Свою гипотезу о месте зимовки и захоронения Ибрая Алтынсарина выдвинул доктор филологических наук Алмасбек Абсадык, передает kstnews.kz. Учёный опирался на воспоминания Абдулгали Балгимбаева, Фёдора Соколова и Николая Ильминского, а также на исследования известного историка Бекежана Сулейменова.
В трёх верстах от города
С советских времен устоялось мнение о том, что зимовка Алтынсарина находилась близ нынешнего села Мичурино, рядом с так называемым Инспекторским озером. Ключевая фраза: «Просветитель был похоронен на родовом кладбище вблизи зимовки». Однако до сих пор это утверждение не рассматривалось с научной точки зрения с учетом архивных материалов и воспоминаний современников. Что говорить, если даже такая ценная книга Николая Ильминского, как «Воспоминания об Алтынсарине», прошла через сито советской цензуры. Поэтому многие сведения об Учителе были искажены или просто не дошли до широкой публики. Это касается и места проживания, и захоронения Алтынсарина в Костанае.
Дело в том, что сегодняшнее представление об этом противоречит воспоминаниям современников – Балгимбаева и Соколова, – которые работали с Алтынсариным и часто бывали у него дома. Например, Абдулгали Балгимбаев был учеником Алтынсарина. Как близкий человек, он нередко гостил в доме своего учителя, а когда тот сильно заболел, ухаживал до последних минуты жизни.
Балгимбаев вспоминает: «В 1883-1884 годах И. Алтынсарин переехал из Тургая в аул кипчакского рода Алтыбас, где жили его братья Оспан, Омар и другие близкие родственники. Здесь он построил себе 5-6 комнатный дом на левом берегу реки Тобол, примерно в 1,5-2 км от Костаная. Рядом с домом был глубокий пруд, из которого брали питьевую воду».
Со слов Балгимбаева мы четко знаем, что зимовочный дом Алтынсарина находился на левом берегу Тобола, недалеко от Костаная, примерно 1,5-2 км (три версты по старому) от города. Запомним этот факт для дальнейшего понимания.
Вот что написал заведующий Костанайской школой Федор Соколов о последних месяцах жизни Ибрая: «Жил он на зимовке, что в трех верстах от Кустаная. Алексей Килячков и я почти ежедневно пешком похаживали к нему и прелестно время проводили, то в беседах, держа в руках по чашке кумыса, то в чтении».
По свидетельству Соколова зимовка Алтынсарина также находилась в трех верстах от Костаная и они часто ходили (не ездили. – Прим. авт.) к нему домой. В строках Балгимбаева и Соколова отсутствует когнитивное понятие «за Тоболом», которое в то время широко употреблялось и подчеркивалось людьми.
Шахринка
Изучив эти записи, профессор Сулейменов констатировал: «В 1883 г. местом пребывания Алтынсарина стал Кустанайский (Николаевский) уезд. В родном местечке в Аракарагайской волости (в трех километрах от Кустаная, на сгибе реки Тобол, на островке, где имелось небольшое озеро, получившее впоследствии название «Инспекторское», он построил деревянный дом с железной крышей, где жил и работал до самой смерти».
Опираясь на эти свидетельства и современные снимки со спутниковой карты, мы можем предположить, что зимовка Алтынсарина находилась на южной стороне города, на полуострове, где русло реки Тобол сворачивается широкой дугой. Сейчас на этом месте расположен дачный кооператив «Садовод». На спутниковой карте хорошо видно, что здесь берег Тобола рисует дугу, и здесь же находится озеро Шахринка (возможно, это и есть настоящее Инспекторское озеро). Все описания современников о зимовке Ибрая с географической точки зрения (левый берег, расстояние от города, берег дугой, озеро) совпадают именно с этим районом.
Теперь тем же способом изучим место, что принято считать зимовкой Алтынсарина сегодня. С учетом географического расположения и расстояния от города оно абсолютно не совпадает с описаниями Балгимбаева и Соколова. Во-первых, эта точка находится на правом берегу Тобола, во-вторых, расстояние от нее до города отнюдь не три версты. В третьих, то, что сейчас называют Инспекторским озером, вовсе не озеро, а приток реки.
Остается резюмировать, что зимовочный дом Ибрая Алтынсарина, по моему предположению, находился на левом берегу Тобола, на островке, где сейчас расположено СО «Садовод». Отсюда второй вывод: если зимовка Учителя находилась на левом берегу, то, значит, что и похоронен он был тоже на левом. Попробуем разобраться и с этим вопросом.
Куда исчез памятник?
Для этого нам следует вновь обратиться к воспоминаниям современников Ибрая. На похоронах Алтынсарина присутствовали вышеупомянутные учителя Ф.Соколов с двумя коллегами (один – Алексей Ильич Килячков, другой – известный нам лишь под инициалами А.В.Т.) и А.Балгимбаев, который жил во время болезни Алтынсарина в его доме.
Федор Соколов писал: «Последние же три дня Иван Алексеевич (так русские именовали Алтынсарина) совсем лишился сознания, не видел, не слышал и ничего не говорил, и 17 июля, в 11 часов дня, скончался. На другой день его похоронили недалеко от зимовки, рядом с его отцом, на берегу реки Тобол... А.В.Т., А.И.К. и я приезжали на зимовку, чтобы последний раз проститься с родным человеком, но, несмотря на нашу просьбу, были не допущены и уехали ни с чем... При похоронах никого из русских не было, кроме нас, учителей, да и мы должны были находиться в отдалении: киргизы смотрели на нас, как на нежеланных людей при этом обряде, даже некоторые подходили к нам с вопросом: «Какое дело есть у Вас?».
Не заостряя внимания на специфике мусульманских похорон в этом рассказе, сосредоточимся на заявлении Соколова: «На следующий день его похоронили недалеко от зимовки, рядом с отцом, на берегу реки Тобол». Выходит, что его похоронили на левом берегу Тобола. Если бы Алтынсарина похоронили у Инспекторского озера на другом берегу реки, то образованный учитель Соколов наверняка написал бы, что Алтынсарина похоронили «за Тоболом».
А теперь, если предположить, что дом Учителя находился на территории СО «Садовод», то становится ясно, где искать могилу. На левом берегу Тобола расположены два мусульманских кладбища. Одно мусульманское кладбище возле Наримановского рынка, другое – старое кладбище – на улице Маяковского по дороге в КЖБИ. Рядом с последним находится христианское кладбище, образовавшееся после расширения города за лог Абильсай. Абильсай – первоначальная граница поселения Кустанай.
На спутниковой карте видно, что эти два кладбища находятся неподалеку от предполагаемой зимовки Алтынсарина (район дач «Садовод»). Мусульманское кладбище напротив Наримановского рынка – на расстоянии 3 км, старое кладбище на Маяковского – на расстоянии 1,5 км. Несомненно, эти расстояния значительно сокращаются при движении по грунтовой дороге.
Ближе к зимовке старое городское кладбище. Оно расположено на высоком месте, на холме, похожем на старый берег поймы реки. Если представить местность без дачного участка, то вот оно – ближайшее место захоронения близ зимовки.
Еще одну важную информацию о могиле Алтынсарина можно найти в воспоминаниях Г. Балгимбаева. По его словам, на могиле Алтынсарина в свое время был установлен каменный памятник с названием его племени, именем и датой смерти. А также земляки намеревались поставить большую плиту со стихотворной эпитафией. По этому случаю известный поэт Н. Наушабаев сочинил стихотворение из трех куплетов.
К сожалению, у нас нет информации, действительно ли была установлена большая плита со стихами, посвященными Алтынсарину. Но небольшой памятник с указанием рода, имени и времени жизни не должен был бесследно исчезнуть. Если Ибрая похоронили близ села Мичурино, почему он не был обнаружен именно там? Где памятник мог затеряться быстрее – в городе или в степи? По логике, первый случай вероятнее.
Версия о том, что зимовка Ибрая Алтынсарина, как и его могила, находилась не на правом, а на левом берегу Тобола, близ нынешнего дачного кооператива «Садовод», имеет право на жизнь, потому что подтверждена неоспоримыми историческими доказательствами.
Просмотров материала: 685