22 ноября 2024 г.

Дежурный по стране

В экономике вообще-то есть только два предложения...
Азамат Джолдасбеков, президент АО «Казахстанская фондовая биржа»

Мы в соц сетях:



Онлайн-обучение: «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения»

31 август 2020, 10:05
Пандемия коронавируса нанесла сильнейший удар по образованию. В связи с пандемией более 100 стран мира весной приняли решение закрыть все школы. Более 1,5 млрд детей были переведены на дистанционное обучение, но половина из них не имели дома компьютера или интернета. Как бы очнувшись от пандемии, во многих странах решили начать новый учебный год в традиционном формате – дистанционное обучение не заменит учебу в школе.

Трудности дистанционного обучения, или учеба на вершине горы

И сейчас образование в РК оказалось в сложнейшей ситуации. Учебный процесс в текущем году завершился не совсем в традиционном формате. Дистанционное обучение – это не прихоть Министерства образования и науки, а вынужденная мера.

Особенно тяжело пришлось школьникам из отдаленных аулов, где были перебои с интернетом, не говоря о нехватке гаджетов. Большие трудности испытали и учащиеся младших классов. Если старшеклассники выполняли только домашние занятия, то малышам приходилось писать и классную работу, и домашнюю.

За три года многочисленных «реформ» министра Ерлана Сагадиева уровень образования заметно упал, что отметили даже международные образовательные исследования PISA.

В рейтинге лучших стран для воспитания детей Казахстан занял последнее, 73-е, место. Об этом сообщила аналитическая служба Ranking.kz. С образованием тоже ситуация плачевная. В рейтинге лучших стран для образования Казахстан оказался на 70-м месте из 73, расположившись между Ливаном и Мьянмой. Странами с лучшей системой образования признаны США, Великобритания, Канада, Германия, Франция.

При составлении рейтинга учитывались три критерия: наличие хорошо развитой системы государственного образования, планы жителей страны получить высшее образование и уверенность в том, что страна обеспечивает высокое качество образования.

Всемирный банк также провел исследование сферы образования в странах Центральной Азии. По его данным, если до пандемии школьники Центральной Азии отставали в знаниях от своих европейских ровесников на полтора года, то после дистанционного обучения этот разрыв увеличился еще на полгода.

Это и неудивительно – в некоторых аулах перебои с интернетом или его нет совсем, сельские школьники и студенты «ловили» интернет на крыше или выходили в поля, забирались на близлежащую возвышенность, гору, где «ловит» интернет, чтобы отправить выполненные работы преподавателям.

Из некоторых аулов студенты из-за отсутствия интернета были вынуждены ездить в районные центры на дистанционные лекции, а родители школьников с выполненными домашними заданиями – куда-то в соседний аул, где есть интернет.

Оказалось, образовательные платформы не готовы к дистанционному образованию. У учителей уходило много времени на то, чтобы загрузить в «Күнделік» информацию по урокам, по домашним заданиям, выставлять оценки. Не говоря о том, что многие учителя (и школьники) испортили свое зрение, постоянно пользуясь смартфоном.

И есть опасение, что определенная часть школьников останется без образования, так как не сможет воспользоваться онлайн-образованием. Поскольку система образования и школьники и семьи попросту не были готовы к онлайн-обучению, чисто технически.

Если студенты высших учебных заведений и колледжей, применяя отдельные элементы работы в онлайн-режиме, имели определенный опыт в этом вопросе и были чуть лучше готовы к дистанционному обучению, то учащиеся школ столкнулись с подобной практикой впервые.

Весной нелегкий груз лег и на плечи родителей школьников, особенно младших классов, которым пришлось примерить на себя роль учителей и репетиторов – ведь учебные центры, как и школы, тоже были закрыты.

По мнению учителей, качество образования заметно упало, хотя они были довольны уровнем выполнения домашних заданий в 4-й четверти. Такой парадокс объясняется просто: ведь учитель не знает, сделал ли школьник задания сам, списал ли в интернете или ему помогали родители. В школе знания детей проверяются по устным ответам, письменным заданиям, и каждый школьник на виду учителей и одноклассников. При дистанционке всего этого нет, соответственно, нет объективной оценки знаний учащихся.

Чисто технически дистанционка занимает у педагогов много времени: надо работать с каждым учеником по отдельности – получать от него задания, писать или отправлять устные замечания, при этом не зная, понял школьник урок или нет. По мнению опытного педагога, за стандартное время в дистанционке школьники выполняли лишь 30% работ по математике от работ в школьных условиях.

К тому же проявилась «национальная» черта – проблема с дисциплиной. Оказалось, во время оразы некоторые родители или дети позволяли себе сдавать домашние задания или звонить поздно ночью; кто-то мог прислать их до обеда, а кто-то вечером. Недаром в школе ставили оценки за поведение и дисциплину – без навыков ответственного и самостоятельного обучения учеба дается с трудом. А дома детям можно побыть в расслабленном состоянии, когда нет контроля со стороны взрослых.

Весеннее дистанционное обучение выявило, что многие школы не укомплектованы компьютерами и многим другим, в отдельных селах – перебои или даже отсутствие интернета, что является недоработками Министерства цифрового развития. Оказалось, школьникам не хватает 700 тысяч компьютеров, и многие дети рискуют остаться без базового образования.

Кто будет заниматься офлайн

Глава МОН на июльском заседании правительства отметил, что в первой четверти нового учебного года в школах будут работать лишь дежурные классы на основании заявлений родителей учащихся начальных классов (1-4 классы) при соблюдении строгих санитарных требований, а обучение остальных школьников будет в формате дистанционного обучения.

Исключение сделали для малокомплектных школ в отдаленных населенных пунктах, где будут заниматься офлайн при соблюдении санитарных норм. По 10-15 человек в классах, с разным временем перемен, с одним учителем в одном классе, часть занятий в дистанционном режиме, без школьного питания. Дали право выбора родителям, а не МОН.

«То есть в одном кабинете с одним учителем будут учиться дети дежурных классов. Заявления в дежурные классы будут приниматься в электронной форме через все доступные средства связи. Так, по предварительным прогнозам в дистанционном формате с использованием интернет-платформы и телевидения будут обучаться 2,6 млн школьников, в дежурных классах – 530 тысяч детей, в штатном режиме более 157 тысяч учащихся», – отметил министр Асхат Аймагамбетов.

Оказалось, что не все имеющиеся старые компьютеры подойдут для детей, и МОН закупило около 50 000 новых компьютеров, дальше будут покупать акиматы – даны такие поручения правительством.

Образовательные сайты будут бесплатными, мобильные операторы, возможно, будут снижать свои тарифы школьникам и учителям. Телеуроки подготовлены профильным ведомством, будут усовершенствовать интернет-платформы с учетом требований родителей, сурдоперевода, обеспечения контента и т.д.

Учителя поработали по этим компетенциям, по информационным технологиям, IT-платформам, интернет системам. Были открыты обучающие курсы для учителей, повышения компетенции в дистанционном режиме, повышению профессионального уровня.

МОН после первой четверти в зависимости от снижения заболеваемости будет готовить к поэтапному переходу в первый период к традиционному формату 1-5 классы. Во второй период – 6-11 классы при благополучном эпидемиологическом состоянии.

Другая часть программы МОН касалась методологии обучения, методов оценивания в новых условиях, как вообще преподавать, потому что преподавание в дистанционном режиме значительно отличается от традиционной классно-урочной системы.

В вузах, колледжах – тоже дистанционное обучение. Традиционное обучение – по индивидуальному графику, например, при организации практических занятий на первом и выпускном курсах, прохождении практики, в отдаленных населенных пунктах.

Конечно, правительство должно решить вопрос о снижении тарифов интернет связи для школьников, студентов, учителей или даже сделать его бесплатным, а также помочь в обеспечении малоимущих, многодетных семей компьютерами.

Весной первоклассникам повезло, что карантин начался в то время, когда они уже научились читать и писать. А теперь в новом учебном году часть первоклассников будут заниматься дистанционно, а это очень сложно – многие из них не умеют ни писать, ни читать. В условиях дистанционного обучения трудно будет и учителям нулевого и первого классов, например, какая будет методика обучения грамматике и математике по телефону.

Наиболее уязвимые сейчас – дети начального звена, первоклассники. Поэтому по желанию родителей, по их письменному заявлению, с соблюдением санитарных норм (в группах по 10-15 человек), МОН готово дать возможность для их обучения.

Необходим поэтапный переход на офлайн

Вообще-то как дополнительное обучение дистанционка давно используется за рубежом, особенно, в вузах при определенных условиях. Это вроде советского заочного образования без посещения учебного заведения. Дистанционное обучение позволяет многим получить образование, находясь далеко от вуза. У нас тоже иногда используется, например, в Назарбаев интеллектуальных школах, если школьники находятся за рубежом или по каким-то причинам не могут посещать занятия, находясь в Казахстане.

С этой точки зрения есть большой положительный результат от дистанционного обучения как для школьников, студентов, так и для преподавателей, которые заметно повысили свой уровень владения информационными технологиями, стали активнее пользоваться различными образовательными платформами, программами для подготовки презентаций и обычными месседжерами.

Но как постоянная всеобщая основа обучения дистанционка приведет к значительному снижению уровня образования. По этой причине в РК необходимо по мере возможности возвращаться к традиционному формату обучения.

Конечно, в вузах ситуация с дистанционным обучением лучше, чем в школах, поэтому там переход к традиционному формату можно ввести попозже.

Ученики – не автоматы, не механизмы, которые можно дистанционно наполнить знаниями, как картриджи заправляют краской. С древнейших времен сформировалась основа получения знаний, которая передается понятиями «Учитель и его ученики», «чья-то школа» (школа Пифагора, Сократа и т.д.) и др.

Ученики – это человеческие существа, которым для эффективного усвоения знаний нужно общение с учителем, с товарищами по учебе, перенятие жизненного опыта совместного обучения, а не технологии. Через экран смартфона, компьютера знания могут быть переданы лишь частично. Не говоря о лабораторных работах, например, по химии или физике, о спортивных секциях и т.д. К тому же никто не отменял воспитание детей в школе.

Во время дистанционного обучения видеозвонки, WhatsApp, IT-платформы, интернет системы, Facebook и аналогичные инструменты превращаются для запертых в домах людей в единственную форму поддержания отношений.

В газете New York Times недавно была опубликована серия статей, в которой говорится, что в богатых семьях США использование приложений этого типа уменьшается, а в семьях среднего класса и бедных – увеличивается. Элиты Кремниевой долины посылают своих детей в колледжи, где ставка делается на отношения между людьми, а не на технологии! Тогда какое будущее можно себе представить?

Одно, в котором у детей богатых будут хорошие учителя и очное высококачественное образование, где приоритет отдается человеческим отношениям, в то время как детей из менее имущих классов ожидает стандартизированное образование через телематические и виртуальные каналы.

К тому же за постоянной онлайн-коммуникацией кроется новая форма тотального одиночества. Невообразимо, конечно, жить без телефонов, но технология, как и, например, лекарства, могут вылечить, а могут и отравить.

В большинстве стран мира предпочли обычную школу. Даже Россия, где эпидемиологическая ситуация относительно сравнима с нашей, решила с 1 сентября переходить к традиционному формату.

Разными остаются механизмы локализации вспышек. В Израиле, если положительный тест на коронавирус получит школьник или учитель, на 2-недельный карантин уйдет вся школа. В Германии карантин будет обязательным только для близких контактов инфицированного, учебное заведение продолжит работать.

Нет единого стандарта и для санитарных требований. Одни настаивают на уменьшении количества учащихся в классе (и, соответственно, в найме большего количества преподавателей), другие на установке защитных барьеров и обязательном использовании средств индивидуальной защиты, вплоть до обязательного ношения масок и установки рукомойников в каждой учебной комнате. И те, и другие меры требуют немалых денег.

Да, в отдельных странах случались повторные вспышки заболевания. Например, многие немецкие школьники вернулись к учебе в начале августа, и с тех пор в 41 из 825 берлинских школ зафиксированы случаи заболевания. При этом заразились дети всех возрастных категорий – от начальной школы до выпускных классов.

Сотни учащихся и учителей отправлены в карантин. О новых вспышках заражения, связанных с открытием школ, сообщают также власти ряда штатов США и министерство образования Израиля. Но при этом «здоровые» школы не закрывались.

Уже в первой четверти надо готовиться к переходу к офлайн-обучению. Даже во время первой четверти можно переходить к школьному обучению в районах, областях, где установится благоприятная эпидемиологическая ситуация. На первых порах можно совмещать традиционное обучение с дистанционным.

Однако уже сейчас некоторые родители жалуются, что в школах не открывают дежурные группы для младших классов, в социальных сетях прошел флешмоб с обращением к санитарным врачам разрешить офлайн-обучение и для учащихся других классов.

Необходимо усиление медицинского осмотра школьников и педагогов, ответственности учителей, родителей и школьников. Как известно, к распространению эпидемии в Казахстане не были готовы наши медики, поликлиники и больницы, эпидемиологические службы, аптечная сеть. Есть надежда, что эти службы будут готовы к осени и не допустят повторения летней вспышки заболевания.

Дастан ЕЛЬДЕСОВ, специально для Матрица.kz



Просмотров материала: 1 632

Поделиться материалом


10:04 230 миллиардов тенге возвращено государству в рамках дел... 123 270 Просмотров

20:03 Обращение жителей с. Маралды к Президенту РК К.-Ж. Токаеву... 0 Просмотров

12:16 Атырауда мыңнан астам асыл тұқымды еділбай қойы тірідей... 0 Просмотров

11:35 Бұдан былай Алматыда электрлі самокат тек 16 жастан бастап... 0 Просмотров

11:30 Қарағанды облысындағы жол апатынан сегіз адам көз жұмды... 0 Просмотров

11:17 Мұхамедиұлының Ұлттық музейдегі ұрлықтың жаңа эпизодына еш... 123 102 Просмотров

11:01 Биіктен құлап бара жатқан баланы қағып алған оқушыға үш... 122 743 Просмотров

10:47 Қарағандыда тұрғын үй ауласынан шала туылған бала табылды... 122 767 Просмотров

10:25 Ұлттық музей басшылығына қатысты қылмыстық істі... 123 075 Просмотров

18:37 Адвокат Бурхан Жансейтов задержан в Алматы... 8 475 Просмотров

17:38 Объемы производства сахара будут увеличены в семь раз —... 7 652 Просмотров

17:13 Тарифы на комуслуги изменятся в Казахстане... 7 719 Просмотров

16:54 Министр Аймағамбетов балалардың қауіпсіздігін қамтамасыз... 10 907 Просмотров

16:52 «Қолайлы мектеп». Ұлттық жоба арқылы 582 мектеп бой көтереді... 11 053 Просмотров

16:52 «Суперагенты»: серьезный человек Сека уже ждет вас на IVI... 20 432 Просмотров

16:48 Балабақшаларды лицензиялауды күшейтеміз - министр... 8 321 Просмотров

16:43 Смайылов президенттің үкімет жұмысына қатысты сынына пікір... 6 649 Просмотров

16:42 Хищение средств через платформу АrtSport расследует антикор... 6 546 Просмотров

16:39 Еліміздің басым бөлігінде аптап ыстық болады – ауа райы... 5 353 Просмотров

16:37 Про президентскую критику... 7 455 Просмотров

16:29 Министерство не запрещало показ мультфильма «Базз Лайтер» -... 16 653 Просмотров

16:15 Экология министрлігі киіктердің мекендеу ортасын зерттеуге... 5 319 Просмотров

15:48 Денсаулық сақтау министрлігі аборт жасатуға тыйым салу... 6 667 Просмотров

15:45 Елімізде коммуналдық қызмет тарифтері өзгереді... 5 432 Просмотров

15:41 Капремонт всех роддомов пообещала министр здравоохранения... 5 428 Просмотров

15:27 Благотворительный спортивный зал для детей открыли в... 5 268 Просмотров

15:00 Қазақстан шекарасы қандай жағдайда жабылады... 5 113 Просмотров

14:18 104 мың гектарға қант қызылшасы егілсе, ішкі нарықты 80... 5 360 Просмотров

13:41 Қаңтар оқиғасы кезінде қанша қару тәркіленді – ҰҚК есеп... 5 290 Просмотров

13:15 Алагузова - Нуртасу Адамбай: Богу не нужна твоя помощь... 16 822 Просмотров

13:14 Жауынгер бір жыл ішінде әскери техниканы ғана емес, қолына... 7 167 Просмотров

13:04 Тамызда өршиді: Денсаулық сақтау министрлігі коронавирус... 5 147 Просмотров

13:02 В отношении руководства ТОО «Казфосфат» начато досудебное... 5 364 Просмотров

12:59 Суицид в Казахстане: 96% случаев самоубийств совершаются... 5 692 Просмотров

12:51 Усовершенствовать военную организацию Казахстана поручил... 5 116 Просмотров

12:49 Закупать уголь заранее призывают казахстанцев... 5 130 Просмотров

12:45 Павлодарда кран жұмысшыны екінші қабаттан итеріп жіберді... 5 174 Просмотров

12:42 Президенттің сынынан кейін ұзаққа созылған жол жөндеу... 5 097 Просмотров

12:38 МӘМС шенеуніктердің жемсауытына айналған – Арман Бейсембаев... 5 330 Просмотров

12:32 Шоу-бизнес өкілдерінің ЛГБТ-ны насихаттайтын «Базз Лайтер»... 5 482 Просмотров





Опрос


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930