COVID-19 продолжает свой безудержный марш по планете, погружая всю мировую экономику в пучину хаоса. Увы, надежды на то, что летняя жара погасит вспышку нового коронавируса, как делала это с привычными респираторными заболеваниями, не оправдались. А значит, нам в Казахстане еще рано расформировывать Государственную комиссию по восстановлению экономического роста во главе с президентом К. Токаевым.
А еще это значит, что сохраняется особенный резон разбираться в «скрытых пружинах» экономического роста (Матрица.kz, 21 мая 2020г.) и некоторых его особенностях (Матрица.kz, 11 июня 2020 г.).
В предыдущих статьях мы отметили, что человеческий капитал является важным условием успешного преодоления кризиса в экономике. И чем качественнее он будет подготовлен, чем профессиональнее будут медики, сталевары, нефтяники, хлеборобы и другие экономические субъекты, тем прочнее залог успеха. Сегодня попробуем оценить «подготовку» человеческого капитала страны с несколько неожиданной стороны…
Когда важно количество…
Важной особенностью пандемии коронавируса стала его способность запирать целые народы по суверенным «квартирам». При этом в национальных экономиках существенно ослабевают глобальные хозяйственные связи, с особой остротой встают вопросы замещения дефицита товаров и продуктов, покрывавшиеся импортом.
Многие годы одной из железных отговорок недостаточного развития производства в Казахстане служила и служит малая численность населения. Как известно, являясь девятой по размеру территории страной в мире, у нас один из самых низких показателей по плотности населения.
Причиной этого являются трагические события последних ста с небольшим лет, больнее всего ударившие по коренному населению – казахам.
Историками доказано, что с начала XX века, вследствие частой смены власти, насильственной коллективизации, массовых репрессий и голода, Второй мировой войны численность представителей титульной нации сократилась почти наполовину. Те же причины привели к тому, что многие казахи спешно покидали родные края и бежали за границу. В то же время в республику активно депортировались представители разных народов и народностей СССР. Отсюда к моменту обретения независимости в 1991 году коренное население составляло лишь 39% от общей численности или немногим более 6,5 миллионов человек.
На общих демографических показателях сильно сказывалось и то, что в периоды экономических кризисов резко снижалась рождаемость, а средняя продолжительность жизни граждан заметно уменьшалась. После развала СССР и падения «железного занавеса», открытия границ произошла масштабная – порядка 3 миллионов человек в целом – эмиграция населения из Казахстана.
Так низкая плотность и численность населения и стала служить экономическим аргументом, что создавать собственное производство чего-либо просто нерентабельно: существующий в стране спрос не окупает инвестиции, а выход на экспорт осложнялся неконкурентоспособностью с зарубежными производителями.
Как мы возвращали сородичей
Понятно, что низкая плотность и малочисленность населения, кроме очевидных экономических последствий, имеет и огромное политическое значение. И основным резервом для улучшения демографических показателей стали именно казахи, которых когда-то злая судьбина заставила оставить родную землю. Экспертами общепризнано, что возвращение соотечественников на историческую родину является одним из самых реальных и гуманных путей решения демографических проблем. По официальным оценкам число наших сородичей на чужбине составляет порядка 5 миллионов человек, но многие известные отечественные эксперты смело утверждают, что их может быть в два раза больше. И каждый из этих 10 миллионов способен внести свою экономическую лепту в развитие нашей страны.
Отметим, что уже даже в имеющейся исторической ретроспективе трех десятков лет независимости Казахстан принимал активные действия для возвращения казахов на их родную землю. И главная заслуга в организации таких системных мер, безусловно, принадлежит Первому Президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву.
Так, например, один из первых документов, которым регламентировался порядок переселения коренных казахов, которые находятся за пределами Родины – постановление правительства еще Казахской ССР – датируется 18 ноября 1991 года. Считается, что этот государственный акт, инициированный в то время Елбасы, и положил начало процедуры возвращения в Казахстан соотечественников.
В сентябре 2005 года на III Всемирном курултае казахов, Н. Назарбаев привел следующие оценки численности сородичей за рубежом: «В настоящее время зарубежные казахи проживают в более 40 странах мира, причём подавляющее их большинство — в соседних и сопредельных с Казахстаном государствах. По последним сведениям, в Узбекистане проживает полтора миллиона казахов, в Китае — 1 миллион 500 тысяч, в России — около миллиона, в Туркменистане — 100 тысяч, в Монголии — 80 тысяч, в Кыргызстане — 45 тысяч казахов. Из других стран казахи наиболее многочисленны и проживают компактно в Турции, Иране и Афганистане. В странах Европы казахи представлены небольшими группами, а в странах Северной и Южной Америки их насчитываются единицы».
Усилиями государства создавались и создаются благоприятные условия для получения гражданства в упрощенном порядке для этнических казахов, получивших статус «оралманов» (ныне транскрибировавшееся в «қаңдастар»). Центры адаптации и интеграции соотечественников, окончательно сформировавшиеся в нынешнем формате в 2007 году, занимались расселением репатриантов, обустройством их на местах с предоставлением жилья, места работы и учебы. Вернувшимся на Родину людям предоставляли или восстанавливали права гражданства.
2 декабря 2008 года постановлением правительства №1126 была утверждена Государственная программа «Нұрлы көш» для рационального расселения и содействия в обустройстве этнических иммигрантов, бывших граждан КазССР, прибывших жить и работать в Республику Казахстан, а также граждан Казахстана, проживающим в неблагополучных районах страны.
Для достижения цели Госпрограммы предусматривается решить следующие задачи:
• стимулирование расселения участников программы в соответствии с потребностями экономики в трудовых ресурсах и для реализации прорывных проектов;
• разработка и реализация новых механизмов социальной поддержки участников программы;
• обеспечение участников программы жильём путём кредитования жилищного строительства и покупки жилья;
• обеспечение устойчивой занятости участников программы;
• совершенствование нормативной правовой базы регулирования миграционных процессов.
Госпрограмма учла и такой опыт государства, как выделение специальных квот на иммиграцию оралманов. Размер квоты определялся конкретно каждый календарный год с учётом изменения количества населения, экономических и финансовых показателей страны и утверждается непосредственно указом президента Казахстана. В первый раз такая квота была установлена в 1993 году, согласно которой в республику приехали 10 000 семей (примерно 40 000 человек). В 1990-е годы размер квоты существенно менялся, снизившись до 500 семей в 1999 и 2000 годы. С преодолением кризиса конца 1990-х и улучшением экономических условий, начиная с 2002 года, размер квоты существенно вырос, составив в 2005 году 15 000 семей.
Ходатайство о включении в квоту может быть подано либо до приезда из-за границы (в дипломатическую или консульскую миссию РК), или после прибытия в Казахстан через Комитет по миграции Министерства труда и социальной защиты населения.
Безусловно, на практике в рабочих процессах иммиграции соотечественников порой случались избирательность и коррупция, бездушие или близорукость отдельных работников в местных акиматах или госучреждениях, которые своими действиями или, наоборот, бездействиями дискредитируют саму идею репатриации. Но такие отдельные случаи не могут исказить главный общий результат: благодаря политике Н. Назарбаева на историческую Родину вернулось более 1 миллиона казахов или 314 017 семей. Сейчас число представителей коренного этноса составляет 70% от общего населения. Сегодня население Казахстана составляет 18,6 млн. человек, а средний возраст составляет 35 лет.
Не порвать где тонко
Известно, что национальная тема неоднократно становилась в новейшей истории причиной острых конфликтов и даже распада прежде крепких государств. К счастью, мудрая политика Елбасы уберегла Казахстан от таких потрясений даже при условии серьезного качественного изменения состава населения.
Мне думается, что определяющим «заклинанием» Первого Президента от подобных напастей стал уже ставший хрестоматийным его лозунг «Вначале экономика, а затем политика». Что любопытно, наткнулся в Интернете на научную статью, согласно которой Елбасы можно классифицировать как «классического либерала», поскольку именно они считают, что «экономические процессы должны вести политические процессы».
Здесь же дается следующее обоснование поднятой сегодня темы: «Причина, по которой в страну привлекали казахов проживающих за рубежом, состояла в том, что люди, обладающие общими культурными особенностями, быстрее интегрируются в существующую среду. Как правило, обществу, объединенному на основе одного этноса, легче донести общую концепцию развития страны. На эти два вопроса был один ответ – это программа репатриации казахов на историческую родину… Людям оказывается экономическая помощь, и в материальном плане люди получают возможность развития быстрыми темпами, достигается экономическая стабильность в обществе. Как утверждают сторонники либерализма – экономическая стабильность тянет за собой и политическую стабильность. Из этого делаем вывод, что одной из причин переселения людей является поиск экономически выгодных мест для переселения».
«Русские – часть нашего народа»
Первого Президента Н. Назарбаева – инициатора создания ЕАЭС – даже самые ярые оппоненты вряд ли могут назвать националистом. А действующий сейчас президент Касым-Жомарт Токаев с самого начала своей деятельности прямо заявлял о преемственности политики своего предшественника.
Видимо именно преемственностью тонкой межнациональной политики Елбасы и следует считать следующие слова К. Токаева в недавнем интервью «Комсомольской правде»: «По сути, казахстанцы, независимо от их этнического происхождения, считают себя единым народом, единой нацией. В Казахстане нет понятия «национальное меньшинство». В Казахстане проживает более 3,5 миллионов русских, их доля в общей численности населения достигает почти 19%. Русские, проживающие в нашей стране, неотъемлемая часть нашего народа, они пользуются всеми правами… Русские – это часть нашего народа».
Отсюда смею прийти к логическому выводу, что лишь всемерно укрепляя и наращивая наш общий человеческий капитал, мы получаем надежду без особого ущерба выйти из нынешнего экономического супер-коронакризиса…
Нурлан Махмудов, специально для Матрица.kz
Просмотров материала: 1 710