Караванинг в условиях пандемии стал наиболее безопасным видом отдыха, который позволяет соблюдать социальную изоляцию и дистанцию, а также сохранять автономность. Этот вид туризма дает туристу возможность посмотреть несколько туристских объектов в течение одной поездки.
В целях развития караванинга и кемпингового туризма с 16 по 30 сентября Комитетом индустрии туризма Министерства культуры и спорта РК, АО НК «Kazakh Tourism» и ОЮЛ «Казахстанская ассоциация кемпингового туризма и караванинга» была организована экспедиция «Караванинг – туризм современных номадов» по маршруту Великого Шелкового пути.
За 15 дней команда в составе 30 человек преодолела 3500 км пути по транспортному коридору «Западная Европа - Западный Китай» от границы с КНР до границы с Узбекистаном. Караванинг прошел по достопримечательным местам городов: Жаркент – Алматы – Тараз – Шымкент – Туркестан. На прошлой неделе в Алматы организаторы экспедиции подвели ее итоги.
По мнению председателя правления АО НК «Kazakh Tourizm» Ержана Еркинбаева эта экспедиция отличается от всех остальных которые ранее проходили в Казахстане тем, что по ее результатам будет представлен конкретный отчет-инструкция.
«Мы видим, что происходит сегодня в мире. Еще до пандемии 30% доходов от туризма поступали именно от экотуризма. В Европе существует 2 млн караванеров и 25 тысяч кемпингов. В соседнем Китае насчитывается несколько тысяч. В США жизнь на колесах стала частью культуры. Если же взять Россию, то там прирост этого вида туризма за последние годы составил 25%. Люди готовы платить, чтобы увидеть удивительные места Казахстана. У нас 13 национальных парков, 10% страны – особо охраняемые территории. Все это естественный магнит, который должен притягивать большие потоки людей. Пандемия эти тренды только усилит.
Нужно чтобы бюджеты в области туризма были пересмотрены, и расходы, которые были заложены на продвижение имиджа страны за рубежом, на участие в международных конференциях, проведение фестивалей, все направили на другие цели. На развитие экотуризма. Мы ожидаем, что к 2025 году 8 % ВВП страны должен занять туризм», - полагает он.
В свою очередь председатель Совета ОЮЛ «Казахстанской ассоциации кемпингового туризма и караванинга» Баян Шапагатова, считает цель экспедиции - инвентаризация маршрута, была достигнута.
«Мы отметили самые крупные зоны. На наш взгляд, эти места должны быть официально признаны, за ними должны следить, и местные власти должны с большой ответственностью подходить к данным объектам. К примеру, в урочище Тамгалы-Тас необходимо решить вопросы со связью. Соленоме горное озеро Тузкол очень популярно, но с ним может произойти такая же ситуация, как с озером Кобейтуз, если пойдет поток туристов, а местные власти не будут вести никакой работы. В Чундже необходимо сделать смотровую площадку, здесь не надо ночевки, туристу хватит двух часов. За поселком Саты, чуть выше по реке Чарын - потенциальное место под кемпинг. Можно несколько дней стоять с ночевкой, рыбу ловить и т.д. Мы рекомендуем поставить кемпинги там, где есть вода. В Таразе, Туркестане, Шымкенте, нужна официальная городская стоянка, когда туристы останавливаются ненадолго, чтобы посмотреть город. В Мерке много зон отдыха, гостиниц, но нет доступной зоны, где турист может поставить свою палатку, здесь нужна маленькая кемпинг-зона и сезонные глемпинги», - рассказала она о результатах «инспекции» в своей презентации.
По ее мнению, для развития караванинга нужны также трейлерные парки, необходимо разработать маршруты на автодомах, организовать прокаты автодомов и прицепов, предоставлять льготные субсидии для покупки автодомов.
Баян Шапагатова также считает, что номадизм, историческое прошлое кочевников – наших предков нужно использовать как туристический бренд для привлечения зарубежных туристов.
Поделился своими впечатлениями о поездке и Жанат Жалимбетов, представитель компании Offroard Kazakhstan, которая обеспечила экспедицию транспортом и всем необходимым.
«Наша компания не раз участвовала в караванных экспедициях как в Казахстане, так и за границей. Но эта экспедиция – это совсем другое дело. В основном, за эти 15 дней пути мы готовили еду сами. На надо отметить, что на юге страны много мест, где можно остановиться, переночевать и перекусить. Через каждые 500 – 1000 км была возможность чистить автодома от отходов. В целом, все было нормально. Но должен отметить, что такой вид путешествия все-таки не особо популярен сейчас среди казахстанцев, потому что стоимость автодомов и прицепов или их аренда недоступна многим. К примеру, аренда автоприцепа обойдется в 30-40 тысяч тенге, автодома более 100 тысяч тенге в сутки. Цены на первые от 20 тысяч долларов, а на вторые - от 70 тысяч долларов. Поэтому для развития этого вида туризма без помощи государства не обойтись.
В настоящее время в Казахстане дома на колесах не пользуются особым спросом, недостаточно развита инфраструктура для караванинга и кэмпинга. Но такие экспедиции помогают понять слабые места, развивать туристический сервис и популяризовать туризм как среди местного населения, так и среди иностранцев», - убежден он.
В целом, казахстанский парк караванеров на сегодня насчитывает более 150 «автодомов».
Организаторы экспедиции сообщили также, что по ее результатам планируется выпуск путеводителя с переводом, создание приложения и инфохаба со всей необходимой для караванеров информацией.
По маршруту экспедиции было определено более 10 точек для будущих стоянок автотуристов, кемпингов и глемпингов, которые были исследованы в ходе экспедиции для развития кемпингового туризма и караванинга. В ходе экспедиции были выявлены следующие требования к стоянкам:
Места для слива отходов должны быть доступными и ровными,поверхность зон для маневрирования транспорта должна быть достаточно твердой,въезд и выезд с парковочных стоянок должен быть круглосуточным.
Все предложения по устранению проблем и недочетов будут внесены в Комитет индустрии туризма при Минкультуры и спорта.
Напомним, в ходе экспедиции одна из караванинг-стоянок уже была торжественно заложена на территории национального парка «Иле-Алатау» в ущелье Аюсай 21 сентября текущего года. Планируется, что уже в будущем году она будет полноценно функционировать как стоянка для караванеров и автотуристов.
Всего Иле-Алатауский Государственный национальный природный парк предусмотрел в своем генплане девять глэмпингов и одну караванинг-стоянку, которая будет находиться в ущелье Аюсай. Для стоянки караванеров было выделено почти 1 гектар земли, которая будет создана при участии стратегического инвестора.
Организаторы и участники экспедиции убеждены, что караванинг внесет вклад в развитие туризма в Казахстане, но при условии, что государство окажет поддержку отрасли.
Алма Кенжебекова, специально для Матрица.kz
Просмотров материала: 1 327