В распоряжении корреспондента газеты Время оказались ранее неизвестные документы. Их содержание проливает свет на некоторые подробности преступления в Иле-Алатауском ущелье, когда были убиты 12 человек.
Два года назад страна содрогнулась от жуткой новости: в Иле-Алатауском национальном парке близ Алматы были обнаружены тела 12 человек, в том числе 16-летней девушки. Правоохранительные органы и тогда, и впоследствии весьма неохотно делились информацией о том, что же произошло 12 августа в Аксайском ущелье.
Корни этой истории берут начало в местах не столь отдаленных. Именно за колючей проволокой большинство из 13 членов террористической группировки, устроившей резню в нацпарке, стали приверженцами радикального течения ислама - салафизма.
Там же в 2005 году познакомились и основатели будущего жамагата - сообщества, члены которого вместе изучают ислам, совершают религиозные обряды, оказывают друг другу помощь, - Заурбек Ботабаев и Бекбол Куанов. После освобождения они нашли друг друга в Алматы в 2009 году, постепенно познакомились с другими единоверцами и будущими соратниками.
Вместе они и организовали жамагат, амиром, то есть лидером, которого был избран Бекбол Куанов. Мужчины не только дружно читали намаз, но и изучали религиозную литературу, в том числе экстремистского толка, а Куанов частенько заслушивался записанными на диски проповедями известного российского террориста Саида Бурятского.
Разговоры о религии члены жамагата чаще всего вели в халяльных столовых рядом с мечетями, в которые они ходили, в алматинских микрорайонах “Тастак” и “Орбита”, а также возле Центральной городской мечети.
Куанов, как следует из материалов уголовного дела, весьма грубо обращался со своими “братьями” и даже несколько раз избивал некоторых из них за употребление марихуаны и несерьезное отношение к изучению Корана.
Со временем группировка разрослась, но это обстоятельство не мешало ей строго придерживаться правил конспирации, особенно после того, как члены жамагата стали вынашивать планы по совершению терактов.
Жили они по поддельным документам, часто меняли дома и квартиры, мобильные телефоны, использовали несколько машин, оформленных на подставных лиц. Причем машины были не из дешевых, к примеру, в их распоряжении был бежевый Porsche Cayenne. Приобретали оружие и боеприпасы. Деньги добывали в различных преступлениях, не гнушались и убийствами.
В июне 2012 года один из террористов Талгат Тленшиев и еще несколько человек убили директора микрокредитной организации (МКО) “Артек” Айт¬мухамета Алдабергенова. Его они зацепили обещаниями продать по выгодной цене некий коммерческий объект. Собрав в общей сложности около 600 тысяч долларов наличными, 6 июня Алдабергенов отправился на сделку. Больше его никто живым не видел - обгоревший труп мужчины был найден неподалеку от Талгарской трассы два дня спустя. А сумку с надписью Adidas с частью денег в ней, с которой он пришел на встречу с бандитами, позже обнаружат в сгоревшем в июле 2012 года доме в поселке Таусамалы.
Этот дом террористы арендовали еще в марте 2012 года. Договаривался с хозяином особняка Рустем Серикбаев, используя поддельное удостоверение личности на имя Аскара Камалова. Ничего не подозревавший владелец жилья с удовольствием заключил договор аренды с подъехавшим на дорогой иномарке мужчиной, который якобы строит в Талгаре жилье для семьи и потому нуждается во временном пристанище. В этот дом террористы заселили своих жен и детей. Там же хранили оружие и боеприпасы, взрывчатку и пять бутылок напалма.
Около 3 часов ночи 11 июля в доме прогремел мощный взрыв - очевидно, террористы, изготавливая взрывчатку, что-то сделали не так.
Возникший пожар уничтожил большую часть дома, в котором на тот момент находись 19 человек - женщины и дети. В огне погибли девять человек: жена и 3-летняя дочь Бекбола Куанова, мать и 4-летняя дочь Шухрята Абдрасулова, супруга и годовалая дочь Абата Ганибаева, годовалый сын Самата Нигметова, а также жена и 9-месячный сын Рустема Серикбаева. Остальные находившиеся в доме женщины и дети успели спастись, причем многим пришлось выпрыгивать из окон второго этажа.
На следующий день полицейские, исследовавшие место происшествия, обнаружили там целый арсенал оружия: пистолеты и револьверы, обрезы охотничьих ружей, автоматы Калашникова и даже ручной пулемет. Кроме того, помимо сумки директора “Артека” Айтмухамета Алдабергенова и религиозной литературы экстремистского толка были изъяты металлические наручники, бинокль, жезлы, форменная одежда сотрудников полиции, в том числе спецподразделения СОБР, атрибутика формы сотрудников органов нацбезопасности. Где террористы все это раздобыли, история умалчивает.
После взрыва в Таусамалы члены группировки, которых уже усиленно искали правоохранительные органы, решили спрятаться подальше от людских глаз. Подыскивая укромное местечко в горах, террористы неоднократно ездили в Аксайское ущелье, где попадавшимся на глаза туристам и дачникам Шухрят Абдрасулов представлялся местным егерем Абзалом Искаковым.
Выбрав подходящее место, мужчины построили там блиндаж и установили палатку, поселив в них оставшихся в живых жен и детей. Вместе с тем они сняли дом в Баганашиле, куда вскоре перевезли родившую 4 августа прямо в горной палатке сына жену Кенжебека Жумагазиева.
Остальные продолжали жить в горах и даже планировали построить там дом.
Но 12 августа их обнаружили егери Иле-Алатауского нацпарка Игорь и Панайот Захаропуло.
Итог этой встречи известен всем: утром 13 августа в доме Панайота Захаропуло и возле него сотрудники полиции обнаружили шесть искромсанных тел. Перед шлагбаумом стоял разбитый Nissan Patrol Игоря Захаропуло, а чуть выше дома - автомашина ВАЗ-2121, в салонах которых были обнаружены следы крови. На кордоне №3, за который отвечал егерь Алексей Шкилев, были обнаружены тела еще шести человек.
Как выяснилось в ходе следствия, то и дело проезжавших через кордон на темно-синей Toyota Surf мужчин видели их будущие жертвы. В частности, убитый террористами бомж Емберген Таймурзаев по кличке Яша, живший на кордоне Шкилева, несколько раз открывал им шлагбаум и пропускал на охраняемую территорию.
Как следует из протокола допроса Алексея Шкилева, Яша сообщал ему, что с конца июля на территорию нацпарка неоднократно проезжал джип темно-синего цвета. За рулем машины сидел парень, представлявшийся Абзалом, который интересовался дорогами, ведущими в горы через кордон, и говорил, что хочет организовать там отдых для своей семьи. Егерь, послушав Яшу, всего лишь отругал его и запретил пропускать за кордон любые машины. А в первых чис¬лах августа Шкилев сам столкнулся с Абзалом-Шухрятом. Одетый в камуфлированную форму и берцы, тот подъехал к дому егеря и попросил продать молока. Рассказал, что живет на дачах рядом с поселком Каменка и уже неоднократно приезжал сюда.
Позже Яша скажет егерю, что это и был тот самый Абзал, которого он неоднократно пропускал через кордон.
Надо отметить, Алексей Шкилев в тот период частенько отлучался с территории Иле-Алатауского нацпарка, поскольку судился с его руководством из-за жилья. В его отсутствие рулил Яша. В тот злополучный день он тоже был на страже вместо егеря, который отсутствовал уже несколько дней: 9 августа Шкилев заболел и открыл больничный лист. 13 августа ему пришлось выйти на работу в связи с обнаружением в горах 12 трупов.
А тем временем террористы, зверски расправившись с людьми (то, что бесследно пропавший егерь Игорь Захаропуло тоже был убит, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнений),уехали в тот самый дом в Баганашиле, а своих жен и детей расселили в арендованных квартирах.
С членами группировки оставались только двое детей - 11-летний сын Саяна Хайрова и 7-летний сын Рустема Серикбаева, которые в итоге погибли в ходе антитеррористической операции, проведенной силовиками 17 авгус¬та 2012 года.
В тот день бойцы спецподразделения “Арыстан” КНБ нагрянули к экстремистам около пяти утра и предложили добровольно сдаться, но нарвались на жестокое сопротивление. Штурм дома закончился пожаром, в результате которого рухнула крыша. Из-под завалов были извлечены 13 трупов - это были все члены террористической группировки, кроме Саяна Хайрова и Заурбека Ботабаева.
Последний, кстати, до сих пор находится в розыске, а вот Хайров был пойман в Кыргызстан, экстрадирован в Казахстан, осужден на 11 лет и сейчас отбывает наказание в одной из колоний строгого режима.
С момента тех страшных событий прошло почти два года, но родственники убитых в нацпарке до сих пор не могут спать спокойно. Особенно сейчас, когда всплыли подробности, о которых ранее мало кто знал.
Жена Игоря Захаропуло Ольга Захаропуло, действующая в интересах их с Игорем несовершеннолетнего сына, намерена привлечь к ответственности тех, кто, по ее мнению, вполне мог предотвратить массовое убийство, если бы внимательно относился к своим должностным обязанностям. Она уже обратилась в прокуратуру с просьбой проверить законность действий руководства Иле-Алатауского национального парка в те ставшие трагическими дни.
Просмотров материала: 2 557