В центре скандала оказалась Казахская Академия транспорта и коммуникаций им. М. Тынышбаева, лишенная генеральной лицензии на осуществление образовательной деятельности. На вуз поступила жалоба от иностранных студентов, оплативших обучение, но фактически не обучавшихся в Академии. Решение об отзыве лицензии МОН РК принял после ряда грубых нарушений законодательства, выявленных в ходе плановых и внеплановых проверок. Само руководство КазАТК с таким решением не согласно. За «несправедливым лишением лицензии», по мнению руководства вуза, стоит некая «третья сила». А если конкретнее - К. Садырбаева и М. Урумбетова, как заявил представитель КазАТКа в Узбекистане.
Мы связались с Кларой Садырбаевой, которую руководство учебного заведения назвало «третьей силой». «У меня есть все документы. Если нужно, приду с фактами», - ответила она, подтвердив свою готовность дать интервью. И действительно пришла в редакцию с кипой документов.
– Клара Кундыбаевна, руководство КазАТК им. М. Тынышбаева утверждает, что за решением об отзыве лицензии стоит «третья сила», и «третья сила» - это Вы. Какое отношение имеете Вы и Майя Урумбетова к этому учебному заведению?
– Руководство КазАТК провело пресс-конференцию для журналистов, где нас оклеветали. Позвольте мне начать с самого начала, чтобы внести ясность. Я гражданка Узбекистана, являюсь заместителем Председателя по образованию Казахского культурного центра в Республике Узбекистан. А Майя Урумбетова - моя дочь. Она - гражданка Казахстана. Как вам известно, 2018 год был объявлен Годом Узбекистана в Казахстане, а 2019 год - Годом Казахстана в Узбекистане. В то время Чрезвычайным и Полномочным Послом Республики Казахстан в Узбекистане был Эрик Утембаев. В 2018 году во время своего визита в Ташкент со мной связалась вице-президент АО «Центр международных программ» Зульфия Туребекова. Она пригласила меня в Посольство, где обратилась с предложением помочь в организации обучения детей этнических казахов, проживающих в Узбекистане, в казахстанских вузах. Вообще, подобный опыт у меня уже был.
В 2017 году я помогла организовать проведение Олимпиады имени Ы.Алтынсарина в Узбекистане. С этой просьбой ко мне обратилась бывший председатель Всемирной ассоциации казахов, позже занявшая пост ректора Алматинского ЖенПИ Динара Нукетаева. Прежде она не могла получить разрешение на проведение Олимпиады от узбекских властей. Все направленные письма оставались без ответа. В итоге Олимпиаду провели в марте 2017 года. Три девушки, выигравшие Олимпиаду, получили грант на обучение, который Динара Нукетаева вручила в Алматы, пригласив нас на вручение. С этого и началось одно из направлении моей деятельности в сфере образования двух стран. Позже в Ташкенте, Самарканде, Навои, Бухаре, Нукусе и Карши совместно с администрациями городов и областей мы провели День знаний Казахстана. В образовательной выставке приняли участие 47 казахстанских вузов.
– А когда вы установили партнерство с КазАТК?
– В 2017 году ректор КазАТК Бакытжан Куанышев направил на выставку в Узбекистан проректора по учебе. Он озвучил просьбу: «Сейчас в нашем учебном заведении обучаются 25 студентов из Узбекистана. Не могли бы Вы стать представителем нашего вуза и оказать содействие в привлечении около ста детей из семей этнических казахов». Я старалась помочь. Однако через некоторое время отказалась в связи с дефицитом времени. Я посоветовала обратиться к моей дочери Майе Урумбетовой, проживающей в Алматы. В 2017 году они приняли мою дочь по контракту в качестве агента.
1 сентября 2018 года, в день независимости Узбекистана, во время проведения Дня образования Казахстана тогдашний ректор Бакытжан Куанышев публично заявил: «Мы дадим грант вашим детям». К сожалению, в тот же день он был уволен с должности ректора и на его место был назначен Ербол Избасаров. По плану должны были привлечь 100 детей, вместо этого в 2018 году в КазАТК было принято более 800 студентов.
Как только пришел новый ректор, моя дочь Майя тоже ушла. В Ташкент прилетели проректор Дмитрия Пья и Вячеслав Малыгин, а также учредитель вуза Мырзахан Салыкбаев, выкупивший учебное заведение в том же году. Я находилась в Посольстве, позвонил проректор и сказал: «Клара апай, чтобы встретится с Вами, вылетел сам учредитель». Провели совещание, нас привезли в Министерство образования Узбекистана и попросили помочь открыть представительство Казахстана в Узбекистане. В Министерстве приняли ректора Берика Аркенова с проректором по учебной работе Салтанат Амиргалиевой, но разрешения на открытие представительства, им не дали, так как КазАТК было частным учебным заведением. Однако, учитывая, что я, как гражданка Узбекистана, вхожа в другие круги, мне сказали, что я могу заниматься этой работой на общественных началах. Узнав об этом, ректор Берик Аркенов настоял на том, что даст работу моей дочери. Мы помогли привлечь детей не только в КазАТК, но и во все учебные заведения.
– Более 800 студентов, зачисленных на обучение, учились на платной основе?
– В 2017 году благодаря проведенному Дню образования в Ташкенте контракты заключили 1300 детей. В 2018 году в ярмарке образования участвовали 39 вузов Казахстана и были приняты более 20 тысяч студентов. А в 2019 году, когда отмечался Год Казахстана в Узбекистане, было принято более 40 тысяч детей. Среди них есть узбеки, татары, таджики и русские. Большинство из них местом обучения выбрали Шымкент из-за близкого расположения. Все учебные заведения выдавали студентам логины, пароли и обучали законно, только КазАТК не обучал вообще. В 2019 году Ажар Беисова, работавшая в то время директором департамента маркетинга, а позже исполняшая обязанности ректора, издала 5000 буклетов и отправила их в Узбекистан. Вы не поверите, в этих буклетах было написано, что в учебном заведении есть факультет «Туризм», «Физическая культура», которых и в помине не было. Мы об этом не знали, мы разослали буклеты по городам, областям Узбекистана. Дети, выбравшие эти два факультета, в качестве первоначальной оплаты вносили по 100 тысяч тенге. Самое интересное, что в этой брошюре, «представителем в Узбекистане», указано мое имя. Конечно, после этого меня легко очернить.
Несмотря на то, что разрешение на открытие представительства в Узбекистане не было, руководство вуза самовольно издало приказ. По контракту мне должны были платить за привлечение студентов, но денег я не получила. Более того, по ложному приказу мою дочь назначили «деканом»!
Если 3 июля 2019 года был «агентом», то 3 июня того же года издан приказ на «декана». Все это совершалось для того, чтобы не платить деньги. Не то, что получить деньги, в качестве помощи я еще на три месяца арендовала трехкомнатный офис в Ташкенте, заплатив 61 500 тенге. Благодаря этому КазАТК приняла более 2 тысяч студентов. Руководство учебного заведения заявило, что предоставят грант парню из города Нукус Саиду Аминову и назначили его кассиром. Печать учебного заведения была на руках у этого же парня до декабря. Деньги детей перечисляли на счета родственников руководства. Все эти чеки были найдены у него дома. Теперь хотят сказать, что все эти деньги мы с дочкой присвоили.
– Выходит, что все 2 тысячи студентов, зачисленных на учебу из Узбекистана, не получили дипломы?
- Все студенты, которые учились в 2017 году, в бытность ректорства Бахытжана Куанышева, дипломы не получили. Большинство из них поступили на заочное отделение. В то время в Казахстане существовала система заочного обучения. Однако у них вытягивали только деньги. Ни одному ребенку не открыли ни логина, ни пароля. Как только в 2018 году университет стал частным, он перестал обучать вообще. С этой поры единственной целью руководства вуза стали деньги. Раньше студентов приглашали на сессии, открывали зачетные книжки и, как положено, проводили занятия. Никто из 2000 детей не получил надлежащего знания. А дневная форма обучения - это просто название. Многие во время учебы работали и зарабатывали деньги. Спросишь: «Где занятия?», они отвечали: «А лишь бы заплатить».
– Как Вы считаете, продолжало ли учебное заведение принимать студентов на заочную форму обучения, несмотря на то, что в Казахстане она была уже отменена?
– Система заочного обучения в Казахстане была отменена с декабря 2018 года. Но по приказу в августе 2019 года студентка по имени Алтынай Сагынбаева была принята на заочное обучение. Документы подписаны ректором, председателем приемной комиссии. Если министерство закрывает заочное обучение, почему они принимают на него студентов? Не думали, что правда вскроется? Недавно в Нукусе протестовали студенты и родители. Почему Ажар Беисова, недавно назначенная ректором, выпускает лживые брошюры? Давало ли Министерство разрешение на это? Почему набирали детей на несуществующие факультеты? Родители все свои обиды высказали мне. Ведь именно мы раздали эти брошюры. А тех, кто поступил на факультеты «Туризм», «Физическая культура», распределили на другие специальности. По словам родителей они выбирли факультет «Туризма», потому что их ребенок учился в колледже по этой специальности. Если бы знали о том, что такого факультета нет, подали бы документы в другой вуз. В это время ректор, учредитель и проректор по учебной работе три месяца находились в Узбекистане, набирая детей. Почему они не сказали: «Не принимайте детей на этот факультет!»
Возмутителен факт, что студентов из Узбекистана, поступивших на заочное отделение, 27 ноября 2019 года в учебное заведение не впустили. Более 1000 детей были впущены через заднюю дверь, заперты в двух комнатах. Их заставили покупать книги заполнять зачётные книжки. Они перечисляли деньги в банк, расписывались, и были отправлены домой. Эти действия проводились по распоряжению ректора Берика Аркенов, который дал такие указания всем деканам. Студентов даже не поселили в общежития, которые должны были предоставляться бесплатно. Разве так можно? Где вы видели учебное заведение, в которое пришли и ушли, находились в нем один день? Среди родителей много образованных людей, занимающих высокопоставленные должности. Они звонили и возмущались: «Почему вы отправили нашего ребенка в такое учебное заведение?» Приехав издалека, вошли не через дверь, а через дыру. Тогдашний ректор Берик Аркенов тогда ответил: «С Министерства идет проверка. Поэтому мы не имеем права запускать узбекистанцев через дверь». Так зачем брать их документы и деньги? При приеме документов в приказе написали, что это заочная форма обучения, а в акте - дистанционная. Это же вранье. Как мы можем быть виноваты? Моя миссия – помочь привлечь детей,ь. В 1,5 млн семей этнических казахов по 5-6 детей, они учатся в 375 казахских школах. Я помогала подписать меморандум с целью обучения их на исторической родине. Когда они узнали, что я контактирую с областной администрацией в Узбекистане, сами обратились за помощью. Оказывается, что их единственная цель - привлечь детей и получать деньги. Вместо того, чтобы благодарить меня, они называют нас «третьей силой»? Разве они не компрометируют систему образования?
– Получается ни одному студенту не выдали грант?
– Когда на совещании в Министерстве Узбекистана спросили, сможет ли вуз предоставить гранты хотя бы детям этнических казахов, ректор Берик Аркенов сам сказал, что «дал 40 грантов». Однако, Ажар Беисова, которая сменила его на посту, все отрицала, категорично заявив: «Мы не выдаем гранты. Нам министерство не выделяет финансы». Таким образом, она убедила студентов вкладывать деньги. Но есть приказ о выделении денег.
После этого написала письмо на имя Президента Узбекистана Шавката Мирзяева с просьбой «Помогите перевести студентов в Казахстане в свои учебные заведения».
Таким образом, министерства двух стран согласились и будут решать. Несколько детей получили возможность перевода в учебные заведения Узбекистана. Например, девушка по имени Севара Махмудова, получившая грант, перешла в Горный институт в городе Навои. Но вчерашний ректор Ажар Беисова сказала, что не отдаст документы, так как студентка не училась на гранте и должна оплатить. Только недавно звонила мама этой девочки и плакала. Таких случаев много. Некоторых вообще исключили из учебного заведения. В других вузах такого не наблюдала. На чьи плечи ложится этот беспредел? И даже уволили тогдашнего проректора Вячеслава Малыгина, который вступился за нас. Кстати, в настоящее время проректор Сейдулла Абдуллаев находится в Ташкенте, в городе Нукус. Говорят, что он сказал: «Министерство на нас клевещет. Мы подадим в суд на Министерство. Лицензии не лишались», и собирает документы. А председатель приемной комиссии Аркен Шанлаяков говорит: «Мы вернули лицензию» и обманывает народ.
Венера, родительница:
Не можем получить документы
– Мои дети были приняты на заочное отделение. Мою дочь Амину Калбаеву перевели в Нукус, мы запросили документы, но их не выдают. Оплатили за 2 года. А брат Улукбек Турдымуратов оплатил один раз, ему заявили: «Не оплатил». Только хотели приехать и разобраться, начался карантин. Документы до сих пор лежат в КазАТК. Не смогли перевести. Второго сына перевели в Нукус, тоже документы не можем забрать, вновь просят оплатить. Они вообще не учились. На сессии не вызывают. Помогите теперь хотя бы получить документы обратно.
Даулет Сабуров, житель города Хорезм:
На защиту диплома попросили 147 тысяч тенге
– Сам я закончил колледж и работал в городе. Надо было получить высшее образование. В 2018-2019 году был принят на 2 годичное заочное отделение. Нас не воспринимали как людей, никто не связывается с нами до сих пор. Подошло время защиты диплома. Сказали: «Если будете защищать онлайн, то заплатите 147 тысяч тенге». Хотел перевестись в вуз в Узбекистане, не разрешают. Ездил в 2018 году, в одном кабинете как будто провели лекцию. На последующей сессии вообще ничего не было. Только оплачивали и возвращались. Честно говоря, даже не знаю, на каком факультете учусь. Не знаю даже перешел ли на другой курс. К нам приезжали проректоры, учредитель Мырзахан Салыкбаев. Поверили им. Много студентов были приняты в период проведения Года Казахстана в Узбекистане и Года Узбекистана в Казахстане. Поделился со своими родственниками, 16 детей сдали документы. Они тоже застряли между двумя странами. Заплатили вдвое больше. Каждый раз с нас требовали оплату на что-то, то 20, то 40, то 50 тысяч тенге. Просьба к вам. Помогите нам получить документы, перевестись в другое учебное заведение.
P.S. По словам достоверных источников, теперь и. о. ректора КазАТК Ажар Беисову сменила Салтанат Амиргалиева. Это уже седьмой ректор учебного заведения с момента перехода в частную собственность в 2018 году.
Источник: nege.kz.
Просмотров материала: 8 377