1 сентября текущего года, в своем послании «Казахстан в новой реальности: время действий», Президент страны отметил о критической важности принятия новых мер по защите прав человека, и в особенности в борьбе с торговлей людьми.
Начиная с 2012 года, трудовое рабство — это растущая проблема для Казахстана. Такие обстоятельства, как нищета и безысходность, перерастающая в желание заработать большие деньги, делают людей уязвимее и доверчивее.
Зачастую они недостаточно осведомлены о своих гражданских и трудовых правах. Иногда же они идут на умышленное нарушение законодательства, с целью уклонения от уплаты алиментов, кредитов и других долгов. Некоторые люди с удовольствием используют это в своих корыстных целях, вынуждая людей к принудительному труду.
Согласно статьи 7 Трудового кодекса Республики Казахстан, принудительный труд означает любую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, для выполнения которой это лицо не предложило добровольно своих услуг.
«Добровольность» в данном случае подразумевает согласие человека на вступление в определенные трудовые отношения, без использования методов принуждения или обмана, где работник в любое время имеет право прервать заключенное соглашение.
Иными словами, в основе найма должно быть свободное и информированное согласие работника, и эти же принципы должны сохраняться в течение всего периода трудовых отношений.
Даже если работник изначально согласился на работу, но затем, в силу определенных обстоятельств решил прервать трудовые отношения, а работодатель ограничивает в правах и не отпускает работника под различными предлогами, используя методы обмана или принуждения, то принцип добровольности теряется.
Понятия «принудительный труд» и «торговля людьми» тесно взаимосвязаны и их очень сложно определить и доказать, ведь эти явления по своей природе скрыты от глаз общественности, однако правоохранительные и государственные органы должны четко понимать и идентифицировать пострадавших от трудовой эксплуатации.
В настоящее время в нашей стране уделяется огромное внимание вопросам обучения сотрудников правоохранительных органов методам противодействия торговле людьми. В то же время, все еще недооценивается роль, которую могут играть инспекторы труда в искоренении и предотвращении принудительного труда, включая торговлю людьми.
Контрольно-профилактическая функция инспекции труда играет роль сдерживающего фактора принудительной эксплуатации при помощи предупредительных и предписывающих методов и административных наказаний. Вся собранная информация вносится в информационную систему и могла бы быть полезной в деле борьбы с принудительным трудом и торговлей людьми.
Так, по Республике более 250 инспекторов труда, которые на постоянной основе контролируют соблюдение трудового законодательства на более чем 430 тыс. предприятиях и организациях, где работает более 6,5 млн. человек. В текущем году инспекторами труда рассмотрено свыше 18 тыс. жалоб и обращений, по результатам проверок выявлено свыше 4,5 тыс. нарушений и наложено 770 штрафов на сумму более 130 млн. тенге, выдано свыше 200 предупреждений.
В отличие от неправительственных организаций и полиции, инспекторы труда имеют доступ к большинству рабочих мест, проверяя условия труда, режим рабочего времени и времени отдыха, своевременность и полноту выплаты заработной платы, наличие трудовых договоров. Имеется у них возможность и для проведения более обширной разъяснительной работы.
Так, в среднем ежегодно по республике проводится около 2000 семинаров, встреч с коллективами, как непосредственно на рабочих местах, так и индивидуально с работниками. Налажена обратная связь в социальных сетях Instagram, WhatsApp, на сайтах инспекций труда размещена вся необходимая информация по осуществлению трудовой деятельности, телефоны горячих линий и контакты руководителей и специалистов. Все это позволяет наладить эффективную систему раннего предупреждения принудительного труда.
Со стороны Министерства труда и социальной защиты населения ведется постоянная работа по формализации и легализации трудовых отношений, определению социального статуса гражданина и паспорта семьи, для чего акиматами регионов проводится подворовый обход и по каждому гражданину определяется статус: работающий, безработный, студент, пенсионер, получатель государственного социального пособия и так далее.
Полученные данные вносятся в информационную базу, которая интегрирована со всеми заинтересованными государственными органами. В рамках цифровизации трудовых отношений свыше 70,0 тыс. предприятий зарегистрировали около 2 млн. трудовых договоров на платформе «Енбек».
В то же время, существуют и проблемные вопросы. Стоит отметить, что в последнее время инспекция труда ограничена в своих контрольных функциях. Не в полной мере выполняются требования ратифицированных Казахстаном конвенций Международной Организации Труда № 81 и 129 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» и «Об инспекции труда в сельском хозяйстве», согласно которым инспекция труда вправе беспрепятственно, в любое время суток посещать организации в целях осуществления контроля и проверки трудового законодательства на предмет соблюдения трудовых отношений и охраны труда.
Это означает, что осуществление таких проверок должно быть регулярным, а деятельность госинспекторов труда не должна ограничиваться количественными и временными характеристиками.
Серьезная проблема для инспекторов труда – это доступ в помещения, где может иметь место принудительный труд. Так, Предпринимательским кодексом четко прописаны основания для внеплановой проверки и профилактического контроля.
Внеплановая проверка должна осуществляться лишь в рамках вопросов, отраженных в обращении и лишь в отношении лиц, подавших обращение. А профилактический контроль без права привлечения к административной ответственности дает право проверять лишь те объекты, которые подходят по критериям оценки рисков, то есть те предприятия и организации, которые в течение года до профилактического контроля допустили грубые нарушения трудового законодательства и лишь в определенных отраслях экономики. В основном это крупные и средние предприятия.
Но ведь как раз на таких предприятиях принудительный труд не встречается вообще, либо используется крайне редко. Можно добавить и проблему действия моратория на проверки малого и микропредпринимательства.
Кроме того, принудительный труд возможен в таких отраслях, как: строительство, сельское хозяйство, работа в качестве домашней прислуги, клининговые услуги и другие, которые зачастую находятся вне доступа инспекторов труда, правоохранительных органов и организаций помощи жертвам принудительного труда.
Мониторинг в этих секторах затруднен ввиду высокой текучести кадров, зачастую связанной с сезонным характером работы, а также со сложными схемами субподрядчиков и частой сменой участков работы, например, в строительстве.
В основном, эти отношения не относятся к трудовым, а контроль за исполнением гражданских договоров - подряда, оказания услуг и т.п. не входят в компетенцию инспекции труда. Другие виды деятельности, такие, как например, труд в качестве домашней прислуги, скрыты от глаз общественности, поскольку происходят в частных домах, закрытых для посещения инспекторами труда.
Также, согласно требованиям закона РК «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц», анонимные обращения в нашей стране не рассматриваются, в связи с чем, многие, узнав об этом, отказываются писать заявления о нарушении их трудовых прав.
По Предпринимательскому кодексу, при регистрации проверок инспектор труда обязан раскрыть имя заявителя, как уполномоченному органу, так и работодателю, приложив копию обращения. Это никак не стимулирует жертв торговли людьми к обращению за помощью ни в инспекцию труда, ни в другие государственные органы.
Еще одной проблемой явилось то, что в результате проводимых оптимизаций государственных органов, местный орган по инспекции труда, призванный осуществлять государственный контроль за соблюдением трудового законодательства, в некоторых регионах подвергся сокращению численности государственных инспекторов труда, присоединению к другим государственным органам, привлечению инспекторов к исполнению несвойственным им функциям и т.п.
Инспекторы труда для оперативного взаимодействия по вопросам борьбы с торговлей людьми зачастую не имеют контактов с правоохранительными органами, не входят в составы межведомственных комиссий по противодействию торговле людьми. В результате, возможно, возникают ситуации, когда инспекторы труда выявляют случаи использования принудительного труда, однако информацию никуда не передают и до уголовного преследования дело не доходит.
На основании изложенного, предлагается предоставить инспекторам труда более широкий мандат на борьбу с принудительным трудом с усилением инспекции труда в целом, в том числе путем увеличения числа инспекторов, их обучения и предоставления им необходимых ресурсов.
Необходимо внесение изменений и дополнений в действующее законодательство, которое позволило бы обеспечить беспрепятственный и круглосуточный доступ к трудящимся неформальной экономики, среди которых можно найти много жертв современного принудительного труда. Также назрела необходимость расширения сотрудничества между инспекторами труда с полицией и другими заинтересованными органами.
Накопленный инспекторами труда опыт и знания могут помочь в вопросах противодействия торговли людьми с целью трудовой эксплуатации, организации рейдовых мероприятий и проведения информационных кампаний. Инспекторы труда могут организовывать обучение, в частности, для профсоюзов, работодателей, неправительственных организаций, сотрудников правоохранительных органов и судей по трудовым вопросам.
Вопросы сотрудничества могут охватывать осуществление систематического мониторинга и проведение совместных с правоохранительными органами внеплановых проверок и рейдов; совместное рассмотрение и принятие решений по обращениям, поступившим по фактам принудительного труда, в том числе от жертв торговли людьми; оперативный обмен информацией; включение в составы межведомственных комиссий по борьбе с торговлей людьми наиболее опытных представителей инспекции труда.
Важными элементами стратегии профилактики торговли людьми считаем усиление разъяснительной работы, информирование работников, работодателей и потенциальных жертв торговли людьми об их правах, проведение семинаров, встреч, освещений в СМИ, социальных сетях информации о деятельности инспекции труда и проблеме торговли людьми.
Разработка на центральном уровне методического пособия для инспекторов труда с целью идентификации пострадавших от трудовой эксплуатации и дальнейшим действиям инспекторов, поможет подготовить квалифицированных сотрудников и не допустить распространения фактов принудительного труда и торговли людьми с целью трудовой эксплуатации в Казахстане.
Кабжамитов Марат Тлеубергенович,
Заместитель руководителя управления труда Павлодарской области
Сейтаева Жанар Секежановна,
Доцент кафедры Института повышения профессионального уровня Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан, к.ю.н., ассоциированный профессор,
советник юстиции
Просмотров материала: 1 331