«Руководителей Фонда медстрахования и «СК-Фармация» уволить или, если есть необходимость, провести следствие», – заявил президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев на расширенном заседании правительства 10 июля. COVID-19 выявил провалы в работе не только здравоохранения, образования, государственных органов, но и Фонда социального медицинского страхования (ФОМС), которым руководил очень гламурный чиновник. В самом деле, мы не знаем, чем занимался ФОМС во время эпидемии коронавируса, зато знаем, как хорошо живут его руководители.
Зачем нужен такой гламурный ФОМС?!
Правда, это случилось не после проверки деятельности ФОМС, а после того, как в социальных сетях был распространен пост супруги главы Фонда Айбатыра Жумагулова – Гульбаршин Заировой, которая написала о том, что муж подарил ей двенадцатый по счету автомобиль.
Пост вызвал большой скандал в сети. Позже пресс-секретарь ФОМС Ермек Балтаев прокомментировал ситуацию вокруг своего руководителя, заявив, «у семьи Жумагулова одна машина, марки Toyota. 12 машин они сменил за 25 лет супружеской жизни, продавая одну и покупая другую».
Как бы то ни было, на 12-ой машине Айбатыр Жумагулов лишился поста главы Фонда. «В последнее время очень много слухов и сплетен вокруг Фонда обязательного медицинского страхования, туда нужно поставить более делового и менее гламурного человека», – поставил точку в этом гламурном деле глава государства на заседании правительства.
В итоге было начато досудебное расследование по факту хищения в отношении бывшего руководства НАО «Фонд социального медицинского страхования», новым председателем правления Фонда обязательного медицинского страхования был назначен Болат Токежанов.
В конце октября 2015 года в Казахстане приняли закон «Об обязательном социальном медицинском страховании». Повысит ли уровень качества оказываемых медицинских услуг внедрение медицинского страхования – это основной вопрос, который волновало и волнует население страны. Есть ли основа для «медицинского» оптимизма, или медстрахование «забуксует», как и некоторые другие принятые проекты и программы?
К тому мы не забыли о печальной судьбе первого Фонда обязательного медицинского страхования, который был создан в 1995 году и просуществовал всего три года. В 1998 году руководитель фонда Талапкер Иманбаев уехал в США и был объявлен в международный розыск. С тех пор след его, увы, простыл. Разумеется, вместе с деньгами.
Сам факт отсутствия анализа краха первого ФОМС перед принятием закона о медицинском страховании говорит о многом.
Казалось бы, во время эпидемии мы должны были на деле увидеть работу ФОМС – большинство граждан РК 2,5 года отчисляли деньги в эту структуру. Однако во время эпидемии граждане были вынуждены метаться по аптекам, ПЦР-тестированиям, КТ и т.д., оплачивая из своего кармана, хотя они сделали отчисления в ФОМС.
В итоге COVID-19 выявил, что обязательное социальное медицинское страхование не заработало и, скорее, провалилось. Ведь мы не увидели от этой организации никакой пользы. Получается, в ФОМС нет ничего от реального медицинского страхования. Это просто дополнительный налог мимо бюджета?! И ФОМС превратился в закрытую и неподконтрольную структуру с миллиардными расходами для гламурных руководителей.
А ведь экс-глава Фонда обязательного медицинского страхования Талапкер Иманбаев в свое время утверждал, что ему удалось построить прозрачную финансовую систему социальной защиты, ясную как застрахованным, так и врачам, работодателям и контрольным органам. Казалось бы, логично изучить финансовую систему предыдущего ФОМС, если есть ее изъяны – исправить, и дополнить современными финансовыми инструментами.
Если же предыдущая система была не совершенна, то чем отличается от нее нынешняя? Если во время эпидемии не было пользы от этого Фонда, то зачем он нужен? Получается, нет механизма работы ФОМС во время эпидемии, когда была необходима реальная и экстренная помощь всем больным. Разве медстрахование не создавалось на случай болезней людей?! А летом люди умирали без этой необходимой (и оплаченной) медицинской помощи.
Где крутятся деньги ФОМС
В итоге не получится ли, что большая часть денег будет уходить на содержание еще одного Фонда, во главе которого будут гламурные чиновники с большим аппаратом сотрудников? Где тот механизм гарантии сохранности средств, чтобы мы потом не спрашивали постоянно о том, чем чиновники ФОМС занимаются и куда уходят деньги?
Раз первый Фонд вышел комом, то где гарантия, что из вновь созданного ФОМС выйдет толк? Закономерный вопрос, каким образом новые накопления будут защищены, чтобы новый Иманбаев не исчез с ними за границей, не растаяли в каких-либо организациях или не «съела» инфляция?
Ведь в развитых странах имеется прозрачная финансовая система медицинского страхования, которая позволяет всем видеть, кто и чем занимается, как и куда тратятся средства, не говоря об их сохранности и инвестициях. А мы, к примеру, не знаем, сколько сотрудников Фонда, какие зарплаты они получают и за что, как функционирует Фонд, кто несет ответственность за деньги и т.д.
Ведь все поступающие в виде взносов деньги не будут потрачены на оплату медицинских услуг, и образуются свободные деньги, которые нужно будет инвестировать.
Знаем, что свободные активы Фонда взял в доверительное управление Национальный банк РК. Среди вариантов для инвестирования средств Фонда у Нацбанка есть: государственные ценные бумаги РК (включая выпущенные в соответствии с законодательством других государств), за исключением ценных бумаг, выпущенных местными исполнительными органами Республики Казахстан, деньги на корреспондентских счетах в Нацбанке; депозиты в Нацбанке; облигации международных финансовых организаций с кредитным рейтингом финансового инструмента или эмитента не ниже «А-» по Standard & Poor's или равнозначного рейтинга Fitch, Moody's Investors Service; агентские облигации, в том числе облигации, выпущенные национальными управляющими холдингами, с кредитным рейтингом финансового инструмента или эмитента не ниже суверенного рейтинга Республики Казахстан по Standard & Poor's или равнозначного рейтинга Fitch, Moody's Investors Service; агентские облигации, корпоративные облигации с рейтингом финансового инструмента или эмитента не ниже «ВВ-» по Standard & Poor's или равнозначного рейтинга Fitch, Moody's Investors Service; сделки обратного РЕПО.
История повторяется: финансовая конструкция ФОМС аналогична накопительной пенсионной системе, о скандалах которой мы наслышаны. Здесь и там взносами управляет Нацбанк. Хотя финансовые инструменты немного различаются, механизм их работы одинаковый.
Получается, систему обязательного медицинского страхования будет трясти так же, как ЕНПФ. Удивительно, что чиновники ФОМС в свое время заверяли нас, что подобной ситуации со средствами Фонда медстрахования не будет, что государство гарантирует сохранность активов Фонда. Хотя мы знаем о невысокой эффективности управления собранными средствами.
Вопрос вложения средств ФОМС – это вопрос развития медицины, экономики, производства, а не поддержки банковской системы с ее асоциальным однобоким развитием, как предлагал Нацбанк. Ведь вместе с подъемом производства будет расти и занятость населения, что в свою очередь увеличит поступления в Фонд. Давно пора правительству разработать программу использования средств ФОМС для инвестиций в реальный сектор экономики, а не порождать порочный банковский круг.
Ведь Нацбанк ничего не сделал для того, чтобы хоть как-то защитить Фонд от обесценения активов – тенге опять сильно подешевел за последнее время. А между тем накопления ФОМС составили 250 млрд тенге на начало текущего года.
Государство внушительную часть содержания медицины через медицинское страхование перенесло на плечи своих граждан. А вот смогут ли они потянут эту ношу – это большой вопрос, учитывая уровень неофициальной безработицы, количество «самозанятых» и другие факторы; низкий уровень зарплат большинства казахстанцев означает низкий уровень накоплений в фонде, что ставит под сомнение его достаточность для покрытия медицинских расходов…
В результате появится слой людей, лишенных доступа к нормальной медицине. И нужно сделать все, чтобы не допустить новой «социальной бомбы замедленного действия».
Недаром медицинское страхование получило распространение в странах с развитой и прозрачной экономикой. Иными словами, будущие проблемы ФОСМ можно прогнозировать по результатам работы ЕНПФ – большое количество так называемых «самозанятых» граждан останутся за бортом медицинского страхования.
Как здоровые становятся больными
Механизм работы ФОМС стал ясен, когда вскрылись факты многотысячных приписок, недоступность лекарственных средств, медицинской помощи, гарантированных государством.
Стало понятно, почему граждане не получили лекарства во время эпидемии, не были найдены средства для поддержки частных клиник, желающих наравне с государственными клиниками помогать больным бесплатно. И даже совсем бесплатные клиники и для граждан, и для государства не были поддержаны, а даже закрыты и оштрафованы.
В одночасье казахстанцы по всей стране узнали о том, что им приписывали фиктивные походы к врачам, процедуры, операции, за что поликлиники брали у ФОМС деньги как за полноценную работу. Не исключено, что в прошлые годы, когда существовала только бумажная документация, их было в разы больше.
Врачебные приписки обнаружили тысячи казахстанцев. В основном те, кто пользуется приложением DamuMed – это такая электронная медкарта пациента. Приложение Damumed – комплексная медицинская информационная система, в которой можно вызвать врача на дом, записаться на прием, получить рецепты и многое другое.
Утверждалось, что прием граждан в поликлиниках станет прозрачным. Но никто, видимо, и представить не мог, что все окажется ровно наоборот.
Возможно, дефицит лекарств был искусственный. Гарантированные государством препараты списывали, потом их можно продать на сторону или использовать в своей больнице не бесплатно. Это было просто источником дополнительного дохода. То есть коррупция в самих медучреждениях.
«Антикоррупционная служба города обращается касательно «приписок» и других нарушений в приложении Damumed. Согласно заявлению пресс-службы Фонда медстрахования, было выявлено более 11,6 тысячи случаев фактически неоказанных услуг, которые были внесены в информационные системы как полученные пациентами. За выявленные нарушения по таким случаям медицинские организации были оштрафованы более чем на 75,4 миллиона тенге», – говорится в сообщении антикоррупционной службы.
Сейчас, когда поднялся шум, многие казахстанцы узнали, что, по отчетам врачей, их оперировали, удаляли органы, делали аборты или же, наоборот, приписывали беременности. Пациенты стационаров после выздоровления вдруг обнаруживали в своих выписках, что им якобы назначали, а они принимали некие лекарства. Но на самом деле этого лечения не было.
Говорят, что ФОМС не имеет никакого отношения к припискам, но они стали возможны в созданном механизме. К тому же, если сами граждане не обратили на эти приписки, то ни ФОМС, ни поликлиники, ни больницы не обратили бы внимание на это безобразие. Коррупция стала возможной именно из-за созданного механизма медицинского страхования.
В Минздраве заявили, что больницам и поликлиникам придется не только вернуть все деньги, выделенные Фондом медстрахования за фиктивные услуги, но и выплатить крупный штраф.
А вот исправят ли медицинские карты с приписанными диагнозами, лечением, никто пока не знает. Если нет, таким пациентам в будущем грозят реальные проблемы с диагностикой, лечением. Ведь история их болезни произвольно отредактирована врачами-аферистами – так здоровые стали больными.
Дастан ЕЛЬДЕСОВ, специально для Матрица.kz
ФОТО: Зульфия Искалиева
Просмотров материала: 14 532