Демократическая страда обещает горячие баталии первых прямых выборов в стране.
Древнегреческий философ Аристотель, живший еще в четвертом веке до нашей эры, прославился не только тем, что был учеником еще более древнего Платона, или тем, что воспитывал самого Александра Македонского! Еще более Аристотель почитаем как основоположник формальной логики, прародитель философского лексикона и стиля научного мышления. Изреченная им двадцать пять веков назад «нетленка» здравствует и поныне: «Человек это общественное (социальное) животное, наделенное разумом». И нам с этим «клеймом» приходится жить…
Древнегреческие «корни» казахского аула
В нашем двадцать первом веке никто не будет спорить с формулировкой Аристотеля о «животности» человеческого естества, которое в зависимости от социального положения вечно чем-нибудь недовольно! Если зима – холодом, в дождь – мокротой, в лето – зноем. Мы перманентно недовольны ценами, своим доходом, соседской машиной и так далее. Опять же в зависимости от социального опыта мы бурчим о недостатке/избытке диктатуры или демократии (нужное подчеркнуть). Одно хорошо, что в отличие от некоторых других «горячих» точек ареала человеческого существования, в Казахстане такое политическое недовольство выражается не очень агрессивно. Кстати, вышеприведенное выражение Аристотеля использовано им в сочинении, которое так и называется «Политика».
И вот древнегреческие корни начинают (для кого-то наконец-то!) прорастать и в наших провинциях!
Всезнающая статистика посчитала, что в Казахстане официально существует 2 345 (удобно для запоминания, правда?!) административных единиц – сел, поселков сельских округов и городов районного значения – где по штату полагается руководитель – аким. В более чем трети из них – 836 адмточках – этот аким будет избираться именно в августе текущего года. Данная цифра сложилась из того, что именно у стольких сельских руководителей истекает официальный четырехлетний срок акимства.
В следующем 2022 году закончатся полномочия у 351 акима, в 2023 году – 499-и, 2024 году – у 585-и и в 2025-м – будут заменены 74 акима, на чем произойдет их окончательная и полная ротация. После чего начнется новый круг…
Главная особенность именно нынешней электоральной кампании и «прямая связь» с Древней Грецией – это первые прямые выборы акимов местным народом. То есть сельского руководителя изберут не местные маслихаты по рекомендации вышестоящего акима, как было до этого с советских времен – а должно выбрать само население. Внедрение такого порядка президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев обещал в своем Послании 1 сентября прошлого года, и он, этот порядок, стал практически возможным после того, как 24 мая глава государства подписал поправки к конституционному закону «О выборах в Казахстане».
И, отметим, что президент обещал применить прямые выборы и на более высоких административных уровнях, если эта система покажет свою эффективность.
Прямая дорога в акимы
С того момента, как глава государства озвучил свое Послание, нашему парламенту пришлось изрядно потрудиться, чтобы относительно понятно прописать необходимые процедуры и регламенты. Попутно пришлось внести существенные корректировки и в другие условия (к примеру, снизить порог прохождения для политических партий на выборах или ввести графу «против всех» – но это всё отдельная тема).
Что касается августовских баталий, то на пост сельского акима могут быть избраны граждане страны старше 25 лет, соответствующие квалификационным требованиям (за основу здесь взят закон о госслужбе).
Любопытная интрига сохраняется в таком моменте. Кандидат в сельские акимы может быть выдвинут от отечественной политической партии и, естественно, опираться на оргструктуру и пропагандистские возможности своей организации. Но может быть и самовыдвиженцем, для чего должен собрать подписи не менее 1% избирателей, имеющих право голосовать. Учитывая немногочисленность местного населения – задача вполне посильная для амбициозных кандидатов.
Закон прямо запрещает одному и тому же лицу быть избранным акимом одного и того же города районного значения, села, поселка, сельского округа более двух раз подряд.
Сами выборы будут объявляться за 40 дней, а проходить за 10 дней до истечения срока полномочий действующего акима. После проведения выборов в течении трех дней подводятся итоги. В течении семи дней после проведения выборов территориальная избирательная комиссия регистрирует избранного акима, после чего он вступает в свои полномочия.
Очевидно, что избранный непосредственно населением аким будет чувствовать себя явно более легитимным и вдохновленным, чем назначенные «сверху». Но и местный народ, в случае недовольства, всегда может инициировать выражение вотума недоверия…
«Морковка» для партий
Основываясь на формальной логике Аристотеля, давайте признаем, что у скептиков, вечно недовольных объемами демократии в Казахстане, существенно сужается аргументационная база. Прямые выборы сельских акимов стартуют уже в августе, чему подтверждением является и бухгалтерия: за второе полугодие на эти цели намечено потратить 4,8 млрд тенге, заложенные в госбюджете.
Правда, у нас еще сохраняется вероятность по прошлогоднему примеру россиян назначить выборные кампании в этих 836 адмточках периферийного Казахстана на один день: и определенная экономия госсредств, и более упорядоченная организация процесса.
Впрочем, если прямые выборы у нас приживутся, целевые трансферты из бюджета через ЦИК будут идти только в нынешнем и следующем году. С 2023 года такое электоральное удовольствие будет оплачиваться из местного бюджета – плюсы этого видятся в том, что станет нагляднее тот заманчивый куш, ради которого кандидаты-конкуренты пойдут на публичное ристалище.
Правда, упаси нас Всевышний от того, чтобы прямые выборы превратились в итоге в гладиаторские бои! Но, согласно той же формальной логике Аристотеля, местному населению нужен крепкий хозяйственник, человек способный обеспечить благополучное развитие региона, а не кабинетный мямля или ленивый отпрыск уважаемых агашек. Отсюда не сложно прийти к выводу, что уже в августе нынешнего года нам потребуется 836 человек с честолюбивыми амбициями.
А поскольку, будем надеяться, у нас таких людей гораздо больше – между ними явно будет конкуренция. И самые предприимчивые кандидаты наверняка пойдут выдвигаться от политических партий. Как ни верти, а организованная сила может стать существенным аргументом и даже залогом скорых позитивных преобразований на селе.
В свою очередь у общественных организаций наличествует прямой интерес в обретении реального человеческого ресурса, делающего легитимным самые высокие политические цели. Кстати, по закону если аким затем откажется от членства в выдвинувшей его партии, то он сразу автоматом лишается своих полномочий – крепче связующей пуповины, пожалуй, и не придумать!
Безусловно, текущая ситуация наиболее удобна партиям, которые уже присутствуют в парламенте: это «Нур Отан», «Ак жол» и Народная (бывшая Коммунистическая). Их представители принимали непосредственное участие в подготовке новых законодательных правил и им лучше всего известны все нюансы грядущей электоральной кампании. Еще три официально зарегистрированных в стране общественных объединения – «Ауыл», «Адал» и ОСДП – в той или иной степени участвовали в недавних парламентских выборах, а потому еще не должны были совсем «остыть», чтобы не захотеть прирастить свою партийную силу. Для них настал тот самый «момент истины», когда нужно и должно «идти в народ», в каждую провинцию, село.
Особенно тем, кто прежде этим не блистал…
Нурлан Махмудов,
Специально для Матрица.kz
Просмотров материала: 655