Айдос Сарым - один из немногих, который может обьять необъятное. Мы говорили и о выборах, о власти и оппозиции, о предательстве и много ещё о чем.
- Айдос, давно мы не брали у тебя интверью по политическим вопросам. Хотелось бы поговорить о многом, о выборах, твоем участии в них и вообще. Мы вошли в Новый год, надо как бы и прошлый год закрыть. Готов?
- Да, пожалуйста.
- Итак, вопрос первый. Каковы, на твой взгляд, главные политические события уходящего года и почему?
- Год был на самом деле очень и очень сложный, пандемийный, но тем не менее в стране происходили интересные события с точки зрения политики.
Прежде всего сама пандемия коронавируса. Не стану повторять многочисленные банальности, связанные с нею. Но сама по себе пандемия много чего изменила и на глобальном, и на глубоко личностном уровне. Главный ее итог – это возрастание цены человеческой жизни, люди все чаще и больше говорили о своем и чужом здоровье, начали заботиться о себе и своих близких.
Во время локдауна у людей появилась новая иерархия и новая шкала ценностей, радостей, люди стали ценить самоочевидные, немного даже подзабытые вещи. Все это оказало довольно сильное влияние на политическую повестку, сильно сверстало политические лозунги и ожидания, на первый план снова вышли социально-экономические требования вроде работы, зарплат, пенсий.
Второе, что можно отметить, это возвращение государства, сильного государства. Политический транзит, начатый в прошлом году, в условиях пандемии стартанул, что называется, с места в карьер. Вроде много чего случилось, много было испытаний вроде Арыси, Мактаарала, Кордая и так далее. Государство не просто выстояло, оно доказало свой, как говорят китайцы, «небесный мандат».
Пандемия, все связанные с ней события, лишь усилили и без того обозначившийся тренд на возвращение государства. В условиях пандемии запрос граждан на сильную власть только вырос. То, что экономика не упала совсем – это результат «засилья государства в экономике», которое все критиковали. Хорошо ли, плохо ли, но то, что многие предприятия и бизнесы зависели от государства, от подрядов, тендеров, закупок в условиях пандемии помогло многим выжить.
Все поняли, что в условиях коронакризиса, который ударил по всем одинаково больно и сильно, нет ни «лидеров», ни «красавцев», нужно сильное государство. Только сильное государство сможет побеждать пандемии, мобилизовать население, организовать помощь людям и так далее.
Третье, связано уже с «возвращением сильного государства»: власть обрела необходимую миссию и уверенность. Вспомним, что государство – это изначально было про войну и защиту. Государство сумело собраться, отмобилизовать все свои ресурсы и сумело, пусть и с ошибками и огрехами, обеспечить защиту своих граждан.
Впервые за долгий период власть перестала быть ведомой за общественным мнением, она стала предлагать и навязывать свою повестку обществу. Власть предлагает свое видение мира, идеологию. Все это далеко не признаки «испуга», «растерянности» власти, о которых любят судачить сетевые хомяки.
Послушаешь иных «товарищей», так вообще, создается впечатление, что власть падет через час, через полтора, а все чиновники и олигархи мечтают добежать до кыргызской границы.
Одновременно сильно поднялись и все страты, которые являются не только опорой нынешней власти, но и вообще любого нормального общества...
- Что ты имеешь в виду?
- Пандемия просто колоссальным образом повысила авторитет учителей, врачей, спасателей, бизнесменов, полицейских, чиновников и так далее. Заметим, что все эти люди в любых обществах являются не просто средним классом, но и становым хребтом общества, они определяют общий климат и создают нормальность и реальность.
В нашей же стране именно эти страты являлись наиболее виктимизированными и стигматизированными, что отчасти привело к некоторой турбулентности в ходе политического транзита. Теперь же все эти страты обрели недостававшую уверенность в себе, в своей миссии, получили самоуважение, этос.
Самое главное, они обрели голос, перестали быть суровым, молчаливым большинством. И любые нападки на представителей этих групп со стороны оппонентов власти, соцсетей будут получать ощутимый окорот, нападать на них как класс, как страту для политиков станет себе дороже.
- Здесь, быть может, уместно будет вспомнить историю с синими тазиками?
- (смеется) Если бы этой истории не было, то ее следовало бы придумать. Совершенно глупый кейс, глупый хайп с фотографией годичной давности. Некто пытался показать, что дескать нынешняя власть не создала за все годы ни одного производства и прочее. Между тем, производства создаются, есть в каждом регионе свои производства, новые предприятия. И когда наш Фейсбукстан ополчился на президента и партию власти за эти самые синие тазики, эффект получился обратный: те же самые менеджеры, сотрудники завода крепко обиделись на оппонентов власти.
Там, если мне не изменяет память, крупное экологичное производство, где работает свыше тысячи человек. В условиях СКО, где население не самое крупное в стране, эта тысяча человек, а также члены их семей, коллеги, подрядчики – это сила. И сила большая. Особенно в условиях не сильно большой явки. И чего добились авторы и хайпожоры?
А представьте себе, что так же по аналогии будут голосовать другие конкретные заводы, фабрики, предприятия! В отличие от нашей веб-тусовки, которая заблудилась в трех соснах и не может даже договориться в двух вещах к ряду, это люди с конкретными интересами, пониманием мира, облеченные ответственностью за людей, которым надо платить зарплаты.
Или взять недавний хайп с известной певицей Ерке Есмахан, которая агитировала в Актобе за «Nur-Otan». На нее тоже пытались навесить всех собак, пытались шеймить. А что вышло в итоге? Есмахан вступила в партию еще три года назад. У нее есть своя аудитория эстрадная, есть многомиллионная аудитория в Инстаграме, аудитории, которых даже близко нет у очень многих даже очень популярных демократических фигур. Эта аудитория ее любит вне зависимости от ее политических предпочтений. А теперь оппоненты власти как бы вытолкнули ее в активную политику, мотивировали донельзя.
Или вспомним, что фейсбучная публика сегодня пытается троллить Розу Рымбаеву, Макпал Жунусову и других известных личностей, которые стали призывать голосовать общество за партию власти.
- А что здесь такого? Они что не имеют права агитировать за ту партию, которую они считают своей? Откуда вот эта нетерпимость?
- Если честно, то у меня есть только одно объяснение: вздорное влияние социальных сетей на обитателей Фейсбукстана и Ютубстана. Люди очень долго сидели в своих эхо-камерах, читали и слушали только тех, кто им близок, понятен. Остальное доделали инструменты и алгоритмы соцсетей, которые имеют свойство сужать круг общения людей.
Произошла любопытная и интересная с точки зрения социальной психологии штука: люди окуклились, ожесточились, обрели своеообразную самомотивацию, свою мифологию. Им начало казаться, что их все абсолютно поддерживают и любят, что их правда является окончательной и конечной истиной, хуже того, некоторые просто не вынесли бремени свалившейся на них «славы» и стали мнить себя «демиургами», «вершителями судеб», «пророками» и «совестью нации».
Поскольку власть долгое время обходила стороной соцсети, они там плотно окопались, могли дружно заклевать любого сомневающегося. Сегодня в ходу такое явление как «информационная сетка». То есть создается пул сайтов, телеграм каналов, аккаунтов, которые очень активны, они активно друг-друга шарят, делают перепосты.
Если ты являешься частью этой экониши, то создается невольное ощущение, что все люди в мире говорят и думают ровно так же, как и ты. Даже если ты имеешь свойство сомневаться, рефлексировать, то вся «сетка» может тебя «поправить», а в худшем варианте просто забанить и зачислить в число «нурботов» и так далее. Явление это не новое, ближайший аналог – это религиозные секты.
- «Сетка» и «секта»: даже звучит очень схоже…
- По сути, большой разницы нет. Человечество вообще очень консервативно в части психологии, механизмов общения, роения и так далее. Современные информационные технологии не сделали мир более умным, самокртичным, думающим. Они лишь ускорили некоторые процессы, сделали реакции моментальными и быстрыми.
И когда такая сетка или секта обретает свою мифологию, свою героику, то и причастные начинают себя мыслить и видеть в каком-то ином свете. Это уже даже не политика, а что-то очень и крайне религиозное. Соответственно, меняется риторика, меняется самоощущение. Люди уже не люди, а «воины света», «ангельское воинство», которому следует снести «силы тьмы», «шайтанство» и прочее. Такой монохром, такое вот черно-белое видение мира совершенно не способствует рациональности, самокритичности и критичности вообще.
Рефлексировать в такой агрессивной, где-то даже кислотной среде становится проблематичным. Поскольку все мы люди, а люди, как мы помним, тяготеют к стаям, к коллективам, то, понятно, что не все готовы выходить за зону комфорта путем разрыва с сеткой-сектой. Нужны какие-то очень большие события и явления, нужны серии разочарований, чтобы люди как-то смогли посмотреть на все со стороны.
Общеизвестно, что люди не любят признавать свои ошибки, радикально пересматривать свое мировоззрение, считать себя неправыми. Легче за всем увидеть еще большие козни «злых сил», еще больше развить конспирологию, которая оправдает их самомнение и заблуждения, снивелирует собственные ошибки, просчеты.
- И эта публика все еще совершенно уверена в том, что завтра, 10 января сумеет «обнулить» партию власти!
Ну, как мы видим, таких не так уж и много. Даже среди вчерашних истовых «обнулителей» есть вполне рациональные, рефлексирующие люди, которые выражают сомнение в возможности такого исхода.
Но базово, давайте проясним немного ситуацию. Как показывают многие опросы, как открытые, так и закрытые, в стране есть недовольные, оппозиционно настроенные к власти люди. Это совершенно нормально, это все признают и понимают. Было бы тревожно за страну, если бы таковых не было, это было бы тревожной симптоматикой. По разным оценкам, число таковых можно оценить в 15-20 процентов. Такое же число людей проголосовало в 2019 году за оппозиционного кандидата Амиржана Косанова на президентских выборах. При этом, как показывают данные социологии, речь идет далеко не об однородной массе людей, речь не идет о монолите народного гнева, если можно так сказать.
Этиология протеста в нашей стране разная: есть абсолютно и совершенно твердые оппоненты власти, которые готовы свой протест оформлять в виде митингов, акций протеста, каждый день поливать власть в социальных сетях. Есть люди, которых можно отнести к оппозиции, которая тяготеет к институциональности: они готовы ходить на выборы, голосовать против власти, но при этом не сильно спешат идти на площади, нарушать нормы закона. Есть масса просто «недовольных», «рассерженных», которые еще не приобрели никаких политических убеждений, но смутно понимают, что «все надо менять».
Есть и своеобразное «оппозиционное болото», которое само ничего делать не будет, но будет радо если кто-то сделает всю работу истории, свергнет власть. То есть все зависит от нюансов, глубины опросов и многое станет понятным.
Даже при всей предубежденности нашей публики в отношении отечественной социологии, у меня нет оснований не доверять хорошим и крепким исследованиям, которые ведутся в «закрытом» режиме. Поверьте, власть далеко не глупа и не настолько самонадеянна, чтобы заказывать для собственных нужд и потребностей абсолютно аллилуйные социологические исследования. Есть и масса других видов исследований, которые связаны с анализом соцсетей, активности и вектора запросов в поисковиках.
- Надо полагать, что такие исследования все же существуют, что они изучаются, анализируются. Но почему тогда мы не видим этих исследований?
- Для меня, поверьте, это тоже загадка. Есть понятия конфиденциальности, закрытости, но, на мой взгляд, ничего сверхвыдающегося или сверхужасного в таких опросах нет. Нам надо будет после предстоящих выборов всем обществом вкладываться в гуманитарные науки, чтобы на выходе получить хотя две-три очень релевантные, сильные социологические службы, которым могли бы доверять если не все, то хотя бы мыслящий класс, политический класс.
Это, кстати, тоже залог стабильности, когда есть пара центров, которые не дают «хулиганить с цифрами» партиям, властным структурам. В России есть тот же «Левада-центр», который долгое время выступал неким эталоном, а цифры других структур попросту не могли сильно и аномально превышать данные левадовцев.
Понятно, что все течет, все меняется и в России, но нечто подобное нам всем нужно. Хотя бы для того, чтобы политические субъекты и потенциальные участники политического процесса могли сколько-нибудь правильно измерять свои возможности и амбиции.
А в отсутствии таких социологического эталона, у всех людей есть соблазн громче крикнуть и заявить «Меня весь народ поддерживает», хотя весь его «народ» - это мама-папа, четыре друга раздолбая и его паства из социальной сети. Люди могут спокойно отсидеть 15 суток, но не могут отличить реальную поддержку, готовность людей активно действовать и платить за свой выбор от потока лайков-дизлайков.
- С этим всем трудно не согласиться, но вот эта мессианская уверенность в том, что за ними правда, сила, Бог – это ведь не только про соцсети. Наверное, следует полагать, есть и что-то другое. Почему одни уверены в том, что «Нур-Отан» получит, скажем, только пять процентов, а он или они – все остальное? Откуда уверенность в том, что люди не будут голосовать за партию власти вообще, только из под палки?
- Честно, я даже не берусь отвечать на этот вопрос. Я не являюсь исповедником или психотерапевтом этих людей. Вы ведь правильно заметили про «мессианство». А «мессианство» - это все, повторяюсь, про религию и религиозное сознание. Кто из нас видел Бога? Был в аду или раю? Кто вернулся и рассказал, что есть «тот свет» или его нет? Люди верят и верят.
Наверное, число верующих в Бога будет отличаться в зависимости от среды. Скажем, в мечети или церкви в Бога будут верить все, а в самолете и вовсе не бывает атеистов! Или, скажем, в университетской, научной среде атеистов и агностиков будет на порядок больше.
Поскольку люди в наше время все больше и больше ищут свою среду, общество все больше сегментируется, многое зависит от того, в какой именно «сетке» ты находишься. Абсолютных кумиров, абсолютных носителей истины сегодня в стране нет. Нет ни одного человека, аксакала, кумира, слово которого было бы словом для всей нации.
Желающих стать старцами, пророками, кумирами пруд пруди, но далеко не все тянут на это. Не то, чтобы у нации не осталось «совести», просто «совестей» стало очень много, много разных взглядов на одни и те же вещи есть. Отсюда сложности у любой пропаганды: хоть оппозиционной, хоть провластной.
Просто в силу иерархии, организованности, вертикальности, ресурсности у власти больше возможностей получать реальные оценки и мнения, получать разные спектры экспертных оценок. Ну и степени ответственности разные. Поэтому власть сегодня выглядит более рациональной и менее ожесточенной. Давайте скажем даже проще: умных людей внутри власти, рядом с властью элементарно больше.
- Так ли это? Судя по некоторым шагам властей, иногда даже создается обратное впечатление…
- Да так это, так. Обычно умные, деятельные люди хотят что-то делать, поэтому они ищут ресурсы. А большинство ресурсов сегодня у власти. Большинство видов бизнеса так или иначе связаны с властью, получают заказы, тендеры, подряды. В министерствах, госкомпаниях, квазигоссекторе работают не только ЛОРы и ЖОРы.
Есть очень большой класс крепких спецов, умниц, головастиков, которые тянут целые сектора и направления. Вся научно-экспертная среда, точнее большая ее часть открыто и честно завязана на отношения с госфинансированием науки. То же можно сказать в отношении университетской и иной науки.
Нельзя сказать, что вся эта масса ничего не производит, ни с кем не коммуницирует, ничего толкового не пишет. Поверьте, пишут, производят, коммуницируют. Вообще за последние годы мы видим и ощущаем огромный запрос со стороны власти на экспертные мнения и оценки. Появляются и новые каналы коммуникации, новые институты обмена и получения информации. Власть сегодня более самокритична, чем, скажем, пять или десять лет назад.
- То есть ситуация не настолько катастрофична, как говорят некоторые наши знакомые?
Ситуация, скажем так, не так катастрофична, как утверждают наши диссиденты, но и не столь блестяща, как вещают некоторые наши знакомые пропагандисты. Истина где-то посередине.
- Хорошо, пусть так. Но мы начали вроде говорить за Ерке Есмахан, за звезд эстрады. Почему такая нетерпимость со стороны политически активной публики?
- На это трудно ответить коротко и однозначно.
- Ну можно и длинно ответить. Ничего страшного, кому надо, тот прочтет и долгие ответы.
- Хорошо. Тогда скажу банально: в стране нет абсолютно довольных ситуацией людей. Начиная от Назарбаева и Токаева и заканчивая жителем самого пограничного аула в глубинке все в той или иной степени недовольны. Все мы видим ошибки, просчеты власти, мы закономерно возмущены коррупцией, бюрократией и прочими вещами. Все мы понимаем, что так больше нельзя и недопустимо, что уже является гарантией того, что перемены неизбежны. Когда большинство решает, что так быть не должно, перемены и происходят. Это уже общее место.
- Но если все недовольны, то почему тогда не происходят революции как в Кыргызстане, митинги как в Беларуси? Мы что терпеливее, трусливее чем кыргызы и беларусы?
- Никогда не соглашусь с тем, что казахи терпеливее и трусливее, чем другие народы. Казахи, в основной своей массе, рациональны.
- Мы про одних и тех же казахов думаем и говорим? Которые тои на тысячу человек закатывают в карантин?
- Да, про одних и тех же! Но говоря про рациональность, я вовсе не имею в виду какие-то прибалтийские или северевропейские штудии. Казахская рациональность степная, аграрная, восточная. Поверьте, даже за большими тоями есть некий рациональный расчет, это экономика дара, которая подразумевает некий «возврат», пресловутое «ты мне - я тебе». Про все такое написаны сотни интересных книг!
Казахи не могли бы освоить и отстоять нашу землю, если бы они не были смелыми и мужественными. Мы просто не смогли бы выжить в этой степной ойкумене, если бы мы не были рациональными, энергоэффективными. Аграрный быт достаточно консервативен, иногда архаичен в каких-то проявлениях, но он пренепременно рационален, ожесточенно и необратимо рационален.
Казах не мог полагаться только на Всевышнего, не мог надеяться на власть. Он всегда верил в себя и в силу своего рода, близких. Нельзя было чинить злодейства, нельзя было долго быть несправедливым. У нас же просто уникальный микс жесткого индивидуализма и коллективизма. Героизм был личным, стадо было семейным, а ответственность была племенной.
Все это, выработало некоторую особенную ментальность, национальный характер и нрав, с которыми все еще надо работать и работать. Но все это сверхрационально. В степи безбашенные мечтатели просто не выжили бы: растеряли бы скот, разорились и подверглись обструкции и остракизму. Наш рацио не предполагает обмена шила на мыло, сверхгероизм и жертвенность (фактов которых очень много) – это следствие безвыходности и абсолютной безнадеги, когда враг напал или свой заел до тоски и потери лица.
Нашу власть можно много как и много за что ругать, но она тоже понимает меру своей власти, особенно сегодня. 99 процентов государственных служащих никуда из страны не побегут, будут жить среди нас, начинать свадьбы, генералить и аксакалить на тоях. Ну и главное: когда люди ругают власть, даже проклинают власть, они все же обращаются к власти! Это главное!
Мало кто строит параллельную альтернативу, уходит в утопии: люди хотят, чтобы эта власть работала и обеспечивала им блага и положенные ништяки. И они, если нужно, пройдут все степени и круги закона, формальные и неформальные связи и блат, прежде чем уйти в абсолютное неприятие власти. Это очень рационально.
И власть это прекрасно понимает и пытается решать проблемы. И судя по тому, что власть сидит у власти и не сильно боится злых Фейсбукчан с их угрозами «обнуления», у нее хватает той же рациональности, благоразумия и расчета, чтобы реагировать, локализовывать проблемы, группировать интересы и микшировать недовольство.
Да, все это неидеально, но работает же. А если что-то работает, если можно рационально, эмоционально добиваться своего, если у государства есть ресурс, то зачем сметать эту власть?! Пусть работает лучше, пусть делает свое дело. Общественное мнение построено именно таким образом. Если же власть свихнется и у нее закончится ресурс, то ей, безусловно, все и в полной мере, даже в троекратном размере напомнят. Но до такого сценария еще далеко.
- Во всем этом есть логика. Но давай вспомним, что в стране есть очень много групп и страт, которые недовольны своим положением. Можно вспомнить дольщиков, многодетных матерей и далее по списку. Оппозиция пытается возглавить эти группы, использует их как таран для штурма власти.
- И что из этого следует?
- Нет, я к тому, что наверно когда-то может накопиться критическая масса, которую уже власть удержать и разрегулировать не сможет?
- Когда я говорил о тотальном оглуплении нашей оппозиции, простите, диссидентства (оппозиции в стране еще нет), я, прежде всего, имел в виду то, что многие наши знакомые отвратительно знают историю. А что хуже того, не помнят историю даже недавнюю, вчерашнюю. Меня иногда очень улыбают посты наших знакомых, которые говорят, давайте читать Маркса, Ленина, вот они мол были машиной по захвату власти, давайте учиться у них.
Как историк, могу сказать, победа большевиков – это какой-то сумасшедший микс везения, роковых ошибок власти, чужих денег и вообще военного бардака. Не будь Первой мировой, большевики никогда бы не пришли к власти: в этом я абсолютно убежден! Так вот, левые в дореволюционной России тоже всячески пытались «оседлать» те или иные процессы, те или иные группы недовольных.
Напомню, что в те времена не было интернета и соцсетей. Народовольцы, эсеры, большевики шли даже в секты (Троцкий, например, окучивал штундистов и старообрядцев), пытались сделать их спайку своим щитом и бросить их на амбразуры борьбы с царизмом. Все эти попытки увенчались крахом, а все эти леваки настолько разочаровались, что ударились в терроризм и экстремизм. Кстати, для нас этот опыт актуален, может и не сейчас. В нашей новейшей истории наша оппозиция тоже пыталась сделать организованные группы недовольных своим «тараном»…
- И чем все закончилось?
- Для оппозиции? Ничем хорошим, если честно. В одних случаях, наиболее экстремальных, это привело к Шаныраку и Жанаозену. В других, все эти «таранные группы» начинали сотрудничать с властью, получать свои блага, встраиваться в систему.
Возьмем, к примеру, кейсы с дольщиками и многодетными матерями. Помните, в столице в одно время были митинги за митингами, дольщики и мамы что только не делали!
- Да, мы и сами писали о таких событиях…
- Опять же, дольщики, многодетные мамы – это очень неглупые, рациональные люди. Они понимали, что есть страхи, есть фобии и использовали независимую прессу и оппозиционные группы как свой рычаг давления на власть. Взять того же акима Нур-Султана Алтая Кульгинова и его команду, которых сегодня в сетях много ругают.
Что они сделали? Они начали группировать недовольных по интересам, что тоже рационально. Вы дольщики? Да, тогда пойдемте будем разбираться по каждому конкретному случаю. Кто у вас строил? Этот? Мы его к ответу! Что недостроено? Вот это? Давайте мы вместе достроим! И проблемы дольщиков решались. Недавно специально попросил справку по данной категории граждан.
В прошлом году в столице было введено в эксплуатацию 10 жилых комплексов, что позволило сократить число дольщиков на 2,5 тысячи человек. В этом году в Нур-Султане возведут уже 500 тысяч квадратных метров долгостроев — это 20 жилых комплексов, то есть в два раза больше, чем в прошлом году. Заехать в свои квартиры смогут почти 8 тысяч дольщиков!
Недавно видел посты и обращения некоторых наших оппозиционно настроенных друзей, которые на чем свет костерили дольщиков: мол им нельзя верить, они за грош все и вся продадут! А стоит ли обижаться? Люди очень рационально использовали прессу, соцсети, диссидентов, чтобы решить свои живые, наличные, кричащие проблемы! Спасибо, быть может, скажут, но начнут жить своей жизнью, а проголосуют за ту же самую партию «Нур-Отан».
Или возьмем многодетных мам! Какие только страсти не кипели, какие только проклятия не звучали. Были очень нелицеприятные ситуации, было порой очень обидно, стыдно, противно. Сколько было страстей в северной столице, походов на Акорду и прочее?
Но, что в итоге, в сухом остатке: акимат начал создавать специальные центры для многодетных матерей, их начали объединять по интересам, их услышали и увидели. Власть сработала вовремя, были созданы спеццентры, другие форматы, привлекли «Атамекен», «Даму», подтащили спонсоров, начали работать соцслужбы, волонтеры.
Я и сам больше года был председателем набсовета «Бахытты отбасы» по Алматы, в иные дни встречались в день с 70-80-ю мамами. Честно скажу, работа трудная, физически и психологически изматывающая. Но, главное, проблема стала частью государственной политики, многие мамы были услышаны, они самоорганизовались, нашли себя внутри системы, стали значимой силой.
Это уже во многом электорат власти. Все, опять же, рационально с их стороны. На мам нашим диссидентам обижаться не нужно: у них рациональная и благородная задача – надо растить детей, дать им кров, образование, здоровье. Власть может и не очень хорошая, но она может решать проблемы и вопросы.
- Айдос, а можно другой вопрос. Вот насчет акима столицы Алтая Кульгинова. Согласись, он не самый любимый соцсетями человек, политик. Почему власть от него просто не избавится?
- Честно?
- Ну, если возможно…
- Скажу максимально поперек: я бы перестал уважать власть, если бы она увольняла чиновников только потому, что сливки Фейсбукстана не любят того или иного человека или политика. За одного битого, дают двух и более небитых. Людям, чиновникам, политикам иногда надо доверять и давать возможности исправлять свои ошибки и недочеты. А сели за соцсети… Как вы думаете: какие соцсети самые мощные и сильные в Казахстане?
- Инстаграмм, Фейсбук?
- Есть версия, что в Фейсбуке сидят дедушки и бабушки, в Инстаграме папы и мамы, а сила будет за Тиктоком! Но если серьезно, то самые мощные и сильные соцсети в Казахстане – это свет, вода, тепло, газ, канализация, коммуникации. Люди могут прожить без соцсетей годы, даже всю жизнь, а без этих благ не смогут прожить и недели!
Да и без этих благ фейсбуки-инстаграмы станут попросту невозможными. Мы все это проходили в своей истории. Многие города исторического Казахстана погибли не потому, что их пожог Чингисхан, даже Отырар после него еще два века почти прожил. Они погибали именно потому, что исчезали менеджеры, инженеры, спецы, которые знали местность, технологии. Поэтому некоторые города утонули в собственных нечистотах, других засыпали пески.
Точно так же, эффективность городских властей надо в первую очередь мерить по бесперебойности главных социальных благ, а не благонамеренностью соцсетей. Вот будут скоро выбирать акимов непосредственно жители, тогда все политики будут душками и будут облизовать каждого значимого блогера.
А пока что так: город работает, развивается, строится, решает проблемы – это хорошо. Есть в прогресс в решении злободневных проблем – экологии, транспорта, прочего, надо с этим считаться. Сегодня, по большому счету, власть является властью именно потому, что она знает, чем и как живут города, как там проложены коммуникации.
Недавно, после очередной революции в Кыргызстане, за месяц, если не ошибаюсь, улица пыталась назначить то ли пять, то ли шесть мэров. А в итоге мэром стал человек, который хотя бы знает, из чего состоит город, где его кишки, как они пахнут и как они работают.
Можно и я задам вопрос?
- Да, давай.
- Как вы считаете, какой у нас конкурс на госслужбе?
- Ну, наверное, на каждое место 3-5 человек, а в столице так вообще наверное аншлаг!
- Не совсем: в стране на одно место на госслужбе претендует менее одного человека, скажем так, три четверти человека или 0,67 коэффициент!
- Никто не хочет идти на госслужбу?
- Да, она стигматизирована и виктимизирована. Там мало платят. На одного коррупционера есть сотни, тысячи приличных, порядочных работяг, которые еле сводят концы с концами, влезают в кредиты и ипотеки. Ну и обсираемы со всех сторон как проклятые. Думаете, что это замечательный фон для патриотичных граждан?
В начале разговора я уже говорил: пандемия начала повышать самооценку многих категория граждан, которые еще вчера были общественными изгоями. Мне бы хотелось, чтобы мы, как люди, как общество, перестали огульно ругать людей, которые и составляют наш средний класс. Надо по фактам: имярек – негодяй, имярек – вор. Доказательно, с фактами.
Но огульно, всем чохом и кагалом оскорблять всех чиновников, врачей, учителей, полицейских – это опасно для страны, для здоровья общества. Опять же: не все мы имеем возможность учить, лечить своих детей за границей. Те, кого мы имеем в виду, называя ворами, наверное смогут. А мы нет.
Если к нам в дом будет лезть пьяница с топором, мы что звоним в ОБСЕ? Мы будем звонить в сто раз проклинаемую полицию, среди которых есть масса замечательных людей, которые спасают людей, проявляют чудеса героизма. Мы же сами временами исходим слюнами и слезами, когда видим таких героев.
И если мы через день начнем клеймить их сволочами, то кто в будущем нас будет спасать? Давайте делать все, чтобы реформировать социально и государственно значимые службы и сервисы, давайте делать их лучше, но часть такой работы предполагает уважение и почет в отношении работников этих служб и сервисов! Англичане говорят: не делайте из хорошего ребенка плохого, прячьте деньги в сейф! Давайте и мы не будем портить наши определяющие страты, будем уважать их, помогать им, обеспечивать их будем, но деньги их будем держать в сейфе и под контролем общества.
- Вот через несколько дней выборы. Про них много всего сказано, копий сломано. Власть все уже прокляли несколько раз, во всех грехах обвинили. А что ты можешь сказать о тактике оппонентов власти? Одни говорят про бойкот, другие про активный бойкот, третьи предлагают назначить одну из партий «троянским козлом», четвертые перечеркнуть бюллетени… Если честно, идет такой разнобой, что уже непонятно что и с чем едят. Ты отслеживаешь ситуацию? Что можешь сказать на этот счет? Сметут власть в итоге 10 января или нет?
- Да, конечно, смотрю, читаю. Но хочу вернуть нас к началу разговора. Среди уроков прошлого года надо назвать еще пару-тройку.
Первое. Авторитарные режимы учатся. Умные сами реформируются, глупых, потом реформируют изнутри или снаружи. Мы, надеюсь, умные.
Второе. У нас был миф, точнее два. Они простенькие эти мифы: а) власть боится митингов, б) если на улицы выйдут 2-3 процента населения, власть сдуется и сделает лыжи. Если начать с интенции, что власти во всем мире учатся, то надо сказать и другое: даже если на улицы выйдет 5 процентов населения, это ничего не меняет.
Наша власть не боится ни митингов, ни пикетов. Закон о митингах поменяли: много было заявок на митинги? Много народу вышли на разрешенные митинги? Опять же, в Беларуси, Венесуэле на митинги выходит и 10, и 20 процентов населения. И что? Мадуро у власти, Лукашенко под давлением России обставляет свой уход. На днях авантюрист Аблязов призвал брать штурмом акиматы и провозглашать новую власть.
В Армении недавно толпа взяла штурмом резиденцию демократа Пашиняна, пограбила, поселфилась и ушла. И что? Ушел Пашинян? В Кыргызстане толпа взяла Белый дом, а власть решала свои вопросы из загородней резиденции. И что? Главные соцсети, повторяюсь, не Фейсбук, а вода, свет, телефон, телеграф и далее по списку.
Если у оппозиции нет специалистов и замены на каждый пост в исполнительной власти, все остальное в лайт-версии комедия, а в худших версиях – кровь и трагедия. В условиях зимы лишить город или район управляемости и сервиса – это смерть.
Недовольная толпа просто линчует любого революционера, если не сможет выпить кофе или нормально сходить дома на толчок. Ситуации, ради которой большинство людей готовы лишиться привычного комфорта, удовольствий и удобств в Казахстане попросту нет. Это самая горькая и разочаровывающая правда ля нашей диссидентствующей публики.
Я прекрасно понимаю, что тотчас после публикации данного интервью, у многих активных жителей Фейсбукстана лопнут и взорвутся, как они сами говорят, пуканы. Но это реальность. А с ней надо считаться. Только идиоты могут не считаться с реальностью. Или пророки, которые ходят по воде и кормят одной рыбой 19 миллионов человек. Не в обиду будет сказано: че то я не видел таковых в стране…
- А что делать тогда всем недовольным в стране? Они же есть!
- А вот это самый правильный вопрос, я считаю. Надо для начала, как было сказано, считаться с реальностью, со сложностью нашего общества, с природой его рационального характера. Это главное.
Во-вторых, надо перестать из себя корчить мессий и пророков, надо реально объединяться и создать хотя бы одну сильную общенациональную оппозиционную партию. Это было бы выгодно и для власти, к слову.
В-третьих, надо взрослеть и работать в долгую. Можно ломать стены головой. Но стены ломают не внешней частью головы, а внутренней. Надо перестать драконить людей, общество, формировать глупые мифы и страшилки.
Эти мифы и страшилки опасны не для власти, а для их авторов. Когда интернет деятели пытаются шеймить власть, заджунгарить, закалмычить ее, они ведь не просто вводят в заблуждение общество, они и сами начинают в это верить и закабалять самих себя. Мы знаем несколько уверовавшихся полудурков и полудур, от которых шарахаются даже самые лютые радикалы молодого поколения.
Казахстан, казахи достойны умной, сильной, ценностной оппозиции, оппозиционной партии, которая со временем сама станет в результате конкурентных выборов «партией власти». Но для этого надо сначала начать думать именно политически, в политических категориях.
Попытки некоторых наших «аксакалов» и «агашек» от старой оппозиции вырастить «торпед», которые сделают то, что они сами не смогли сделать, очень напоминают попытки вырастить в пробирке гомункулуса, слепить из глины голема или фейсбучного Франкенштейна. Мы, конечно, временами батыроцентричное общество. В истории.
Но будущее за сильными, большими, крупными общенациональными партиями. Партиями, которые имеют представительство в каждом ауле, районе, городе и области. Партиями, которые будут бороться, реально бороться за власть, за каждое место во власти, будь то должность акима или депутата самого отдаленного района.
- Сильно сказано. А можно о личном?
- Давайте попробуем.
- Айдос, ты, а также еще несколько твоих коллег из НСОД вступили в партию «Нур-Отан». Это стало медийным событием, всколыхнуло и качнуло наши социальные сети по обе стороны политических баррикад. Одни тут же обвинили вас в «предательстве», другие, напротив, приветствовали данное решение. Ожидал такой бурной реакции?
- Да, в общем-то никто моих ожиданий не обманул. Мне и раньше казалось, что я немного разбираюсь в своем народе, понимаю, чем и как живут наши социальные сети. Так что все нормально, рад и тому, и другому. Все, кроме некрологов и венков идет в зачет. Полагаю, что мои оппоненты только повысили мою личную капитализацию, за что им огромное отдельное спасибо.
- Даже так?
- А что надо было расстроиться? Я взрослый человек, прекрасно знаю цену нашему общественному мнению. Особенно бурным обсуждениям и веяниям в социальных сетях. Они меняются как ветер и стоят по пять баксов за пучок. Бога ради!
- Но все же, почему ты вступил в партию власти, которую в наших социальных сетях и кругах интеллигенции не очень-то жалуют? Что стало причиной?
- Не хотел расстраивать жителей Фейсбукстана, которые уже давно обвиняют меня в том, что я «агент власти». Вот теперь я, что называется, во всей красе, с партбилетом и значком. Теперь хочу претендовать на что-то более демиургическое, что-то более инфернальное вроде «исчадие ада»…
- Нет, ну а если серьезно?
- Если серьезно, то могу сказать, что это мой ответственный выбор. Версии вроде купили, продали, сломали оставим все тем же фейсбукстанцам, пусть изощряются. Есть несколько пластов мотивации, которые для меня являются важными.
Решение не было принято с бухты-барахты, а скорее накапливалось и сложилось в то, что сложилось. У данного решения есть общеполитический, есть поколенческий, есть личностный, есть профессиональный уровни. Все они для меня лично значимы и ценностны.
Начнем с общего фона. Наша страна сегодня входит в непростое десятилетие своей истории. Нам так или иначе предстоят серьезнейшие реформы во всех сферах жизни страны. Надо реформировать и политику, и экономику.
Нас ждут непростые годы, непростые развилки. Работая в НСОД, например, как мне кажется, мы сделали немало, но меня лично корежило то, что не хватает одной нужной компетенции и управленческой опции - полномочий.
Да, можно предлагать те или иные реформы, можно их замечательно оформить в виде записки или проекта. Но принимает их ведь законодатель, который при всей справедливой критике, является усредненным отражением нашего общества. Весь год мы работали с правительством, с депутатами, работали в рабочих группах, спорили в кабинетах, иногда даже довольно горячо, с разной долей успешности.
- Ты имеешь в виду законы о митингах и другие?
- В том числе, но не только. Мне, говорю на полном серьезе, показалось, что нам, разработчикам первоначального варианта законопроекта о митингах, не хватило буквально 10-15 депутатов, настроенных более модернизационно, более реформистски. Да, в любом парламенте решение всегда за простым, а иногда конституционным большинством.
Но есть много случаев, когда голоса и десяти, и двадцати депутатов могут иметь вес и значение. Ведь принятие любого закона – это процесс, который растягивается на месяцы, а иногда и годы. По всем ключевым законам нужно и можно работать, создавать коалиции, убеждать, уговаривать, объяснять.
Я всегда говорю, что митинги, пикеты, статьи и выступления – это лишь один из инструментов реальной политики, а настоящая и самая главная политика – это законы и бюджет. Кто реально хочет заниматься политикой, настоящей политикой, должны думать над тем, как контролировать бюджет и как писать законы. Все остальное любительство, популизм и самовыражение.
- И вы решили, что нужно идти в Мажилис?
- Да, именно так.
- И как это происходило?
- Я не буду раскрывать всей кухни, всех деталей...
- Почему? Тайна? Госсекреты?
- Ну, хотя бы потому, что это не только меня касается, но и других людей, которые меня на откровенность не уполномочили. Но, скажу так: в течение года происходили разные встречи, беседы, разговоры, споры. Иногда был и вызов: ну вот, мол, Айдос, ты все предлагаешь, споришь, говоришь, а может самому пойти и поработать депутатом? Слабо или нет?
Если говорить о личностном уровне принятия решений, то многие разговоры облегчает то, что многие люди, которые сегодня занимаются политическими вопросами во власти – это мои коллеги, товарищи и друзья, многих из которых я знаю не один десяток лет. И, кстати, замечу, что никто не из них не перестал со мной общаться, называть меня предателем, когда в 2003 году я по просьбе моего наставника Алтынбека Сарсенбайулы ушел в оппозицию, вступил в тогдашнюю дораскольную партию «Ак жол».
Обиды, наверняка были, но все эти люди обладали нужной человеческой и политической культурой, тактом, которые не позволили всем нам скатиться до ублюдочных склок и разборок, сохранить хорошие отношения, в том числе дружеские и семейные.
Даже это приятно отличает некоторых нынешних чиновников от нашей демократической тусовки, которая уже окуклилась и склоняется к какому-то сектантству религиозного уровня и апокалиптического накала.
В силу своего воспитания и культуры, я не являюсь любителем проклятий, крикливой риторики, громогласных слов. Если это можно было сделать, я всегда предпочитал и предпочитаю сохранять хорошие отношения со всеми людьми, с которыми меня сталкивает жизнь.
В свое время это позволяло сохранять хорошие рабочие контакты, человеческие отношения, которые позволяли решать если не крупные политические проблемы, то хотя бы профессиональные или личные проблемы очень многих людей, которые сегодня выступают моими проклинаторами и низвергателями.
- Например?
- Ну много было всего такого: от освобождения, прекращения судебных дел некоторых активистов до регистрации газет. Кому надо, те, надеюсь, упомнят. Нет, так нет, тут все просто: сделал и забудь. Хорошие дела делаются не для рекламы.
- А как же заявления о том, что у нас в стране двоевластие, власть вот-вот перегрызется, Акорда, Библиотека, досрочные выборы? Например, на днях было интервью экс-премьера Акежана Кажегельдина…
- Да бросьте! Какое еще двоевластие? Какая грызня? Власть сегодня собрана и консолидирована даже лучше, чем год назад. Никакого двоевластия в стране нет! Коронакризис, не ослабил, а усилил власть в целом, дал ей смысл, силу и уверенность.
Я понимаю, что некоторые наши сетки и секты не могут еще расстаться со своими иллюзиями, пытаются и дальше проецировать выдуманную ими картину мира, до сих пор борются с отошедшим от власти первым президентом Нурсултаном Назарбаевым. Людям действительно сложно расставаться с иллюзиями, но это надо делать время от времени.
Картина и контекст изменились не только для власти, но и для ее оппонентов. Если они действительно хотят прийти к власти, то должны для начала объединиться и создать хотя бы одну партию. Чтобы создать партию, они должны перестать пугать средний класс и бизнес своим популизмом и призывами «сделать все как в Кыргызстане»!
Что касается Акежана Магжановича, то ему следует перестать доверять своим источникам из газеты «Дат-Солдат». Это не просто сильно искривляет зрение и понимание, но может его самого сместить из зоны политики и политологии в зону палеонтологии. Просто на деле завтра окажется, что ничего из его прогнозов не сбудется, а он окажется, мягко говоря, пустословом. Это раньше никто не занимался фактчекингом, а сейчас это очень модно даже во власти.
- Опять же вы входите в партию как члены НСОД. Говорили ведь, что это команда президента Токаева и так далее…
Ну вот, а вы говорите двоевластие, раскол…
- Понятно. А вас не волновали репутационные издержки? Ведь к партии среди нашей тусовки далеко неоднозначное отношение?
- Главная, на мой взгляд, ошибка этой тусовки в том, что она считает, что ее мнение и вкусы тождественны мнениям и вкусам всего общества. Добавим к этому то, что многие крепко подсели на соцсети и начали жить в них, картина становится еще более выпуклой и печальной. На самом деле, спешу расстроить некоторых бывших товарищей и коллег: жизнь в стране, жизнь общества достаточно сильно отличается от жизни в социальных сетях. Некоторые люди настолько сильно ушли в свои эхо-камеры, что уже перестают отличать одно от другого.
Соцсети, а это уже общепризнанно, сильно сгущают краски, способствуют атомизации, фрагментации общества, усиливают злобу, гнев и способствуют усилению любой конфронтации. Люди, которые считали, что соцсети – это школа и главный инструмент демократии, которые подорвут любой авторитаризм, в итоге сильно ошиблись и продолжают ошибаться.
Соцсети, напротив, сегодня даже полезны властям, которые уже научились их юзать не хуже, а где-то даже лучше. Соцсети перестали быть монополией оппозиционных и диссидентских групп и сеток.
Они нисколько не ведут к демократии, не делают людей умнее и просвещеннее. Соцсети переоценены, они нужны только тем, кто что-то продает (неважно носки, идеи или косметику), а все остальные в лучшем случае лузеры, а если совсем откровенно, то мясо, которое тоже оптом перепродается шустрыми ребятишками, освоившими ремесло алгоритмов.
Вспомним, хотя бы недавние праймериз партии «Нур-Отан». Как только о них было заявлено, часть демтусы стала их торпедировать, пытаться зашеймить. Были даже те, кто твердил: кто пойдет на праймериз, станут нерукопожатными и прочее. А что вышло? На праймериз пошли свыше десяти тысяч человек, многие из них специально вступили в партию, и вообще участвовали в политике и политической кампании в первый раз.
У кого-то получилось, у кого-то нет, но никто из них не стал отщепенцем, с ними не перестали общаться дома или на работе, все в итоге живут своей обычной или обновленной жизнью. И где все наши проклинатели и проклинаторы? Чтобы что-то или кого-то зашеймить, заклеймить клеймом позора, надо обладать неукоснительным моральным авторитетом и весом в обществе.
Ни одна оппозиционная группа, сетка по отдельности, даже все вместе не обладают таким мощным моральным авторитетом и весом. Могут сколько угодно кричать и писать в соцсетях, жизнь будет проходить мимо, в том числе и политическая.
Могу по себе судить: я уже свыше десяти лет не состою ни в какой оппозиционной организации, из партии «Нагыз Ак жол», которую слили с ОСДП, я ущел сразу в 2006 году, поскольку не хотел быть социалистом. Пара моих попыток создать свою политорганизацию, к сожалению, не удались, не по моей вине.
Я жил и живу полноценной жизнью, имею свою репутацию и свой вес, которые никак не зависели от мнений или позиций этого спектра политики, так называемой оппозиции. Круг моего общения и контактов только вырос, вырос в разы.
От того, что я перестал общаться с определенными деятелями нашей демтусовки я нисколько не страдаю, хотя со многими продолжаю сохранять человеческие отношения и связи.
Один единолично, как самостоятельная личность я добился может быть большего, чем в составе какой-то организации или тусовки. И в этом смысле я никому, ничем не обязан.
Я никому клятву верности не давал, не избирался ими, не был облечен их доверием или уполномочен ими в ходе каких-то выборов или кампаний. Так что могу лишь повторить сказанное выше: все, кто меня обвиняют в предательстве – все в сад, им надо остыть и заняться дзеном.
А если сказать еще более серьезно и откровенно, на той осине, где, по их мнению, мне нужно повеситься, мне даже не хватит веток, настолько все запущено и густонаселено на этом иудином дереве. Как говорится, если даже придется, то только в порядке живой очереди, после них…
- Наверное, смею предположить, самыми обидными были слова о предательстве памяти Алтынбека Сарсенбайулы…
- Давным-давно, мне попались на глаза слова Конфуция. Он говорил: «Остерегайтесь тех, кто хочет вменить вам чувство вины, ибо они жаждут власти над вами». Для меня это важная, личная тема, но я не позволю никому спекулировать на ней.
С маркум Алтеке я проработал и в лучшие, и в трудные годы, я был рядом с ним до самого конца, мог даже оказаться в тот день с ним, а потом боролся за его имя и память, долго работал в фонде его имени. Не думаю, что кто-то на этом свете может меня попрекнуть или обвинить в чем-то, особенно в предательстве его памяти. Особенно те, кто его никогда не знал, не видел, не говорил с ним, а знают только его легенду или придуманный ими самими образ Алтынбека.
Всем им настоятельно рекомендую прочитать хотя бы два его последних интервью, которые всеми были признаны наследием, памятью и завещанием Алтеке. Если следовать этой канве, то я сегодня как раз реализую его заветы, следую его методологии. Он всегда был сторонником сильного государства, ответственной власти, эволюционного развития страны.
Если всем нам удастся сделать то, о чем он мечтал без потрясений, без слома государства, без гражданской войны в головах и сердцах, реформировать и модернизировать страну, то это будет лучшим вариантом из всех. Ради этого, я считаю, можно отложить свои личные амбиции в сторону, свои личные планы в холодильник.
Если это хорошие амбиции и правильные планы, они не испортятся, а только лучше сохранятся. И если сегодня власть, партия «Нур-Отан» говорит об этом же, то почему я не могу, не должен поверить и хотя бы попытаться?! Я лично предпочитаю все время что-то делать практическое, реальное, чем просто сидеть и ждать второго пришествия или акырзамана. И даже если не получится сейчас, я отряхнусь, встану и начну это делать снова и снова. И это, поверьте, не просто громкие и красивые слова.
- Хорошо, пусть так. Но почему именно партия власти, а не другие партии?
- Ну я же говорил, что есть очень много пластов принятия решений. Но кроме всего прочего, это и некий эмоциональный вызов. Когда-то я вместе с Алтынбеком Сарсенбайулы состоял в Демократической партии, которая вошла в состав нынешней партии власти. Я принимал участие в создании становлении тогда еще партии «Отан», принимал участие в сложнейших выборах в девяностые. Сегодня картина и контекст отчаянно изменились. Есть мощные антиэлитные, антиистеблишментные настроения, есть недоверие, есть троллинг.
Я считаю, что нам нужна сильная власть, которая сможет провести ответственные реформы. Тот же Маргулан Сарсембаев недавно говорил о том, что нам нужен просвещенный авторитаризм. Мы можем очень многое воспринимать как данность, как само собой разумеющееся, но в этом всем есть и заслуга партии «Нур-Отан».
Я не готов, как некоторые наши современники, ниспровергать все и вся, выкинуть из памяти и из истории 30 лет нашей жизни, моей личной жизни. Не все в этом традцатилетии было плохо, ужасно, тошнотворно. Мы даже при желании не сможем все выкинуть и забыть, как страшный сон.
Нам нужны сейчас не разломы и расколы, а единение общества перед лицом новых вызовов, в том числе геополитических, экономических, социальных. Нам нужно снизить градус общественных дискуссий, перейти с языка вражды на язык сотрудничества, сопереживания, эмпатии. Это все непросто, более того – сложно.
И все это стоит того, чтобы положить на это мою или еще чью-то репутацию, если нужно. Я лично этого не боюсь. Думал бы о ништяках, я бы скорее пошел бы в исполнительную власть, а не в законодательную. Такие варианты тоже были…
Ну и в целом все это интересный вызов с точки зрения и политологии, и политтехнологии. Мне все это очень интересно и в научном, и профессиональном плане. Российские пиарщики время от времени проводят внутренний конкурс «Сапожник с сапогами», где участвуют пиарщики, политтехнологи, которые вышли из зоны комфорта и удачно прошли во власть. Ну и, если совсем откровенно, у партии больше шансов провести в Мажилис и маслихаты больше своих членов.
- Ну здесь все понятно…
- А мне кажется, что вы напрасно иронизируете. Партию «Нур-Отан» можно и нужно критиковать за многое, но в этом году она сделала много правильных шагов, те же праймериз, которые могут ее превратить в подлинную, сильную, общенациональную современную партию. Партия реально заинтересована в сильном партийном списке, сильных фигурах и личностях…
- Выборы не скучные?
- Выборы не интересны только тем, кто в них не участвует.
- Ну а где шоу? Где драйв?
- Вы что, хотите чтобы каждый дрался, обвинял в другого в торгашестве и пинал по заднице? Сейчас пандемия, многие форматы попросту невозможны. Вот поверьте, каждый кандидат от партии власти сегодня в день проводит три четыре мероприятия. Большие, маленькие. Мы ходим по базарам, магазинам, по жилищным комплексам, по этажам, от двери к двери, от дома к дому.
Маленькая статистика. От партии сегодня баллотируются порядка 6-и с лишним тысяч человек. В маслихаты и Мажилис. Период активной агитации достаточно короткий, порядка 30 дней. Перед нами поставлены четкие планы и задачи. В день, каждый кандидат встречается с не менее чем с 30-40, а то и больше живыми, реальными людьми. Минимум! Только кандидаты!
- Даже так?
- Да, так. На полном серьезе! Давайте, просто представим себе, что 6 тысяч кандидатов выполняют этот план, и в течение 30 дней встречались, беседовали, убеждали, агитировали. На выходе получается, что только кандидаты в маслихатмены и мажилисмены встретились с 7 миллионами человек!
А ведь есть еще доверенные лица, активисты, волонтеры… Есть телевизор, есть интернет, есть наружка… Есть родные и близкие, есть друзья, коллеги, которые пусть не любят бренд, но любят своих знакомых, родных, друзей, кумиров…. Пусть не все люди были искренни, пусть не все будут голосовать за партию власти, но это уже сила!
Ни один оппозиционно-диссидентский формат даже близко к этому показателю не приблизился и в ближайшие два-три года не приблизится. В моем детстве была популярна семейно-детская передача родом из ГДР, которая называлась «Делай как мы, делай с нами, делай лучше нас».
Когда сторонники «бойкотов», «обнулений» и революций физически обойдут столько людей, встретятся и хотя бы сфотографируются с таким количеством людей, быть может они и войдут в парламент. И даже больше. Но не сейчас, не в этом году.
- Спасибо за интервью!
Беседовал Серик Мамбетов
Матрица.kz
Просмотров материала: 5 497