Несколько лет и всю нынешнюю весну Минкульт страны пробивал несколько поправок в законодательство об игорном бизнесе. Так и пробил. Если с отдельными новеллами еще как-то можно согласиться, то один из них вызывает разве что улыбку, а то и гомерический смех.
Любят у нас чиновники запретить-закрыть-прикрыть, но больше всего они любят куда-нибудь влезть и иметь оттуда маржу. Я еще понимаю, если эта маржа попадала бы в государственную казну, а не в карманы приближенных.
Так вот, в начале июля президент подписал Закон о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстана по вопросам игорного бизнеса. Своевременно скажу я вам, особенно, в период пандемии, когда бюджет требовал поступлений, а безработица пополняла свои ряды.
Одной из главных поправок было создание так называемого Центра учета ставок. Что это такое?
Закон гласит следующее: «Центр учета ставок - совокупность программного обеспечения и технических средств, подключенных посредством сетей связи к аппаратно-программному комплексу букмекерской конторы или тотализатора и обеспечивающих прием (осуществление) наличных и безналичных платежей, в том числе с использованием электронных денег, прием, учет и хранение информации о принятых ставках на пари (в том числе электронных) по каждому участнику пари, коэффициентах на варианты исхода пари, выигрышах и выплатах по ним».
А ведение центра учета ставок, согласно закона, осуществляется уполномоченным органом. В нашем случае Министерство культуры и спорта. Странно - зачем Минкульту считать чужие деньги? Ведь для этого есть налоговики!
Далее в законе говорится, что «Правила приема, учета и хранения информации, указанной в части первой настоящего подпункта, а также передачи ее иным лицам в соответствии с законодательством Республики Казахстан, включая государственный орган, осуществляющий руководство в сфере обеспечения поступлений налогов и платежей в бюджет, устанавливаются уполномоченным органом». То есть тем же Минкультом.
Трудно комментировать если ты не юрист, но все же терзают смутные сомнения - здесь что-то не так, о чем говорили ранее и участники рынка и, собственно, юристы.
А букмекеры говорили (и наверняка, до сих пор считают), что создание Центра учета ставок, которое активно «продавливает» Министерство культуры и спорта РК, содержит в себе очень много сомнительных моментов.
Первый из них, по мнению букмекеров, это коррупционная норма – так как ЦУСом будет сразу частная организация с подготовленным для нее заранее бизнесом, либо ЦУС передадут в будущем от Министерства культуры и спорта в частные руки или в доверительное управление частникам.
Вторая - неэффективная норма. ЦУС это организация паразит, которая не достигает никаких целей (это не влияет на оплату налогов, не влияет на безопасность, кроме как непонятного сбора информации и искусственно создаваемого заработка для ЦУСа с граждан Казахстана и бизнесменов.
Третья - затратная норма. Для функционирования ЦУСа необходимо будет закупать дорогостоящие сервера за счет населения на миллионы долларов, тогда как букмекеры по Закону «Об игорном бизнесе» с 2016 года уже закупили себе сервера, которые расположены на территории Казахстана для хранения большого объема информации.
Возникает резонное сомнение – зачем опять проводить «закупки» и тратить народные деньги, когда в деньгах нуждаются работники социальной сферы (врачи, учителя) и социально незащищенные слои (матери-одиночки, инвалиды, дети-сироты), сетуют букмекеры.
Четвертая - дублирующая норма - у букмекеров уже есть АПК-сервера, на которых ведется учет и хранение информации, а также онлайн-передача сведений в налоговые и иные фискальные органы. Поэтому ЦУС дублирует АПК-сервера, уже предусмотренные в Законе «Об игорном бизнесе».
И пятая – это норма, нарушающая законодательство РК. Наличие ЦУСа нарушает множество норм законодательства.
По некоторым сведениям стало известно, что Минкульт уже начал разрабатывать Правила для ГЧП по ЦУСу. Если не так, то пусть Минкульт поправит меня.
Что это означает? Это означаает, что ЦУС все-таки передадут в частные руки? Здесь появляются вопросы. Этот частник, вклиниваясь в бизнес между клиентом и букмекером начнет стричь денежку? На ровном месте? И какой, кстати, будет маржа этого посредника? 1,2, 5, 10 или 25%?
В чьи частные руки Минкульт хочет отдать ЦУС?
Остались, как я понимаю, и прошлгодние вопросы букмекеров к Минкульту. Озвучим их еще раз в надежде получить ответы:
1. Для чего МКС хочет иметь доступ к фискальным данным, если это прерогатива КГД МФ РК?
2. Готово ли Правительство, что МКС от имени государства возьмет репутационные риски в случае утечки информации из базы данных Центра учета ставок?
3. Почему МКС заявлял в Парламенте, что ЦУС будет составной частью МКС, а теперь планируется, что ЦУСом будет частная компания, которая будет выбираться путем конкурса?
4. Почему МКС не интересует вариант с модернизацией аппаратно-программного комплекса?
5. Почему МКС своими действиями в отношении букмекерских контор нарушает политику в области сокращения госсектора, невмешательства в бизнес и демонополизации рынка?
6. Почему инициатива МКС по введению ЦУСа создает лишние расходы для госбюджета, когда в регионах присутствует дефицит денег на поддержку социальных программ и осуществления социальных выплат незащищенным слоям населения?
Мяч на вашей стороне, господа!
С уважением, Серик Мамбетов, аульный журик
P.S. А еще не вижу логики в том, что букмекерские кассы вывели в игорные зоны. Скажите, а лотерейные билеты будут продавать в киосках? И мы говорим, что боремся с игроманией? А игроманов, согласно официальной, но странной статистике в стране 12 человек. Ну, может еще парочка прибавилась. Может быть, лучше занялись бы созданием новой методики их определения и мерами их реабилитации, чем плодить бесполезные структуры?
Просмотров материала: 14 651