«Прелести» високосного 2020 года продолжаются. Коронавирус COVID-19 «заставил себя уважать», дав новую вспышку после майского окончания карантина. В США число заболевших зашкалило за 3 миллиона человек и более полумиллиона скончавшихся. Сингапур, Япония и прочие отличники борьбы с вирусом вновь столкнулись с ростом числа больных, так что никто уже не знает что и делать. За пять дней июля случаи заболевания в мире прирастали на миллион человек. «Дурдом», который случился у нас, в Казахстане, никому описывать, наверное, не нужно – почти как перед глазами прошло! И ясно лишь одно нужны срочные антикризисные меры! Но, желательно, чтобы эти меры были стратегического характера, которые бы не позволили такого критического накала в будущем…
Возможно, выскажусь довольно цинично, но нашей страстью быть «крепкими задним умом» уверенно пользуются два «субъекта» – букмекерская отрасль и пандемия! Уж, казалось бы, ведь «учит» игорная отрасль, что в жизни все возможно, и лидеры могут проиграть аутсайдерам в самых важных спортивных матчах. Так нет же, мы уверенно закладываемся, что сильные будут выше слабых, и оказываемся в проигрыше. Казалось бы, уж летом не должно быть много квази-простудных заболеваний, а COVID возьми и расшались! Если бы береглись, если бы остерегались, дистанцировались, берегли пожилых и хронически больных… Если бы, если бы, если бы… 13 июля – День национального траура – не должен остаться просто печальной датой, но и быть жестоким напоминанием социального поведения для живущих…
В поисках виноватых
Так положено, что и в радости, и в горести – первый спрос с власти. Даже когда не было прежде социальных сетей, таков был порядок вещей, а в пору Интернета это и вовсе не скроешь.
Отсюда не случайно президент Касым-Жомарт Токаев в очередной раз (уже можно сбиться со счета, если смотреть от времени вступления в должность) сам участвовал в заседании правительства 10 июля и потребовал прямого отчета. Правда, «главный виноватый» на этот момент был уже определен и даже уволен. Им стал прежний министр здравоохранения Елжан Биртанов (кстати, сам к этому моменту подхвативший коронавирус), но я бы не стал торопиться вешать на него все огрехи. Он однозначно специалист в своей сфере, и проявил себя как персона вполне социально, но, как известно, «хороший человек» – это не профессия. Думается, итоговые оценки его работы можно сделать и позже…
Но 10 июля, когда проходило расширенное заседание правительства с участием главы государства, конечно, не предполагало благодушных сентиментов. Казахстан к этому дню ежедневно отмечал рост числа больных COVID и пневмонии (с этой статистикой мы даже попали в европейские новостные ленты), и нужно было принимать экстренные меры.
Открывая заседание, Касым-Жомарт Токаев отметил, что, несмотря на то, что с начала года национальная экономика упала на 1,8%, для решения срочных вопросов в борьбе с коронавирусом по его поручению выделяются дополнительные 150 миллиардов тенге. И главная задача – остановить распространение КВИ и добиться значительных результатов в лечении больных.
Только в текущем году президент несколько раз напоминал, что объявил мораторий (для экономии бюджета) на создание новых гос- и квазигосструктур, но на этом совещании поручил создать «специальную комиссию по расследованию допущенных ошибок и упущений» (которая, надеемся, потом не превратится в новую контролирующую репрессивную структуру).
При этом К. Токаев уже сам «назначил» первые объекты для исследования этой комиссии – «СК-Фармация» и Фонд социального медицинского страхования. Впрочем, кроме «общественной» комиссии проверкой «СК-Фармации» займется также Агентство РК по противодействию коррупции, которому глава государства дал прямое поручение проверить «коррупционные риски».
Если глянем глубже
Здесь я хотел бы обратить внимание на то, что обе структуры, которые оказались прямо повинны в том, что население не могло получить оперативную медицинскую помощь и даже просто купить нужные лекарства, чтобы попытаться лечиться самостоятельно – являются государственными. И не просто госструктурами, а еще и монополистами в своих сферах.
Мотивами их создания в феврале 2009 года (ТОО «СК-Фармация») и в июле 2016 года (АО «Фонд социального медицинского страхования») было именно желание государства контролировать столь жизненно важные сферы. Оно, государство, считало, видимо, что именно под его контролем проблем здесь никогда не будет. Между тем «родовые» болячки подобных госструктур – бюрократия, зарегулированность, административный стиль работы, и привели к тому, что даже в период пандемии, когда народ срочно нуждался в лекарствах – медикаменты могли валяться больше месяца на складе! Услуги, которые гражданам нужны были «здесь и сейчас», оказались невозможными из-за переполненности больниц пациентами.
Подробности того, как и почему это произошло, скорее всего, будут известны позже, когда Антикор и специальная комиссия объявят об итогах своих расследований. Здесь же хотелось бы сказать о системных причинах, приведших к столь плачевной ситуации.
Вообще-то, если брать глобально, центральная исполнительная власть у нас уже очень давно борется за разгосударствление тех сфер, которые можно передать в рынок. Правительство даже регулярно делает отчеты и борется за более высокие места в мировых рейтингах типа Yellow pages, как показателя поддержки предпринимательства. Но, как говорил Виктор Черномырдин, «получается как всегда»: чуть что – новая госструктура.
В качестве президента Касым-Жомарт Токаев уже неоднократно говорил о «моратории» на создание новых хозяйственных дочек, но, видимо, еще очень краток этот срок – особой демонополизации каких-то структур не очень заметно.
Что касается рассматриваемых субъектов – интерес к ним может быть значительным. Так годовой объем закупа ТОО «СК-Фармация» – единого дистрибьютора по закупу и обеспечению лекарственных средств и медицинских изделий – сейчас превышает 200 млрд тенге в год. ФСМС, осуществляющий «стратегические закупки эффективной и качественной медпомощи в интересах пациентов», и вовсе собирает дань со всех граждан и организаций. Причем здесь явно можно увидеть интерес не только каких-то «решающих агашек», но и самого Кабмина, для которого ФСМС (конечно в прошлые докризисные времена) был «лишним» кошельком, вроде ЕНПФ, откуда на время можно было взять деньги. Бесплатно.
На багаже жизненного опыта
Как известно, в советское время всё и вся вокруг было государственным. Переходили мы из коммунистической фармации в рыночную на рубеже веков в конце 1990-х. И как раз в это время получил свой опыт руководства правительством нынешний президент Касым-Жомарт Токаев. Понятно, что стаж участия в Кабинете министров Республики Казахстан у него ведется с 1993-го, когда он стал замминистра, а через год министром иностранных дел. Но с марта 1999-го (вице-премьер), а с октября 1999 став премьер-министром, он непосредственно руководил работой исполнительной власти. И, отмечу параллельно здесь – это был тот самый важный период становления новой накопительной пенсионной системы, когда на рынок были допущены негосударственные пенсионные фонда (НПФ). Уверен, подавляющее большинство граждан Казахстана должны помнить «Улар-умит», «Грантум» и прочие фонды, до того, как в 2013-м все пенсионные накопления казахстанцев решили слить в ЕНПФ…
Потому я питаю особую надежду, что глава государства все же больше склонен к тому, чтобы стремиться создать современный цивилизованный рынок в отдельных отраслях экономики, вместо нагромождения новых монстров-госструктур, которые зачастую проедают больше денег налогоплательщиков, чем способны честно заработать.
Если обратиться к тому же ЕНПФ, о необходимости реформирования которого «намекал» президент, призывая изыскать возможность, чтобы граждане могли использовать эти суммы для ипотеки, лечения или обучения. Сейчас эта госструктура занята лишь тем (кроме расходов на всякие ништяки для себя), что просто собирает «дань» с граждан и организаций, и распределяет их на депозиты и в ценные бумаги. Уверен, что с не меньшим успехом это могут делать и сами граждане. Отчислять регулярно деньги на депозит в банке (с условием, что использует их лишь по выходу на пенсию) и самостоятельно наблюдать – как они прирастают еще и за счет капитализации – для этого особых талантов не нужно. При этом вкладчик мог бы воспользоваться дополнительными бонусами от банков (а они-то будут заинтересованы в привлечении как можно большего числа таких депозиторов) – хоть на новый дом, лучший вуз или лучшую больницу. При этом еще мы так нашу финансовую систему (банки) укрепим, что им надолго помощи от государства не потребуется!
Природа Фонда социального медстрахования также очень схожа с ЕНПФ: знай себе, что накапливай обязательные отчисления. Здесь даже коллекторов не нужно – налоговики исправно подпинывают кого нужно.
А если будет не один, а несколько таких фондов соцмедстрахования? Причем на рыночных условиях – кто, как и сколько клиентов привлечет! Именно такие рыночные фонды будут стараться исполнить свои обязательства четко и в срок, чтобы клиенты не уходили, а еще других привлекали методом «сарафанного радио». Уверен, такой частник-профессионал точно не оставит пылиться на складах медикаменты, особенно когда в них острая нужда.
И особенно мне греет душу то обстоятельство, что есть особые поводы надеяться, что президент стремится именно создать нормальную, рыночную инфраструктуру против всех этих гос- и квазигосмонстров. Помните, 2 июля Касым-Жомарт Токаев провел расширенное заседание Совета по управлению Международным финансовым центром «Астана»? Я уже приводил на Матрице его цитату, но не откажу себе в удовольствии повториться. «Я настоятельно рекомендую Агентству по регулированию и развитию финансового рынка совместно с МФЦА разработать новую смелую нормативную базу, направленную на интеграцию и развитие внутреннего рынка ценных бумаг», - сказал Касым-Жомарт Кемелевич.
Учитывая, что главной нашей бедой на фондовом рынке является недостаток дееспособных участников и рабочих инструментов, то демонополизация ЕНПФ, ФСМС и прочих госмонстров могла бы стать просто настоящей живой водой для экономики!
Глаза боятся – руки делают!
У казахов есть поговорка «Көз коркак, кол – батыр!». Приверженцев государственного патернализма хотел бы спросить – а часто ли нас «спасают» госструктуры, подобные ФСМС, «СК-Фармация» и иже, когда приходит беда? Практически никогда. Поскольку если и будет «спасение», то обычно правительство делает это опять же за счет наших налогов, которые мы должны тем или иным образом уплатить. Государство зачастую других источников и не имеет (правда, слава богу, что у нас есть еще Национальный фонд, созданный Елбасы Нурсултаном Назарбаевым в 2000 году, куда поступают излишки долларов от экспорта нефти и металлов). Отсюда получается, что практически любую госмонополию граждане оплачивают из своего кармана. Так не лучше ли передать подобные сферы экономики частникам, которые под бдительным надзором самих граждан и государства уже ради своей прибыли будут стараться лучше работать?
Берегите себя и страну!
Нурлан Махмудов, журналист
Специально для Матрица.kz
Просмотров материала: 2 470