Тренд на определенные изменения в жизнедеятельности казахстанского общества и государства, заданный в прошлом году со сменой руководства страны, дополнился беспрецедентными процессами в связи с распространением коронавирусной инфекции COVID-19. С подобным явлением Казахстан столкнулся впервые, не имея прежде какого-либо опыта адекватного реагирования в условиях массовой эпидемии.
Введение почти на два месяца чрезвычайного положения и карантина на всей территории республики, с одной стороны, позволили добиться снижения темпов распространения данной болезни.
С другой стороны, ограничительные меры привели к определенным критическим последствиям в разных сферах жизнедеятельности общества. Прежде всего, это выразилось в снижении уровня деловой активности, занятости и доходов граждан и, как следствие, ухудшении социального самочувствия значительной части населения.
Как будет Казахстан с учетом всего этого выходить из карантина, точного ответа на этот вопрос пока нет. Ситуацию усугубляет прогнозируемая вероятность второй волныраспространения COVID-19в стране осенью этого года.
Принимаемые государством антикризисные меры обеспечивают стабилизацию экономики и социальной сферы. Вместе с тем имеется риск роста иждивенческих настроений в обществе.
Фактически замершая политическая жизнь способствует поддержанию стабильной обстановки в стране в целом. Однако это может быт чревато увеличением уровня политической пассивности населения, зацикленного на решении образовавшихся во время карантина проблем и вопросов материального, психологического и иного плана.
Особенно все это способно отразиться на деятельности политических партий, что особенно ощутимо с учетом предстоящих в следующем году парламентских и местных выборов.
Причем им сейчас важно понять не столько то, как наверстать упущенное в отношениях с потенциальными избирателями за сравнительно небольшое время, сколько вообще свою востребованность со стороны пребывающего в определенной растерянности общества в настоящее время и на ближайшую перспективу.
Данное обстоятельство обусловлено тем, что сегодня в казахстанском обществе наблюдается масса запросов и ожиданий, причем зачастую противоречащих друг другу. У одних людей, к примеру, имеется запрос на «сильную руку», способную обеспечивать порядок, а у других, наоборот, на максимальную сдачу государством позиций в пользу обществаи его институтов.
Есть также запросы на усиление социальной политики государства, расширение возможностей для частного предпринимательства, национальное возрождение в современных условиях, гендерное равенство, увеличение молодежи в органах власти и т.д. и т.п. Действующим партиям же важно улавливать соответствующие сигналы от общества и адекватно реагировать на них.
Традиционно любые партии призваны выполнять такие функции, как представительство интересов определенных социальных слоев и групп, привлечение большого круга граждан к участию в политическом процессе и придание этому участию организационного формата, выступление в качестве связующего звена между обществом и государством, отбор и выдвижение кадров для государства и других институтов политической системы страны, включая потенциальных политических лидеров, участие в процессах приобретения, формирования и осуществления государственной власти.
Однако в силу ряда объективных и субъективных факторов далеко не все казахстанские партии способны выполнять данные функции максимально и качественно. В свою очередь, данное обстоятельство так или иначе отражается на уровне конкурентоспособности и электоральном рейтинге каждой из них.
В частности, партии «Nur Otan», «Ак жол» и КНПК, благодаря своему представительству в Мажилисе Парламента РК, участвуют в процессе выработки и принятия политических решенийна законодательном уровне.
В то же время роль партий практически незаметна в маслихатах всех уровней и, следовательно, в определении и реализации политической повестки в регионах и мегаполисах страны. Хотя с учетом перевода системы выборов депутатов на пропорциональную основу им в скором времени придется взять на себя соответствующие полномочия.
В этой связи партиям, как представленным в маслихатах, так и стремящихся к этому, следует хорошо подготовиться к участию в деятельности данных органов в новых условиях. Особенно большими возможностями для этого обладают первые из них, способные повлиять на улучшение работы своих депутатов.
Наибольший акцент последним следует сделать на увеличении уровня взаимодействия с представителями общественных организаций, трудовых коллективов, экспертного сообщества и отдельными заинтересованными гражданами. Соответственно формат этого взаимодействия должен быть расширен, включая общественные слушания, круглые столы, открытые обсуждения проектов решениймаслихатов по актуальным вопросам развития данных регионов, встречи с избирателями в общественных приемных своих партий и т.д.
Вступивший в силу закон «О порядке организации и проведения мирных собраний в Республике Казахстан», придал данному порядку уведомительный характер. Это позволяет сформировать и внедрить качественно новую культуру отношений между государством и обществом по вопросам проведения митингов, шествий, пикетов и т.п.
Вместе с тем не исключено, что накопленные за время карантина среди различных слоев и групп населения негативные настроения повлекут проведение в постпандемийный период серии акций протеста в рамках облегченного порядка.
Во избежание в данном случае стихийности и дестабилизирующих последствий действующим партиям следует воспользоваться возможностями, предоставленными новым законом, и периодически проводить различные мирные собрания с привлечением заинтересованных граждан.
Те из них, которые лояльны к официальному политическому курсу, могут открыто выступать в поддержку различных решений и действий руководства страны, чего в политической жизни Казахстана не хватало прежде.
Партии же, выступающие с несогласием и критикой в адрес властей по тем или иным вопросам, могут направить протестные настроения своих сторонников в организационно-правовой формат, а также перехватить повестку радикально настроенных сил.
Парламент также рассматривает пакет поправок в разные законодательные акты, регулирующие вопросы создания и деятельности парламентской оппозиции. Свою реализацию они, скорее всего, получат после проведения парламентских выборов и формирования депутатского корпуса Мажилиса нового созыва.
Какие партии будут в нем представлены и чья депутатская фракция объявит себя оппозиционной, покажут результаты выборов. Однако предстоящая легализация института парламентской оппозиции уже сейчас является фактором, побуждающим большинство действующих партий определиться со своей политической позиции и выстраивать на ее основе свои предвыборные программы и риторику.
Рассматриваемый институт также стимулирует к определенному оживлению в будущем парламентской деятельности посредством, в частности, проведения межпартийных дискуссий по разным законопроектам. А этому действующим партиям тоже следует учиться в настоящее время, проводя дискуссии между собой на разных площадках.
Но все же пока серьезным вызовом для партий, как и для всего общества и государства, была и остается неопределенность дальнейшего развития Казахстана в краткосрочной перспективе с учетом сохраняющейся пандемии. В свою очередь, это может привести к фактической виртуализации политики и, как следствие, необходимости расширения информационных технологийи сферы их применения в партийной деятельности.
С одной стороны, все это выразится в определенном ограничении традиционных форм взаимодействия представителей партий с различными категориями граждан. С другой стороны, у партий появится серьезный стимул для улучшения работы своих сайтов и увеличения уровня своего присутствия в электронных масс-медиа, социальных сетях и мессенджерах. В этом отношении рассматриваемый вызов может ознаменоваться появлением новых возможностей.
Таким образом, в текущих условиях в стране способно измениться многое, включая привычные механизмы коммуникаций. Следует ожидать, что наибольшим спросом и поддержкой среди населения будут пользоваться те партии, которые смогут быстро освоить и применять соответствующие механизмы и, благодаря этому, эффективно осуществлять собственные коммуникативные функции в качестве своего рода посредника между обществом и государством. Причем данная тенденция будет действовать не только в контексте предстоящих выборов, но и в поствыборный период.
Андрей Чеботарёв, политолог
Просмотров материала: 1 117