Главной причиной ухода министра здравоохранения с поста политолог называет заражение коронавирусом половины кабинета министров. Перед этим работа минздрава неоднократно подвергалась острой критике из-за массы допущенных ошибок. Политолог Данияр Ашимбаев считает, что смена главы ведомства была очевидной. Это было лишь делом времени.
— Данияр, как думаете, с чем действительно связана отставка Елжана Биртанова – с состоянием здоровья или с тем, что проморгали ситуацию с ростом заболеваемости? Вообще редкий случай, когда в Казахстане министр здравоохранения сам подал в отставку.
— Почему редкий? Наши министры здравоохранения уходили по-разному.
В свое время первого министра здравоохранения Казахстана Аксултана Аманбаева сняли с поста в 1992 году, когда он пытался уволить Мухтара Алиева с поста директора института хирургии. Очевидцы помнят забастовку хирургов в центре города. В дальнейшем он смог устроиться на работу только директором детского сада.
Затем с апреля 1992 по октябрь 1997 минздравом руководил Василий Девятко. Его многие уважали, но скандал с ФОМС подкосил карьеру Василия Николаевича. Далее за здравоохранение республики в объединенном с образованием, культурой и спортом министерстве недолго отвечал Толебай Рахыпбеков. Следом несколько месяцев до августа 2000 года главой минздрава была Мария Омарова. Она продолжила свою карьеру в науке.
Жаксылыка Доскалиева, руководившего минздравом с августа 2000 до апреля 2004, посадили. А его последователь Ерболат Досаев ушел после известного скандала с заражением ВИЧ детей в Шымкенте. Как ни странно, врачи положительно относились к его работе. Не будучи связанным с медицинской мафией, он подписал много документов, нужных отрасли.
Период работы 2006-2008 гг. Анатолия Дернового мало кто помнит. Салидат Каирбекова покинула пост по состоянию здоровья и вскоре скончалась.
Что сделал Елжан Биртанов? Я считаю, он не только развалил отрасль, но и не справился с карантином
Однако это не главная причина его отставки. Он заразил коронавирусом пол-правительства. И хотя от Биртанова ожидали многого, к сожалению, ни одного ожидания он не оправдал.
— Разве стоит вешать всех собак на министра, если неконтролируемый рост заражения произошел из-за наплевательского отношения к рекомендациям медиков самих граждан?
— На этом вопросе сильно сказались перекосы с информационной подачей. Об этом очень хорошо на днях написала социолог Гульмира Илеуова. Как только COVID-19 попал в Казахстан, им сразу же стали запугивать людей. Что, дескать, коронавирус это только смерть. Никто особо не напрягался разъяснить, что болезнь может протекать бессимптомно или в легкой форме, а также о процедурах лечения. Просто из всех утюгов кричали, что мы все умрем.
А проблема прежде всего была в том, что с введением режима ЧП закрыли все медучреждения.
То есть было такое негласное указание не болеть ничем, кроме коронавируса. Сердечные болезни, простуда и другие инфекции массово копились и не лечились
Два месяца в стране были закрыты все педиатрические кабинеты. И что мы получили? Проявление всех невыявленных или недолеченных болезней. А еще два месяца без солнца и свежего воздуха.
Поэтому все карантинные меры в том объеме, как они были у нас реализованы, привели к резкому снижению общего иммунитета населения.
Вдобавок мы видели злоупотребления СЭС, которая не могла сама определиться, чего хочет.
Видели и строительные подряды, раздававшиеся направо и налево безо всяких тендеров. Власть проявила себя далеко не лучшим образом.
По проблемам медицины, как мы помним, выступал кто угодно, но только не специалисты. Тихо было в медицинских НИИ и профессуре. Такое ощущение, что какие-нибудь заместители акимов и главрачи СЭС с опытом работы в бухгалтерии больше разбирались в ситуации, чем специалисты.
— О квалификации руководства минздрава мы уже как-то беседовали.
— Да-да. Проблему обострили и закрытие педиатрических факультетов, и сокращение инфекционистов, и массовая приватизация медучреждений. То есть в самый сложный период жизни страны решения принимались не медицинскими специалистами, а экспертами по госзакупкам и финансам.
Административный зуд, о котором я уже много раз говорил, блестяще проявился в 2020 году. Минздрав совершил все возможные ошибки
Уже через месяц после начала карантина, то есть в апреле, было ясно, что меры излишне жесткие и ведут только к ухудшению ситуации. А ведь можно было организовать нормальное медобслуживание населения. Но ничего этого сделано не было. Поэтому нынешний всплеск заболеваемости всеми другими болезнями, кроме коронавируса, это прямая заслуга необдуманных карантинных мер. Не говоря уже о том, что это логическое следствие тех реформ, которые пыталась проводить биртановская команда.
— Ушел-то он один, а вся его команда, по сути, осталась.
— Будут рокировки. Новый министр все-таки имел опыт работы главврачом и директором медцентра управления делами президента. Это к разговору о том, что в последние годы количество персонала с опытом работы врачами и главрачами в составе руководства минздрава стало стремиться к нулю. Более-менее опыт работы по специальности был у Лязат Актаевой, да и та ушла с поста вице-министра.
Новый министр Алексей Цой, дважды руководивший медцентром управления делами президента, где пациенты более требовательные, имеет безусловный иммунитет к случайным косякам
Он яркий пример того, как к высокому посту важно и можно прийти, проработав в низовых структурах.
Кстати, это уже не первое назначение из системы управления делами президента. Когда пошла череда скандалов в Шымкенте, из УДП на пост акима попал Мурат Айтенов. Есть и другие примеры, глядя на которые можно смело говорить об авторитете управления как источника антикризисных кадров.
Источник: 365info.kz
Просмотров материала: 1 393