В мире обсуждают новые проекты Илона Маска, исследования генетиков, новые открытия ученых, будущее лазеров огромной мощности и другие прорывные проекты. В Казахстане обсуждают выступления по телевидению «салафитов», открытие новой мечети, похищения девушек согласно «древнему обычаю», проблему хиджаба и т.д. Потому что в политическую идеологию и науку мало кто верит, вот и приходится людям обсуждать вместо научных вопросов религиозные дела.
Брак с 15-летней девушкой по шариату
За последние годы казахстанцы сталкиваются с новыми социальными болезнями, ранее неизвестными негативными явлениями, связанными с ростом религиозности. В целом общественность имеет поверхностное представление о религиозной ситуации в Казахстане. Ведь религия захватывает не только умы казахстанцев, но и проникает в различные сферы жизни светского государства. Если процессы будут развиваться в таком темпе, то скоро законы светского государства не будут работать?
Мы потворствовали этому 28 лет, наломали «кучу дров», теперь опять «куча дров». Такая перспектива была понятна еще в лихие 90-ые годы, когда в школьных актовых залах (!) «Свидетели Иеговы» вели свои собрания.
Эта тема была актуальна и 12 лет тому назад, когда хотели принять новый закон о религии, но против принятия выступили правозащитники, «демократы» и т.д. Это было перед Саммитом ОБСЕ в Астане в 2010 году и закон не приняли.
Помню, известный правозащитник Евгений Жовтис говорил: зачем нужен закон – ведь терроризма нет. В конце 2008, начале 2009 года я написал в газетах серию статей о необходимости принятия нового закона о религии – слишком либеральный был закон от 1992 года, выступал в защиту традиционного ислама и культуры.
А сейчас «чистый» ислам зашел уже в вузы и школы светского государства, появились преподаватели, придерживающиеся канонов «арабского» ислама, много защитников арабского хиджаба, «салафитов», уже чаще звучат слова «по законам шариата должно быть так» и т.д.
Отдельные имамы предлагали готовить петицию и собирать подписи в поддержку хиджабов в учебных заведениях. Уже не действуют разъяснения представителей ДУМК о том, что по канонам ислама голову покрывают не девочкам, а девушкам при достижении половой зрелости.
И вот последняя новость по этой теме. В Западно-Казахстанской области 15-летняя девушка вышла замуж. Полиция сообщила, что 16 сентября девушка без вести пропала в Бурлинском районе – нашли ее уже в Уральске. Там она вступила в незаконный брак, по законам шариата, с гражданином, который по внешним признакам придерживается нетрадиционного религиозного течения.
Брак был заключен без участия официальных представителей мечети, имамов и законных представителей несовершеннолетней. Помимо этого, «муж», прикрываясь фиктивным браком, вступил в половой контакт с несовершеннолетней 2005 года рождения. Несовершеннолетняя надела на себя паранджу и пыталась оборвать связи с родственниками.
Ему грозит уголовная ответственность по статье 122 УК РК «Половое сношение или иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста» (наказание в виде ограничения свободы сроком до пяти лет либо лишения свободы на тот же срок). Получается, молодые люди не знали или не хотели подчиняться законам светского государства?!
Однако, как выяснилось позже, во время следствия мать 15-летней девочки категорически отказалась от прохождения судебно-медицинских экспертиз, других биологических обследований и в отношении мужчины каких-либо претензий не имеет. Мужчина находится под подпиской о невыезде. В настоящее время девочка уехала домой в Жамбылскую область.
Теперь от решения суда светского государства зависит будущее сторонника (и других сторонников) законов шариата. Скорее всего, уголовное дело в отношении мужчины прекратят за примирением сторон. В последнее время подобные случаи участились. К тому же у нас законы либеральны в сексуальной сфере – страну накрыл девятый вал педофилии.
Ныне религия стала влиять на гендерные, семейные отношения. Наши имамы учили мужчин бить камчой своих жен, чтобы не оставлять следов, покрывать головы маленьких девочек, проводили обряд «неке кию» без официальной регистрации брака и т.д.
Ислам действительно разрешает бить жену в том случае, когда она ослушивается мужа и не повинуется ему без уважительной причины. Во многих мусульманских странах нет законов против бытового и сексуального насилия. К этому движется и Казахстан.
Участились и разводы по исламским законам, когда муж дает развод жене одним только словом «талак» («развод»), и брошенная семья остается без алиментов, потому что не было официальной регистрации брака.
По публикациям в СМИ, таким правом пользуются и сами имамы. От них не отстают и некоторые чиновники. Не говоря о заметном снижении уровня образования, науки, культуры, литературы. Такие тенденции будут усиливаться, если государство будет безучастным.
В СМИ писали, что набирают обороты элементы «священных браков» («бауырласу»): девушки выходят замуж за представителей радикальных течений ислама, затем их мужья, произнося слово «талак», разводятся с ними и передают их своим друзьям. После этого девушка снова выходит «замуж» и схема повторяется. В результате «боевая подруга» может родить детей, не зная от кого ребенок.
Шариат: место женщины в Саудовской Аравии
В мусульманском обществе женщина поставлена в неравноправное положение по сравнению с мужчиной. Согласно мусульманской традиции, жена полностью подчинена мужу.
Основная роль женщины сводится к семье, воспроизводству потомства и уходу за детьми, в то время как роль мужчины заключена в финансовой поддержке семьи. Если женщина проявит желание, то она может получать образование, работать и т.д., но только с согласия опекуна.
Например, в Саудовской Аравии без разрешения мужчины женщина не может выйти замуж, путешествовать, лечиться и получать образование. Девушки могут подвергаться угрозам и насилию со стороны своей собственной семьи, если не соглашалась выйти замуж «по заказу».
Им не позволено самостоятельно распоряжаться собственными жизнями, потому что это является прерогативой мужчин в их семьях. Чтобы избежать такой судьбы, некоторые женщины пытаются бежать из Саудовской Аравии в Европу или США.
Женщинам запрещено заниматься политикой, до недавнего времени не принимали участие в выборах. Саудовская Аравия длительное время была единственной страной в мире, где женщинам было запрещено водить машину, – это разрешили лишь с 2018 года.
Опекун имеет обязанности и права в отношении женщины во многих аспектах жизни. Женщине требуется разрешение опекуна на брак, развод, путешествия (если она не достигла 45-летнего возраста), образование, работу, открытие банковского счета, плановые медицинские операции.
Требования опеки являются неписаным законом. Они применяются в соответствии с обычаями и пониманием должностных лиц и учреждений (больниц, полицейских участков, банков и т.д.).
В соответствии с культурой Саудовской Аравии, место женщины дома. Саудовский шариат позволяет женщинам работать, если это не приводит к пренебрежению ее основными функциями ведения домашнего хозяйства.
Женщины также могут работать в случаях, если это необходимо для их обеспечения, таких как вдова с детьми. Женщины в этой стране составляют около 10% рабочей силы.
В Саудовской Аравии запрещено назначать женщин в качестве судей, а также большинство высоких государственных постов зарезервированы для мужчин. Наиболее распространенные профессии у женщин – учитель и медсестра.
Салафизм в РК распространился через имамов
В Казахстане трудно определить корреляцию между падением образования и ростом религиозности, поскольку образование в большей степени зависит от политики государства.
Но рост религиозности порождает радикализм. Тот же «салафизм» появился через имамов, получивших религиозное образование в арабских странах. Те казахстанцы, которые в свое время уехали в Сирию, радикализировались не где-то за рубежом, а у нас, хотя среди них были и такие, кто обучался в арабских религиозных заведениях.
Например, в 2017 году около 300 казахстанцев обучались в теологических учебных заведениях за рубежом. В основном это Египет и Саудовская Аравия.
Духовное управление мусульман Казахстана еще в 2011 году выступило за запрет «салафии». Представители духовенства отмечают, что все террористические акты в стране, начиная с 2011 года, связаны с салафизмом.
По данным Комитета по делам религий Казахстана, в республике насчитывается около 15 тысяч сторонников этого течения.
«Я считаю, что это течение в нашей стране необходимо запретить. Сторонники салафита не признают ни законы, ни государственные программы, ни обычаи и традиции нашего народа. Они действуют сами по себе. Я считаю, что если сейчас не приостановить это течение, в дальнейшем оно может навредить развитию нашего общества», – заявил в свое время специалист ДУМК г. Алматы Бауыржан Алиулы.
Стоит отметить, что в соседних республиках – в Узбекистане и Таджикистане – это течение запрещено на законодательном уровне.
Да, в Казахстане велись разговоры о необходимости запрета салафизма, но дальше слов дело не пошло: мол, эта официальная религия Саудовской Аравии, как мы ее запретим? К примеру, у нас не распространен шиизм, но это не означает, что данная религия под запретом...
Суть запрета должна сводиться не к тому, чтобы начать охоту на салафитов и сажать в тюрьмы каждого, кто им является, а только лишь к тому, чтобы на основании признания салафитской идеологии экстремистской запретить ее пропаганду.
Поэтому считаю, что речь должна идти не о запрете как таковом, а о решении самой проблемы – салафизм появился в стране через имамов, получивших духовное образование за рубежом.
Ведь под воздействием салафитской пропаганды множество мусульман, нередко с семьями, разными путями оказывались в зоне боевых действий, в том числе из Казахстана. По официальным данным, с начала появления «халифата» в Сирию и Ирак уехали около 800 граждан Казахстана, а сколько их реально там было, сколько погибло – никто точно не знает.
Исламское государство Ирака и Леванта (ИГИЛ), провозглашенное как всемирный халифат в 2014 году с шариатской формой правления, в свое время было воспринято религиозными романтиками и радикалами как настоящий халифат, восстановление шариата, истинно исламское общество, где у них будет возможность воплощения своих религиозных представлений и убеждений.
По этим и другим причинам в боевиках, желающих воевать «за джихад», «за веру», «за Аллаха», и их «боевых подругах» не было недостатка по всему миру. Конечно, среди них были и те, которые вышли на тропу войны из-за денег.
Немало было у нас и тех, кто просто поддерживал «халифат» и его идеологию, в социальных сетях и даже в мечетях шла вербовка мусульман для учебы, военной подготовки за рубеж.
Зарубежные пропагандисты красочно описывали образ джихадистов, настоящих воинов за веру, привлекали новобранцев славой мучеников, которые непременно попадут в рай. Многое обещалось и женщинам.
Под воздействием салафитской пропаганды соответственно меняется место женщины в семье и обществе. Укутанная в длинное покрывало женщина не должна учиться в вузе, работать вместе с мужчинами, заниматься общественной работой, политикой, искусством и т.д. Как результат идеологической обработки – в свое время казашки с семьями или без семьи уехали в Сирию, чтобы жить по законам шариата и халифата.
Немаловажно, что Исламское государство продолжило салафитскую традицию призыва мусульманской общины к возвращению к временам праведных халифов и пророка Мухаммада – это мечта многих салафитов.
Саудовская Аравия и салафизм
В нынешних реалиях, когда салафизм становится опасным дестабилизирующим фактором в самых разных уголках планеты, власти Саудовской Аравии, откуда направились в «халифат» ИГИЛ более 3000 боевиков, все чаще задумываются о пересмотре статус-кво.
Ведь отдельные события свидетельствуют о том, что Эр-Рияд своей поддержкой радикальных группировок создал благоприятную среду для террористов и внутри страны. К тому же в этой стране существует салафитская оппозиция, и именно из нее идет поток добровольцев, отправляющихся воевать на стороне террористов по всему миру.
Саудовская Аравия является лидером суннитского мира и финансирует огромное количество проектов по распространению салафизма – фундаменталистского течения ислама, предполагающего «возвращение к Корану и сунне». В королевстве действует правовая система, основанная на законах шариата.
Согласно материалам WikiLeaks, Саудовская Аравия через правительственные и негосударственные структуры осуществляла финансирование международных террористических структур, включая «Аль-Каиду» и ИГ. Достаточно сказать, что «террорист номер 1» Усама бен Ладен – из Саудовской Аравии.
Одним из основных факторов восстания из пепла радикальных исламистских организаций является стабильное и не прекращающееся их финансирование извне. По сообщениям в СМИ, основным спонсором терроризма по всему миру является Саудовская Аравия.
Между тем влияние Саудовской Аравии в религиозной сфере в Казахстане сильно. Это помощь в строительстве мечетей, подготовка имамов и т.д. И ныне пришло время готовить имамов внутри страны, которые учитывали бы особенности традиционного «степного» ислама и законы светского государства.
В век конфронтации разных цивилизаций стоит проблема выживаемости, в которой существенную роль сыграет сохранение нравственности, традиционной культуры, стремление к современным знаниям и формирование нового мировоззрения в соответствии с глобальными изменениями. Та же новая Япония появилась на принципах «традиции плюс инновации», «японский дух плюс западная технология».
Дастан ЕЛЬДЕСОВ, специально для Матрица.kz
Просмотров материала: 1 151