Интервью с директором компании - победителя тендера на аренду 35 участков Иле-Алатауского нацпарка, ТОО «Култау» Александром Гужавиным.
Земли нацпарков отданы в частные руки! Народное достояние в опасности! Новые шлагбаумы и заборы в горах! Такими заголовками пестрили на этой неделе казахстанские таблоиды. Тема Алматинских гор всегда была горячей, люди стоят за каждый клочок живописной земли, при этом гектары все равно уходят частникам.
Горожане уже давно не могут свободно выйти, например, к реке в ущелье Бутаковка или пройти прежней тропой к горячему источнику в Алмарасане. Теперь вот еще 34 популярных участков в Иле-Алатауском нацпарке переданы в долгосрочное пользование частной компании, в их числе Большое Алматинское озеро, Ущелье Тургень, Чарын и плато Асы.
- Никаких заборов не будет! Мы наоборот открываем новые возможности, - заверил генеральный директор компании - победителя ТОО «Култау» Александр Гужавин. - Наша компания была зарегистрирована в 2004 году как раз для развития интересных проектов в области туризма. Она занимается только экотуризмом, ничем другим больше.
Мы разработали модель экотуризма на территории нацпарка, его одобрили, начались процедуры для тендера, администрация нацпарка скорректировала свой Генплан, выложила необходимую информацию на сайт со всей тендерной документацией для обсуждения общественности в соответствии с законам «О госзакупках». То есть вся информация была доступна. Затем объявили тендер, и в составе комиссии вошли свыше тридцати человек.
- Почему вы были единственными участниками тендера? Такое бывает?
- Больше никто не подал заявки, кроме нас. Был один лот из 34 участков, это 35 гектаров, 14 из них с соцнаправлением – это смотровые площадки, мостики, 20 земель относятся к коммерческим, 8 - это туристические центры - места размещения, приюты горные, кемпинги. Мы выступили в данном проекте не просто как арендаторы, а как инвесторы по развитию туризма. В условиях тендера четко говорится, что в течение четырех лет мы должны инвестировать средства в создание базовой инфраструктуры, которая поможет развиваться парку дальше.
- Что это значит?
- Это строительство визит-центров с информационными стойками, в которых можно получить сведения о парке. Там же будут образовательные классы, где можно проводить занятия на 20-30 минут по занимательной географии, топонимике, биологии. И обязательно при этих центрах должны быть туалеты.
Мы говорим о комплексном подходе по американской модели, и располагать будем эти центры в интересных и популярных у отдыхающих местах. Оттуда начнём развивать и туристические тропы.
По договору мы должны развить тропы на всех участках протяженностью 155 км, создать там уход, правильную навигацию. Это будут прогулочные тропы, чтобы люди в горы ходили не просто есть и пить, а развиваться.
В целом по контракту мы должны построить визит-центры, общественные туалеты, два кемпинга, караванник и этноаул, а также провести 17 троп со всеми названиями и информацией. То есть, создавая эту базовую инфраструктуру, мы дадим людям возможность не только созерцать, а заниматься экотуризмом, познавать природу через образование, специальные уроки, гидов.
- Всех интересует, как люди будут попадать на популярные объекты, это станет платным?
- Мы наоборот открываем новые возможности и задача этого проекта дать новое восприятие, через нашу ответственность. Люди, город, горы, реки , национальный парк - мы единая экосистема.
Сам туристический центр и тропы бесплатные, но коммерческая составляющая, конечно, будет. Будем смотреть, например, туалет может быть платным, услуги гидов, торговые точки. Все это еще будет обсуждаться и коммуникации с обществом, горожанами важны для нас.
В ближайшее время мы планируем провести круглый стол - думали сделать это раньше, но, к сожалению, карантин внес коррективы.
- Есть ли в нацпарке другие долгосрочные арендаторы, почему про них не пишут?
- Земли передаются в любых нацпарках, и правила для этого разрабатывает Комитет лесного хозяйства, это проводится ежегодно. Насколько мне известно, после последней ревизии в Иле-Алатауском парке там порядка 150 пользователей таких, как мы. Эти сведения открыты, их всегда можно посмотреть.
Да вы итак можете увидеть все, когда поднимаетесь, например, в большое Алматинское ущелье - там везде кафе, платные площадки, это все земли взятые в аренду.
Но мы пойдем дальше, я уже говорил, что мы не просто арендаторы. Мы подписываем меморандум с акиматом Алматы, чтобы продлить маршруты автобусов, хотим внедрить электротранспорт. Сотрудничаем с К-селл по развитию точек связи.
Получили через их биг-даты, интересную информацию, что 50% туристов оседают в придорожных кафе, и все потому что не развита инфраструктура, нет карт и информации, куда можно пойти в горах.
У нас 34 участка по всему парку, но визитной карточкой нашей работы будет развитие туристического центра Аюсай. Подписан уже меморандум с КазНУ о совместной работе по организации научных исследований в ущелье Аюсай, подготовке гидов и эко-журналистов. Мы работали со швейцарской компаний, которая нам сделала мастер-план, в конце года сделаем экспозицию музея снежного барса, как символа нашего проекта.
Также работаем над созданием легенд, которые присутствуют на всех популярных туристических объектах. В ущелье Аюсай это будет девочка Аюсай из семьи кочевников, мы работаем над ее образом. Она станет центральной фигурой, которая расскажет о парке посетителям. То есть мы строим устойчивую модель экотуризма.
- А как вы будете зарабатывать на этом проекте?
- Есть несколько составляющих, первая выгода для самой природы, чем больше дадим знаний людям, тем больше будет желания защищать и охранять. Вторая выгода – это соцответственность. Сейчас я лично в том возрасте, когда понимаю, что должен что-то отдать. Ну, и третья выгода – это коммерческая составляющая! Как везде будем заводить бизнес, лучше всего через общественный фонд.
Безусловно, на объектах будет общепит, но на высоком уровне - мы не хотим там продавать алкоголь. Пусть это будут больше экологические продукты.
- Почему тендер состоялся 13 марта, а заговорили о нем все только сейчас?
- Был карантин, который наступил, как раз сразу после тендера. Но мы подготовители свой мастер-план с полным видением по развитию не только того, но и других парков.
Существует какое-то неправильное восприятие ситуации, возможно, это наша недоработка, но мы открыты, готовы все рассказывать и показывать. Будем проводить разные мероприятия, потому что коммуникации для нас главное. Приглашаем всех говорить, рассказывать, на месте, в аудиториях, как угодно и где угодно.