Нагрузка на системы электронного правительства возросла за последние несколько дней. Известные представители IT-сферы Казахстана высказались о перегрузках сайта EGov, который в сутки с трудом выдерживает сотни тысяч обращений казахстанцев, передает Today.kz.
Нагрузка на системы электронного правительства возросла за последние несколько дней. В республике стартовала выплата по потере дохода, претендовать на которую могут несколько миллионов казахстанцев, на портале также запустили долгожданное получение ЭЦП удаленно, а ЦОНы в связи с введенным в стране режимом ЧП закрыты.
Граждане ринулись получать госуслуги онлайн, но большинство попыток оказались тщетными. Портал постоянно зависает и выдает сообщения о технических неполадках. Министр цифрового развития Аскар Жумагалиев проблему признал и заверил, что "все ресурсы брошены" на ее решение.
"Я знаю, в последнее время вы сталкиваетесь с проблемами по получению ЭЦП и оформлению пособия на портале. Это происходит из-за рекордного потока пользователей. Мы знаем об этом и все ресурсы брошены на то, чтобы решить эти проблемы. С момента закрытия ЦОН граждане получили более миллиона электронных услуг. Более двух тысяч человек работает в колцентре 1414, чтобы консультировать наших сограждан. В ближайшие дни мы намерены подключить еще больше наших сотрудников, чтобы они из дома могли через разрабатываемое нами решение регистрировать вас в базе мобильных граждан. Конечно, хочется многие вещи запустить быстрее, но есть правила информационной безопасности, которые мы также обязаны соблюдать. Параллельно коллегам приходится бороться с хакерскими атаками. Мы не говорим об этом, потому что это наши проблемы, не ваши... Можно критиковать и говорить, что ничего не работает. Но огромная команда айтишников сейчас делает все возможное. Пожалуйста, не переживайте! В ближайшее время все необходимые меры будут приняты. Пособие, о котором говорил Глава государства, получат все названные категории. Мы видим и слышим вас!", - написал он на своей странице в Facebook.
Команду EGOv поддерживает директор Prime Source Евгений Щербинин. Он отмечает, что программисты оказались на фронте борьбы с эффектами пандемии, и также, как и врачи в больницах, круглосуточно находятся на своем рабочем месте и спят по 2-3 часа в сутки.
Председатель комитета информационно-коммуникационных технологий, образования и инноваций НПП "Атамекен", глава ARTA Software Болат Башеев отмечает, что что-то похожее он проживал, когда его компания разработала проект по реализации квартир Baiterek Development.
"Когда ARTA сделала проект по реализации квартир Baiterek Development продав 910 квартир за 28 минут на сумму 28+ млрд тг и обрабатывая 3000 одновременных пользователей ежеминутно, мы очень сильно радовались. Победа была выстрадана. Этому предшествовало два крупных падения сервиса из-за высоких нагрузок. Пришлось лично приносить извинения в СМИ, отменять итоги и два месяца оптимизировать платформу, увеличить серверные мощности и каналы связи. Причиной было то, что изначально готовились к одним нагрузкам, а в итоге они оказались в разы больше. На Egov нагрузки, как мне кажется, гораздо больше. И нужно ребятам дать время адаптировать сервисы под резко изменившуюся нагрузку. Ведь, в конце концов, если не отступать, все получится!", - высказался он.
Основатель и генеральный директор TOO Documentolog Байжан Канафин убежден, что Айтишники не волшебники.
СЕО Chocofamily Рамиль Мухоряпов отмечает, что продукт начинает "тормозить", когда реальная нагрузка начинает существенно превышать расчетную.
"При проектировании ИТ-продуктов разработчики закладывают некую расчетную нагрузку и, исходя из нее, строят архитектуру и пишут код. По мере добавления новых фич в продукт, он становится более комплексным, внутри растет количество взаимосвязей, скорость работы может замедляться. Поэтому со временем внедрение даже с виду простых изменений требует все больше времени разработчиков. Если же реальная нагрузка вдруг начнет существенно превышать расчетную, то продукт начнет "тормозить", на выполнении "обычных действий" будет уходить существенно больше времени, страницы будут медленно грузиться, а иногда не грузиться вовсе. При неожиданном превышении предельных нагрузок в 10-20 раз, продукт, скорее всего, "ляжет". И почти всегда здесь не обойтись простым увеличением серверов — нужно переписывать код, а иногда и перекраивать всю архитектуру", - объясняет он.
Мухоряпов рассказывает, что с такой проблемой компания столкнулась в декабре 2019 года, когда на Chocofood.kz количество доставок к сутки выросло до четырех тысяч.
"При этом мы делали систему все более умной. К примеру, каждый раз когда пользователь входил в приложение, мы определяли его геолокацию и в реал-тайм режиме подгружали ему только те рестораны, которые входят в его зону доставки, рассчитывая одновременно время и стоимость доставки из каждого ресторана. Система отлично работала до 3 тысяч доставок/день, но начала "тормозить" при очередном усложнении и росте нагрузки. На решение проблемы у нас ушло почти два месяца — пришлось существенно перестроить архитектуру проекта. Так что, когда Egov.kz падает и перестает работать в результате того, что туда пришли одновременно миллионы людей за получением онлайн ЭЦП вместо десятков тысяч — ничего удивительного тут нет. Это сложный продукт, который взаимодействуют с огромных количеством служб, к нему есть повышенные требования по защите и безопасности. Программный код писался годами силами сотен разработчиков и даже вероятно разными поколениями разработчиков. Это усложняет понимание взаимосвязей внутри проекта — внедряя новую фичу (к примеру, возможность удаленного получения ЭЦП), ты можешь "сломать" что-то другое. И вряд ли 10 лет назад кто-то серьезно думал, что миллион граждан одновременно захотят воспользоваться гос.услугами онлайн. Тем более, что сервис по выпуску ЭЦП онлайн наверняка создавался в условиях цейтнота — ведь в период карантина нужно было быстро дать возможность людям решать свои вопросы без физического присутствия в ЦОНе. Не было времени все проверить пять раз, протестировать, в том числе, на нагрузки, как было бы в мирное время", - добавил он.
К слову, Минтруда и Минцифровизации запустили проактивный формат получения пособия. Это значит, что получателю придёт "письмо счастья" - sms с назначением выплаты без подачи заявления. Планируется, что более миллиона казахстанцев получат услугу проактивно. Заявки также можно будет подать без ЭЦП, с помощью смс-пароля.
Отметим, что на сегодняшний день на портале электронного правительства можно получить более 80% государственных услуг онлайн.
Напомним, Глава государства поручил расширить охват дополнительными социальными выплатами в размере одной минимальной заработной платы. Пособия в 42500 тенге должны будут получать не только те, кто ранее имел официальную работу и зарплату, но и те, кто являлся самозанятым или работал неофициально. Выплаты получат порядка трех миллионов казахстанцев.
Просмотров материала: 585