Национальный аграрный научно-образовательный центр видит выход в том, чтобы активно внедрять инновационные подходы в земледелии, создавать демонстрационные полигоны для апробации и внедрения новых технологий, вводить отечественные и зарубежные научно-исследовательские разработки, при этом особенно укрепляя научную среду, способствуя тем самым обеспечению сельскохозяйственной отрасли высококвалифицированными кадрами.
Об этом и о многом другом в эксклюзивном интервью своим мнением с «МК» поделился председатель правления НАО «Национальный аграрный научно-образовательный центр» Толеутай Рахимбеков.
— Толеутай Сатаевич, какие задачи сегодня стоят перед НАО «НАНОЦ» в первую очередь?
— Мы предлагаем разработать национальную систему распространения знаний в сельском хозяйстве, так как сельчане не владеют необходимой информацией. Они нуждаются в информации о технологиях в зависимости от природно-климатических условий конкретного года: это сроки высева и сроки уборки, глубина заделки семян, их обработка, средства защиты растений, рационы кормления животных, технология ухода за животными. По моему мнению, именно эти центры распространения знаний должны стать связующим звеном в интеграции науки, образования и агробизнеса. Сюда должны приходить сельчане со своими проблемами. Здесь ученые должны получать задания на проведение научных исследований, а университеты — требования к кадрам.
Также сегодня обсуждается вопрос передачи в доверительное управление частному бизнесу некоторых опытных станций. Например, с 2002 года в частную собственность было передано около 30 таких станций, но практически ни одно приватизированное предприятие сейчас не занимается наукой. С другой стороны, следует рассмотреть возможность привлечения передовых частных агроформирований в качестве опытных станций. Они бы участвовали в научных исследованиях, исследованиях магистрантов и докторантов, прохождении практик студентов, а значит, в распространении знаний.
— Что вы можете сказать о финансировании аграрной науки?
— Во-первых, в прошлом году объемы ее финансирования достигли 17,5 миллиарда тенге, или 0,4 процента от валовой продукции. Во-вторых, госпрограммой АПК в 2021 году предусмотрено довести эту цифру до 25 миллиардов тенге, что составит 0,5 процента ВВП, а к 2030-му— до одного процента от валовой продукции отрасли.
Но я считаю, что в финансировании науки есть серьезные диспропорции: на научные исследования направляют более 90 процентов всех средств, на опытные работы — менее 10 процентов, а вот на трансферт и коммерциализацию абсолютно ничего не остается. Тогда как в мировой практике на долю этих трех блоков приходятся примерно одинаковые объемы финансирования — по 30-35 процентов.
— Какие механизмы применяют к трансформации аграрной науки?
— Сегодня среди реализуемых мер я хотел бы назвать переход от финансирования НИИ к финансированию ученых, увеличение доли затрат на опытные работы до 40 процентов, сокращение количества институтов путем передачи большинства из них в состав университетов, создание лабораторий коллективного пользования и внедрение независимой экспертизы науки. Кроме того, введена норма по субсидированию затрат фермеров на научные исследования, что позволит привлекать в науку дополнительные средства. Уже в этом году работа в этом направлении будет начата — проект правил проходит согласование в госорганах.
— В Казахстане очень много жалоб поступает на качество семенного материала. Прокомментируйте, пожалуйста, этот вопрос.
— Скажу, что за предыдущий трехлетний период реализации программно-целевого финансирования науки было создано 173 сорта и гибрида сельхозкультур. Кроме того, в прошлом году было изучено и оценено 515 образцов сельскохозяйственных культур зарубежной селекции, создано и передано на государственное испытание девять отечественных сортов и гибридов, произведено более 15 тысяч тонн высококачественных оригинальных и элитных семян зерновых, масличных, кормовых культур. Всего же в растениеводстве около 300 разработок. В животноводстве в активе наших ученых — около 200. Также сформирована электронная база данных, которая включает в себя почти 700 работ. Но я считаю, что все, даже самые выдающиеся достижения аграрной науки, не дадут результата, если казахстанские крестьяне и отрасль в целом не будут готовы их применить. Необходимо также легализовать личные подсобные хозяйства — те, в которых трудится около 3,5 миллиона человек, и которые производят почти половину всей сельхозпродукции в стране.
— Какие изменения в сфере научно-образовательной деятельности ждут НИИ и вузы?
— Они включают в себя трансформацию аграрных вузов в исследовательские университеты, увеличение доли времени ученых НИИ на преподавательскую деятельность до 20 процентов, а преподавателей вузов на научную деятельность до 30 процентов. Также добавлю, что в системе агропромышленного комплекса сегодня действуют три университета, ведущих подготовку кадров по многим сельскохозяйственным направлениям и ветеринарии. Сегодня там обучается по всем сельхознаправлениям более 10 тысяч студентов. Однако стоит отметить, что даже в сельскохозяйственных вузах процент профильных специальностей очень низкий.
Так что не помешало бы привести в соответствие с международными требованиями учебные программы, адаптировав их к рынку труда путем создания и трансферта знаний разработок и технологий, формирования интерфейса между казахстанской и мировой наукой. Кроме того, необходимо усилить доступность и инвестиционную привлекательность отечественного высшего образования, привлекая бизнес-среду для совместной подготовки специалистов для АПК на основе государственно-частного партнерства с предоставлением им соответствующих преференций.
— Что вы можете рассказать о программе создания национальной системы распространения знаний в сельском хозяйстве?
— Повторю и добавлю, что не так давно нами был разработан проект концепции развития национальной системы распространения знаний «экстеншн» в сфере агропромышленного комплекса на 2020-2025 годы. Его цели — обеспечение человеческого капитала и внедрение новых технологий сельскохозяйственными товаропроизводителями, а также усовершенствование программы по распространению знаний, в частности, увеличение количества центров распространения знаний и объем консультационных и образовательных услуг с одновременным содействием распространению инноваций и технологий. Более того, сейчас в Казахстане производством сельскохозяйственной продукции занимается более 245 тысяч действующих агроформирований. Но при этом большинство аграриев не имеют специального образования, либо их профессиональные навыки сосредоточены лишь в отдельных узкоспециализированных отраслях сельского хозяйства. Чтобы исправить эту ситуацию, в нынешнем году мы планируем привлечь 50 зарубежных ученых, причем больше половины из них должны приехать в рамках программно-целевого финансирования научных исследований и мероприятий бюджетной программы «Повышение доступности знаний и научных исследований». Сейчас ведутся переговоры по их привлечению.
— Вернемся к практической деятельности НАО «НАНОЦ». Участвует ли центр в обеспечении фитосанитарной безопасности в стране?
— Конечно же. А точнее — в совершенствовании интегрированных систем защиты плодовых, овощных, зерновых, кормовых, бобовых культур нами были разработаны комплексные рекомендации по мерам борьбы с бактериальным ожогом плодовых культур, разработана технология фитоэкспертизы и оздоровления семян сельскохозяйственных культур, сеянцев хвойных пород, саженцев туранги и гибридов тополя защитно-стимулирующими составами. Да много чего еще.
Например, в этом году Комитету государственной инспекции МСХ РК нами будут предложены схема защиты, рекомендации и препараты для временной регистрации против бактериального ожога растений. Кроме того, нами разработаны еще и технологии массового разведения 12 видов энтомоакарифагов, в том числе полученных по трансферту из других стран, которые успешно применяются против вредителей теплиц в республике.
Плюс внедряется интегрированная система защиты бахчевых культур против дынной мухи с использованием феромонов и стимуляторов роста растений, а также наши рекомендации и предложения для научнообоснованных систем защиты овощных культур — капусты, огурцов, томатов. Поверьте, все это для нашей республики, для ее сельского хозяйства очень важные аспекты.
Также нами рекомендованы и применяются ПЦР для экспресс-анализа определения вредителей и болезней сельхозкультур. Проводится экспресс-диагностика по определению вредителей и болезней сельскохозяйственных и лесных культур с помощью передвижной автолаборатории.
А еще одно из наших ТОО «КазНИИЗиКР имени Жиембаева» разработало и внедрило один отечественный биопрепарат против чешуекрылых насекомых вредителей и два биопрепарата против вредных саранчовых на основе энтомопатогенных грибов. Как вы знаете, проблема появления и проявления саранчи на полях страны каждое лето, к сожалению, не теряет своей актуальности.
И, наконец, мы гордимся тем, что сегодня в работе находится более трех сотен аборигенных (местных) штаммов-продуцентов широкого спектра действия для дальнейшего создания биопрепаратов против вредных организмов сельскохозяйственных культур, причем адаптированных к местным условиям.
Просмотров материала: 2 642