В условиях кризиса национальной экономики, вызванного пандемией коронавируса, постоянно звучат лозунги о принятии дополнительных мер поддержки отраслей и населения, важности сохранения занятости населения и продолжения работы по привлечению прямых иностранных инвестиций. К сожалению, реалии на местах далеки от провозглашаемой с высоких трибун политики, чиновники продолжают принимать решения исходя из своих, сугубо личных, местечковых интересов, которые не сообразуются не только с высокой политикой, требованиями и нормами действующего законодательства, но и логикой и здравым смыслом. И это происходит не где-нибудь на окраинах и задворках нашей страны, а в самой столице.
Так начинается письмо руководителя ТОО «Рестоком» к Главе государства Касым-Жомарту Токаеву. Ниже приведем его полностью, чтобы неосведомленная часть наших читателей была в курсе дела.
С 2014 года ТОО «Рестоком» занимал небольшую нишу в нашем городе, взяв в аренду помещение ресторана в концертном зале «Астана» (ранее – «Конгресс-Холл»). Данное здание находится на площади старого Целинограда и относится к историческим и культурным памятникам республиканского значения.
Помещение было в довольно запущенном состоянии, поэтому потребовало весьма значительных инвестиций для его реконструкции, капитального ремонта и переоборудования. Поскольку он относится к госсобственности, в 2013 году по согласованию с Управлением культуры города Нур-Султан был заключен договор доверительного управления с ИП Кулумбетова К. И., которая, сдав его ТОО «Рестоком» в аренду, полностью переложила на него все свои обязательства перед государством, взамен требуя лишь ежемесячной арендной платы.
ТОО «Рестоком» планировал участие в данном бизнесе основательно и надолго (не менее 20 лет), договоры аренды и совместной деятельности были заключены на 10 лет с правом последующей пролонгации, были привлечены иностранные инвестиции на общую сумму более 2 500 000 долл. США, которые были направлены на капитальный ремонт объекта и прилегающей территории, закуп оборудования, мебели и техники для ресторана, оборотные средства.
Благодаря принятым мерам ресторан «Кафе Целинников» с 2015 года стал одним их самых популярных мест в столице как среди жителей, так и среди ее гостей, продолжив добрую традицию советского общепита, сохраняя ценность этого исторического и культурного памятника республиканского значения.
В декабре 2019 года Кулумбетова К. И. скончалась, после чего ТОО «Рестоком» в письменной форме обратился в Акимат города с просьбой сохранить за ним право пользования объектом по Договору аренды до истечения его срока - 12.07.2023 года, либо назначить в качестве доверительного управляющего с целью защиты и возврата вложенных инвестиций.
При этом была выражена готовность оплачивать деньги за аренду помещения ресторана не в частные руки, как было раньше, а непосредственно в бюджет (для справки: за 5 лет Кулумбетовой К. И. было выплачено за аренду государственной собственности примерно 230 млн. тенге, из которых ни тиына в бюджет не попало); указывалось, что ТОО «Рестоком» обеспечило рабочими местами 86 человек, оплатило в бюджет налогов свыше 75 млн. тенге, с учетом исторической значимости объекта компанией была произведена государственная регистрация товарного знака «Кафе Целинников».
Акимат в лице ГУ «Управление активов и государственных закупок г. Нур-Султан» сообщило, что в соответствии с действующим законодательством передача объекта в доверительное управление либо в имущественный наем (аренду) будет производиться на тендерной основе. ТОО «Рестоком» был готов участвовать в тендере на законных основаниях и ждал объявления соответствующих процедур.
Тем временем за спиной арендатора было принято совершенно другое решение: постановлениями от 21.01.2020 г. и 07.02.2020 г. Акимат передал помещение ресторана, минуя все предусмотренные законодательством тендерные процедуры, в доверительное управление АО «СПК «Astana», а затем -в аренду родной сестре покойной Кулумбетовой К. И. - ИП «Айтмагамбетова Б. И.»(!).
Стоимость аренды для данной семьи в условиях кризиса составила всего 1 170 000 тенге в месяц, площадь помещения ресторана неожиданно уменьшилась с 460 до 390 кв. м, по окончании данного календарного года арендатору предоставлено право последующего выкупа помещения (!).
Акиматом настолько грубо были проигнорированы все нормы и требования действующего законодательства о государственной собственности, об охране и использовании объектов историко-культурного наследия, что он даже не позаботился получить согласование Министерства культуры и спорта на передачу данного памятника в доверительное управление и аренду.
ТОО «Рестоком» обжаловал действия (постановления) Акимата в судебные органы, однако, здесь стало очевидным, что система госуправления и судебная система у нас – сообщающиеся сосуды, и потому «Фемида», как водится, оказалась глуха и слепа: единственное объективное и беспристрастное решение суда первой инстанции под председательством судьи Алиева Суд города Нур-Султан отменил. По результатам обжалования обоих постановлений был вынесен вердикт – постановления Акимата законны.
При этом в делах задним числом материализовывались «нужные» заключения прокурора, даже при его отсутствии в процессе, принесены апелляционные протесты. Суд города Нур-Султан игнорировал участие уполномоченного органа в области охраны объектов историко-культурного наследия, не удосуживаясь привлекать представителей Министерства культуры и спорта к участию в деле, а все доводы и возражения ТОО «Рестоком» потонули в общем хоре голосов представителей Акимата, Прокуратуры города, СПК «Astana» и главного выгодоприобретателя – Айтмагамбетовой Б. И.
В постановлениях апелляционной инстанции все фактические обстоятельства дела искажены с точностью до наоборот. Утверждается, что права и законные интересы ТОО «Рестоком» никоим образом не нарушены действиями Акимата, и поэтому он вообще является ненадлежащим истцом по делу.
Сложившаяся ситуация не была бы столь абсурдной, если бы не являлась наглядной демонстрацией того, что:
1) государству в лице отдельно взятых чиновников глубоко безразлична судьба капиталовложений иностранных инвесторов и конкретного бизнеса, а равно и – занятых в данном бизнесе людей, их занятость и социальные гарантии;
2) для достижения личных, местечковых, хотя и не столь прозрачных и очевидных, целей отдельных государственных чиновников и отдельно взятых семей – все средства хороши, что отнюдь не способствует здоровому процветанию бизнеса, а является благоприятной средой для серых схем и откатов и – под предлогом аутсорсинга – вывода государственных активов в частные руки;
3) все законодательные нормы и гарантии, призванные обеспечить эффективность управления государственными активами, регулярность поступлений в бюджет и независимость и свободу бизнеса от вмешательства госаппарата – мифы и существуют только на бумаге и в цифровом формате;
4) никакие изменения в действующем законодательстве, правовые реформы, внедрение Административного процедурно-процессуального Кодекса Республики Казахстан, учреждение МФЦА не сделают Казахстан правовым государством до тех пор, пока суды напрямую зависят от финансирования органами местного государственного управления и выносят решения, узаконивающие все допущенные ими нарушения законодательства, прав и законных интересов предпринимателей;
5) подобная практика государственного управления не только не способствует поднятию авторитета Казахстана на международной арене, но и подрывает его авторитет среди иностранных инвесторов, готовых вкладывать капиталы в экономику нашей страны.
Для справки:
19.05.2020 г. ТОО «Рестоком» обращался по данным фактам в Счетный комитет Республики Казахстан, по результатам рассмотрения которого были усмотрены нарушения Правил передачи государственного имущества в доверительное управление. По подведомственности обращение спущено для рассмотрения в Департамент внутреннего государственного аудита г. Нур-Султан. На этом – тишина.
Один из инвесторов ТОО «Рестоком», компания TST DM INVESTMENТ LIMIТED, беспокоясь о судьбе своих капиталовложений и сложившейся ситуацией, дважды обращался к Инвестиционному омбудсмену Республики Казахстан А. Мамину и Помощнику Президента Республики Казахстан А. Балаевой с просьбой принять меры по защите прав и законных интересов инвестора.
Данное обращение спустили на рассмотрение Управления активов и государственных закупок г. Нур-Султан, которое и готовило решения Акимата об изъятии указанного государственного актива из рук действующего бизнеса и передаче его со всеми инвестиционными вложениями и неотделимыми улучшениями по родственному признаку, и, соответственно, поставляет наверх искаженную информацию.
Просим Вас, уважаемый Президент, навести порядок в сфере местного государственного управления, судебной системе и не допустить ущемления прав иностранных инвесторов, недобросовестной конкуренции, и рейдерства в отношении бизнеса ТОО «Рестоком». Конец письма.
Это обращение к Главе государства отправлено еще 10 августа 2020 года, но, к сожалению, ответа или каких-либо подвижек по нему пока что нет.
Точно такое же письмо было адресовано в партию NurOtan, вернее, на имя руководителя Центрального аппарата партии господина Ускенбаева. Но партия еще никак не отреагировала – наверняка, нужен другой уровень – как минимум уровень заместителя Председателя партии Бауыржана Байбек.
Может быть, только партия сможет повлиять на своих членов – от обычного клерка до акима столицы господина Кульгинова, и заставит их исполнять законы в интересах граждан и государства.
А тем временем дело по «Кафе целинников» находится на рассмотрении в Верховном Суде, на объективное и беспристрастное решение которого не вправе повлиять ни руководитель партии власти, ни даже Глава государства.
Серик Мамбетов, журналист
P.S. Пока готовилась статья, ТОО «Рестоком» направил официальное письмо на имя Первого заместителя Председателя партии NurOtan Бауыржану Байбек.
Просмотров материала: 26 364