Ректор Казахстанской Инновационной Академии Берик Кадыров рассказал о проблемах в сфере образования в интервью YouTube-каналу “Қасқа жол”.
- Берик Кайыпканулы, оказалось, что многие выпускники Казахстанской Инновационной Академии, ректором которого вы являетесь, работают в учреждениях при министерстве финансов. К примеру, какой процент налогового комитета они составляют?
- В данный момент мы не можем предоставить точные цифры. Большая часть студентов при производственной практике выбирают налоговую инспекцию и банки.
- Главы самых крупных банков являются выпускниками КАИ. О каких банках идет речь?
- В Семее больше половины сотрудников Хоум Банк и Банка ЦентрКредит - наши выпускники. Среди них есть ряд руководителей отделов и ведущих специалистов. Банк ЦентрКредит является филиалом кафедры бизнеса и управления при нашей академии. Банк находится в тесной взаимосвязи со студентами, также он предлагает нам различные варианты по производственной практике.
- В чем секрет успеха академии в сфере финансов? Какие специалисты преподают в вашей академии?
- Секрет успеха заключается в том, что мы работаем в тесной связи с финансовыми организациями. Мы уделяем особое внимание самостоятельности. Выбор дисциплин и компетентности обсуждается в присутствии студентов и работодателя.
Создаются специальные рабочие группы, которые готовят структуру образовательных программ. Сейчас мы делимся со своими студентами о компетенциях, которые актуальны в данный момент, а также о требованиях налогового комитета.
- Вы рассказали о том, что программы были подготовлены совместно с производствами и банками. Есть ли необходимость в том, чтобы проходить практику на протяжении года?
- В банках раньше можно было проходить стажировку. Выпускники должны были пройти 3-6 месячную стажировку. Мы обсудили данный вопрос с работодателями. Получается, если студент прошел производственную практику, можно считать, что он прошел стажировку.
Еще один нюанс: Банк ЦентрКредит принимает студентов на практику на платной основе. Студент также имеет возможность дальнейшего трудоустройства.
В Семее есть некая база кадров, это можно назвать устоявшейся традицией. Самый первый коммерческий банк появился в Семее в 1988 году. Этот процесс можно назвать первенством в финансовой сфере. Поэтому можно сказать, что Семей оставил свой след в подготовке сильных кадров в сфере финансов.
- Вы готовите совместные программы для производств, обучаете специалистов. Каких специалистов вы готовите?
-В данный момент Министерство образования и науки предоставил большую методическую инструкцию. В нашей образовательной программе не больше 14 специальностей. Мы готовим бухгалтеров, экономистов, психологов и юристов. В данный момент у нас преобладает сфера туризма. Это направление сейчас развивается по правильному пути. Мы ведем переговоры с туристическими компаниями и приглашаем специалистов на лекции. Так мы привлекаем к работе практиков согласно последним реформам Минобразования.
- Министр поручил развивать дуальное обучение. Какие работы ведутся в комбинировании практики и теории в данный момент?
- Не могу сказать, что мы полностью ввели дуальное обучение, но мы пользуемся его некоторыми элементами. В Казахстане дуальное обучение только начинает свое развитие.
Самой продвинутой страной в данном направлении является Германия. Любое производство в Германии может взять под свое крыло учебное заведение и принять студентов на практику по своему направлению.
Сейчас в дуальном обучении рассматривается следующий вопрос: стаж работы должен быть записан в трудовой книжке студента. Мы считаем, что это очень эффективное решение. Также мы считаем, что привлечение практиков в сферу туризма тоже отличное решение. В нашей академии преподает директор компании “Пальматур”. Он проводит практические занятия на базе своего произдводства.
- Какой процент выпускников 2020 года смог трудоустроиться?
- В 2020 году во время пандемии 75,53% выпускников нашли работу. Если говорить о выпускниках магистратуры, то - 85,65.
- Пандемия сильно повлияла на сферу образования. Не готовите ли вы сейчас неквалифицированных и невостребованных специалистов? Какую платформу вы сейчас используете для дистанционного обучения?
- Пандемия показала плюсы и минусы всех учебных заведений. Сейчас мы пользуемся платформой “Мудл”. Мы ввели туда свои корректировки. В самом начале были промахи - сначала из-за скорости интернета, потом из-за качества контента.
В начале нового учебного года Минобразования подготовил большую подборку рекомендаций. Пользуясь ими, мы улучшили качество контента. После этого у нас больше не возникало никаких проблем.
- Для введения данных технологий во время карантина, наверное, ушло очень много средств. Не ушли ли вы в убытки? Сколько средств вы потратили?
- Программные технологии далеко не дешевые. Ушло очень много средств, но затраты себя оправдали. Если сравнивать с прошлым годом, расходы увеличились на 70 процентов.
Качественный уровень образования показывает, насколько оправданы средства. Процесс образования должен быть беспрерывным, контент должен быть качественным, нельзя допускать никакие пропуски для студентов.
- Не пришлось ли вам увеличить сумму оплаты на обучение или урезать зарплату преподавателям из-за убытков?
- Ничего из этого мы не делали. Студентам была дана возможность ежемесячной оплаты обучения. Зарплаты выплачивались без опозданий.
- Вы не получаете государственные гранты, но у вас есть заказы с производств. Какие образовательные гранты вы предоставляете?
- У нас есть местные гранты. Их объем вырос по сравнению с прошлым годом. И мы работаем напрямую с несколькими региональными производствами. Мы готовим специалистов в основном для региона.
Каких кадров у нас не хватает? Мы впервые подняли этот вопрос на уровне областного акимата. Тогда выяснилось, что у нас не хватает специалистов в области туризма. Были выделены гранты из местного бюджета.
Также было выделено 800 грантов по программе “Рухани жаңғыру”. Студенты, которые обучались по данному гранту, уже выпустились. С 2018 года учредителями была введена программа “Туған жерге тағзым”. Согласно данной программе, для талантливых выпускников и абитуриентов, получившим высокий балл на ЕНТ, было выделено 28 мест для для дальнейшего обеспечения кадров.
- Что вы можете сказать о коррупции? Пропускают ли ваши студенты занятия и закрываются ли сессии с помощью денег? Или вы искоренили такую тенденцию?
- Работа по профилактике коррупции должна вестись в каждом учебном заведении. Мы контролируем все процессы обучения. На сайте академии указаны почтовые адресы всех управляющих отделениями и заведующих кафедрами.
Мы подготовили ящики доверия совместно с представителями местного молодежного крыла “Жас отан”. Каждый месяц мы рассматриваем все поступившие жалобы. Также мы проводим такие акции как “Таза сессия, таза қол”.
- Как вы относитесь к тому, что сфера образования превращается в бизнес?
- Если честно, я не согласен с данным высказыванием. Этот вопрос обсуждается не только у нас, но и в других странах. Если рассмотреть мировую практику, можно прийти к выводу, что сфера образования не приносит доходы, она не рентабельна. Наоборот, там больше расходов, трудиться в этой сфере очень тяжело.
К примеру, есть производства, которые выпускают обувь. Обувь является продуктом на рынке, здесь можно говорить о бизнесе. Наш продукт это - наши студенты. Соответственно, мы выпускаем их на рынок.
Есть еще одно мнение: абитуриент является клиентом вуза. Но нашим основным клиентом является работодатель. Для кого мы готовим кадры? Наши кадры это те, кто движет общество вперед, они развивают нашу экономику.
- Министерство образования обязало университеты выдавать дипломы собственного образца. Вы уже успели его внедрить? Что нам даст эта реформа? Какие у вас будут дипломы?
- Этот вопрос сейчас очень активно обсуждается и есть разные мнения. Во-первых, закон о дипломах собственного образца был принят еще давно. Работа в данном направлении должна начаться с этого года. С 2021 года мы будем выдавать такие дипломы. Министерством было выдано методическое руководство.
Каждый вуз разрабатывает дизайн диплома самостоятельно. Мы заказали разработку диплома на банкнотной фабрикие Нацбанка. Мы определились с дизайном и подписали договор, а регистрационный номер для дипломов выдается министерством образования. То есть для фальшивых дипломов уже поставлен заслон.
- Из-за того, что границы с России и Казахстана близки, многие выпускники имеют возможность обучаться в соседней стране. У вас идет борьба за абитуриентов?
- Да, такая тенденция действительно есть. Во время пандемии у нас решается вопрос об увеличении грантов и привлечении кадров. Мы стараемся предотвратить утечку абитуриентов не только в крупных городах, но и в соседних регионах.
Также мы должны развеять миф о том, что уровень образования в России выше. Практика показала, что выпускники наших вузов успешно устраиваются на работу в России.
- Имеются ли у вас филиалы в других регионах? Правда ли, что студенты обучающиеся в маленьких городах России, имеют возможность получить российское гражданство?
- В целях предотвращения ухода наших абитуриентов за рубеж мы рассматриваем вопрос открытия наших филиалов в Томске и Барнауле. А студенты сами решают, стоит ли им оставаться там после обучения или возвращаться к нам.
В России тоже увеличивают количество грантов и рассматривается возможность получения гражданства для того, чтобы привлечь как можно больше абитуриентов. Мы считаем, что наша талантливая молодежь должна работать у нас. Мы будем работать в данном направлении и будем поднимать уровень образования.
- По какой причине был создан специальный департамент по связи с общественностью?
- Главной целью является работа со студентами. Мы хотим дать им профессиональное направление, ознакомить их с программами. Также для нас важно знать уровень трудоустройства наших студентов. До того как студент оканчивает вуз, ведется несколько работ: делается прогноз о том, куда пойдет работать выпускник, изучается рынок труда, какие есть предложения и так далее.