Политолог Расул Жумалы считает, что отныне Казахстан не может апеллировать к принципу многовекторности во внешней политике, так как недавно вступил в союз с государствами, которые в результате санкции оказались в положении международной обструкции. По мнению эксперта, теперь за «грехи» союзников платить придется и Казахстану. Обо всем этом Жумалы рассказал в интервью «ARTA expert».
Источник: artaexpert
- Господин Жумалы, Вас знают как принципиального и последовательного противника идеи интеграции Казахстана с Россией, в том числе в рамках Таможенного союза, а ныне – уже заключенного Евразийского экономического союза. На чем основана ваша позиция?
- Прежде всего, речь идет о том, что объединяются те же государства, которые входят в Таможенный союз – Казахстан, Россия и Беларусь. За четыре года существования Таможенного союза Казахстан по очень многим позициям сдал. Это неравноправный для Казахстана союз - даже по внешним параметрам - десятки раз уже перечислялось, сколько голосов кому принадлежит, сколько таможенных пошлин у какого государства прошло в Единый таможенный кодекс и так далее.
Факт остается фактом, Казахстан за четыре года из-за неравноправного союза очень много потерял в экономике, в торговле, в малом и среднем бизнесе, в ценах, по социальным делам и так далее. Эти факты признавались не только экспертами, не только независимыми экономистами, но и самими представителями наших казахстанских государственных органов: будь то правительство, будь то парламент. Это – общеизвестный факт.
В концепции Евразийского экономического союза первый крупный минус заключается в том, что все эти проблемы, которые были в Таможенном союзе, не устранены. Многие из них – весьма кабальные для Казахстана - как были, так и остались. И не устранив эти проблемы, еще более углублять интеграцию - любая интеграция является передачей части суверенных национальных полномочий в наднациональный орган – это, как мне кажется, одна из главных ошибок. Любой процесс, если он изначально пошел неправильно, то напрашивается логический вывод, что хотя бы надо устранять эти ошибки.
- Чтобы не быть голословным, вы можете привести конкретные примеры, которые могут подтвердить эти ваши утверждения?
- Например, Единый таможенный кодекс – главный документ Таможенного союза, по которому они торгуют между собой и с окружающим миром. Он на 92 процента состоит из российских таможенных пошлин, которые адаптированы для российской экономики, но не для казахстанской и белорусской. То есть, посредством этих таможенных пошлин, казахстанская экономика отгородилась от всего остального мира высокими российскими таможенными пошлинами.
Проще выражаясь, наши граждане, наши предприниматели были поставлены перед дилеммой: либо покупать неконкурентоспособный, морально отсталый российский хлам как, например, российские «Лады» - по более или менее пригодной цене, либо покупать качественное, импортное, но втридорога. Все мы оказались заложниками этой ситуации в результате Таможенного союза.
Либо взять наднациональный орган, который руководит тремя странами, входящими в Таможенный союз. Он называется Таможенной комиссией. Возглавляет ее российский представитель – Виктор Христенко, прежний вице-премьер российского правительства. Три четверти сотрудников этого наднационального органа – это российские граждане. Все решения принимаются большинством голосов. При этом большинство голосов – две трети – также принадлежат России. А Казахстану и Беларуси вместе принадлежит одна треть голосов.
Если продолжить этот ряд, то по многим параметрам, даже при существующих кабальных условиях для Казахстана, Россия не соблюдала в полной мере принятые ею обязательства, когда дело касалось об ущербе для ее экономики. Мы, например, в ущерб себе запускали российские предприятия, их товары и так далее, но когда дело касалось нескольких выгодных экспортных позиций, то российская сторона тут же выставляла нам кабальные условия либо выдуманные, высосанные из пальца препятствия, чтобы наши товары не проходили на российский рынок.
Сколько запретов было на казахстанское мясо, на казахстанскую алкогольную продукцию, на наши кондитерские изделия?! То есть из пальца высасывались какие-то причины: где-то нашли какой-то микроб, либо на границе останавливали наши фуры с казахстанскими конфетами, заставляли под надуманными предлогами выгружать, объясняя это тем, что наши машины не проходят по каким-то стандартам на российских автодорогах. Хотя - одни и те же дороги. Заставляли казахстанских предпринимателей нанимать российских перевозчиков, туда перегружать. Понятное дело, это сказывалось и на времени, и на сроках, и на стоимости транспортно-логистических издержек, в конце концов – на конкурентоспособности цены.
Таких моментов было много и в отношении казахстанской продукции, и белорусской продукции. То есть, игра шла в одни ворота. Таких примеров можно приводить десятки.
Такие технические моменты торгово-экономического плана, которые были в Таможенном союзе, не устранены до сих пор. Это – в чисто экономическом ключе.
- А в политическом ключе?
- В политическом ключе, повторюсь, любая интеграция подразумевает передачу части национальных полномочий. Для Казахстана – небольшого, в общем, государства – это чревато. Интеграция подразумевает создание единого государства, единого целого. И создавать такое единое целое, единое государство со страной, которая более чем в десять раз превышает нас в демографии, по экономическому потенциалу, военно-политическому потенциалу – это само по себе весьма чревато последствиями.
Есть и политические риски. При сближении с Россией и Беларусью в рамках Таможенного союза ущемляется принцип многовекторной политики Казахстана, который не должен ограничиваться в рамках этого принципа одними лишь связями с Россией и Беларусью, закрываться от остального мира.
События последнего года, особенно вокруг Украины, весьма напрягли отношения между Россией и западными странами. Однобоко поддерживая Россию, союзничая с нею, мы ставим свое государство в весьма уязвимое положение. Два государства из трех, входящих в Таможенный союз, ныне и в Евразийский экономический союз, находятся под международными санкциями. Длительное время в таком положении находится белорусский режим Лукашенко.
С этого года в положении международной обструкции находится Россия. Включаясь в эту компанию, мне кажется, экономику Казахстана ждут всевозможные издержки. Из-за событий в Украине и аннексии Крыма, Россия сейчас терпит колоссальные убытки: уход капитала из России, закрытие предприятий, колоссальные деньги идут на поддержку сепаратистских движений. Часть этого ущерба посредством Таможенного союза и Евразийского экономического союза ляжет на плечи Казахстана. Это тоже мы должны учитывать.
То есть заваривает всю кашу не Казахстан, а совершенно другая страна, но политические, экономические и прочие издержки посредством этих интеграционных объединений поднимать придется и Казахстану, казахстанским налогоплательщикам, казахстанскому малому и среднему бизнесу.
- Вы проповедуете изоляционизм для Казахстана?
- Поскольку интеграция сама по себе, как я уже говорил, подразумевает передачу части национальных полномочий, мне кажется, Казахстану не стоит спешить в этом плане к интеграции ни с одним государством - будь то Россия, будь то Китай – ни с кем.
Отказ от интеграции или воздержание от нее не означает того, что мы с этой страной не собираемся сотрудничать. Сотрудничество – оно было и есть. Весь мир так поступает. И нам надо так поступать с нашими соседями - будь то с Россией, Узбекистаном, Китаем и другими – торговать, сотрудничать, взаимодействовать, обмениваться инвестициями, подписывать соглашения.
Но при соблюдении самого главного принципа – сохранения собственного политического суверенитета и независимости, вести это сотрудничество на равных, придерживаясь буквы международных законов, а именно: невмешательство во внутренние дела, равноправие, взаимная выгода, предсказуемость и так далее. В этом случае, мне кажется, нет никаких препятствий, чтобы Казахстан поддерживал сотрудничество, добрососедские отношения со всеми странами по внешнему периметру, конечно, прежде всего с Российской Федерацией.
Большой вопрос – готово ли нынешнее российское руководство вот к такого рода равноправным, подчеркиваю, равноправным и взаимовыгодным отношениям? Пока что в рамках Таможенного союза у нас получается игра в одни ворота.
- Есть ли другие причины, например, культурные, которые объективно препятствуют интеграции Казахстана с другими государствами?
- Причин, конечно, много. Но сейчас, то, что касается Евразийского экономического союза – больше говорит об экономической и политической составляющей. Конечно, есть и культурно-гуманитарные моменты, и информационные моменты, многие из которых Россия (и лично Путин) хотела внести в Евразийский экономический союз. Например, было очень много разговоров о введении единой валюты, о совместной охране границ, о создании единого информационного пространства, о введении общего гражданства. То есть, были попытки вот эти все моменты, олицетворяющие государственный суверенитет, таким образом растворить в рамках единого государства.
Как мне кажется, та общественная реакция в Казахстане, которая была весьма критичной в отношении такого рода объединения, побудила наших переговорщики убрать подобные интеграционные планы из заключительной версии договора о создании ЕАЭС.
Тем не менее, эти риски остаются. Они были и раньше. Это – информационное давление со стороны России на Казахстан. Фактически сейчас на окружающий мир и на то, что происходит на постсоветском пространстве, мы продолжаем смотреть через российскую призму, кстати, весьма искривленную. Она носит не только весьма агрессивный характер в отношении других соседей, например, Грузии или Украины, но и временами обращены непосредственно против Казахстана. И это транслируется по нашим средствам массовой информации, по нашим кабельным каналам.
Я имею в виду заявления того же Жириновского о том, чтобы присоединить Центральную Азию к России, заявления Лимонова о том, чтобы присоединить Северный Казахстан к России. Все эти высказывания – весьма крамольные – напрямую и в открытую звучали через наши интернет-источники и через телевизионные каналы. Не это ли информационная агрессия?! Не это ли информационная зависимость Казахстана от соседней страны?! Тем более, это происходит в XXI веке, когда многое зависит от информации.
Есть еще вопросы культурно-гуманитарного, образовательного, военно-политического плана.
- Есть ли основания для опасений в том, что Казахстан уже сегодня частями теряет свой суверенитет, например, через тот же договор с Россией о создании единой системы ПВО? Не могут ли подобные соглашения привести к тому, что казахстанцы, однажды проснувшись, обнаружат, что Казахстан абсолютно утратил свой суверенитет?
- Конечно же, такие опасения имеют место. Военно-политическая безопасность любого государства - это, прежде всего, его национальный интерес, его государственная позиция, и такая безопасность кроме данного государства, кроме данного народа и общества никому не нужна. Нельзя надеяться на то, что какой-то старший брат придет и защитит. В истории было много примеров, когда любые гарантии, любые обещания не стоили выеденного яйца, не стоили дороже той бумаги, на которой они были прописаны.
Например, пакт Риббентропа-Молотова или последние события, когда Россия сама отказывается от своих же гарантий, данных ею Украине – от Будапештских соглашений, от Заключительного Хельсинского Акта ОБСЕ, от ядерных гарантий безопасности. Мало того, что Россия отказывается от гарантий безопасности, она сама выступает агрессором.
И здесь, мне кажется, уповать на то, что такое государство в час «Х» не обратит свой потенциал в своих интересах – это очень рискованно. Это альфа и омега международных отношений, когда каждое государство заботится о своих интересах. Нельзя надеяться на то, что безопасность Казахстана могут обеспечить какие-то бумажки. Десятки соглашений сейчас пересматриваются, многие из них, повторюсь, не стоят выеденного яйца. Уповать на то, что они помогут сохранить независимость – это в какой-то степени детский лепет, очень наивно так полагать.
В свое время российский император Александр III говорил о том, что единственными союзниками России в этом мире являются только армия и военно-морской флот - что у России есть всего два союзника. Так и Казахстан: если мы действительно заботимся о своем суверенитете, о нашей безопасности, надо понимать, что никто, кроме нас самих этим заниматься не будет. Не надо уповать ни на кого. И конечно, целенаправленно, планомерно, комплексно заниматься усилением обороноспособности Казахстана.
Просмотров материала: 2 043