того, отдельные из них получили досрочно очередные воинские звания.
Общеизвестными среди личного состава ПС являются факты индивидуальных бесед директора с аттестуемыми перед заседанием аттестационных комиссий, в процессе которых он и определял их дальнейшую судьбу. При этом решение аттестационной комиссии считалось формальностью, закрепляющей решение первого руководителя ПС.
Видя несправедливость директора и необъективность аттестации, многие военнослужащие попросту отказывались от прохождения аттестации и увольнялись самостоятельно.
В то же время командные должности среднего звена остались вакантными, а их обязанности временно исполняли лица, их замещающие.
Так только в Региональном управлении «Шыгыс» ПС длительное время вакантными оставались более 100 офицерских должностей и около 300 должностей военнослужащих по контракту. По Пограничной службе свыше 20 военнослужащих временно исполняли обязанности руководящего состава подразделений.
В период посещений подразделений границы Н. Джуламанов за незначительные проступки и упущения увольнял и снимал с занимаемых должностей руководителей среднего звена (начальников пограничных постов, пограничных застав и пограничных комендатур).
К примеру, в 2013 году по различным причинам уволены 670 офицеров, с начала 2014 года – свыше 100 офицеров и сняты с занимаемых должностей около 200 офицеров.
При этом за период с января по сентябрь 2014 года в судах рассматривалось свыше 100исков, связанных с несогласием вынесенных Н. Джуламановым решений по дальнейшему прохождению службы военнослужащими.
Следует отметить, что переведённые из частей МО РК военно-служащие называли действия директора «весенним обострением», что регулярно отмечалось в период прохождения им службы в подразделениях Министерства обороны.
В настоящее время ПС испытывает значительный дефицит офицерских кадров.
В то же время все ключевые руководящие должности в Пограничной службе стали занимать офицеры, переведённые для дальнейшего прохождения службы из МО РК и других силовых структур, не имеющие представления о структуре и задачах, решаемых Пограничной службой. Занятие главенствующих позиций т.н. «армейцами» породило процессы скрытого противоборства с кадровыми пограничниками. Негативный резонанс среди личного состава продолжает вызывать необъективный подход руководства ПС к расстановке кадров.
Подобное положение дел отрицательно сказалось на служебной деятельности Пограничной службы по охране Государственной границы РК. Практически был упущен контроль за деятельностью пограничных отрядов и застав, утеряна система управления войсками, а также была утрачена плановость, системность и конкретика.
Н. Джуламанов, став директором ПС, значительное внимание стал уделять исключительно финансово-хозяйственной деятельности, связанной со строительством новых пограничных комплексов и застав. Сам ездил по ним и проверял их.
При организации боевой подготовки подразделениями границы основной приоритет отдавал вопросам теоретической (знание общевоинских уставов) и строевой готовности личного состава.
В то же время первостепенная задача по организации должной практической охраны Государственной границы в полной мере не выполнялась.
В результате резко увеличилось количество нарушений Госграницы. К примеру, за 8 месяцев т.г. только на китайской границе зафиксировано 474 факта различных нарушений, в то время как за весь 2013 год – 408 нарушений.
Просмотров материала: 2 941